Добровольны ли страсти Христовы?

Хочу коснуться здесь одного разногласия уважаемых мной популярных православных проповедников С.М. Масленникова и А.И. Осипова.

Сергей Михайлович Масленников утверждает, что безгрешные страсти Христовы были добровольными. А Алексей Ильич Осипов утверждает, что они были вынужденными. См: https://www.youtube.com/watch?v=zA-6SKrWxH0

Дерзну вмешаться в спор знаменитых проповедников со своим дилетантским мнением. – По-моему, оба они правы! – Дело здесь, по-моему, в том, что к этому вопросу не подходит логика «исключённого третьего». Она вообще не подходит к Бытию Бога, потому что в Нём совмещаются несовместимые, взаимоисключающие по человеческой логике качества. Например: Триипостасность, по видимости, противоречит единосущности; нераздельность Лиц Святой Троицы противоречит Их неслиянности. Всемогущество Бога как бы противоречит Его смирению, а вечное и неизменное существование Бога противоречит факту смерти Сына в человеческом воплощении.

   И вочеловечившийся Бог Слово удивительным образом сочетает в Себе две противоречивые природы: ограниченную природу человека и беспредельную природу Бога. Человек Иисус Христос олицетворяется Его самосознанием. И самосознание это у Него ограничено, как и у всякого человека. Но Личность Христа больше, чем Его самосознание. В Нём неизменно присутствует Сам Бог! То есть, человек Иисус ощущает вынужденные страсти, как и всякий из нас, но неизменно Ему отвечает Бог, присутствующий в Нём. И мы видим, как Иисус возносится над страданием и вынужденными страстями и начинает боготворить! Он проявляет немыслимую стойкость и смирение, творит чудеса, прощает грешников и злодеев, распинающих Его.

– Что-то подобное может происходить и в человеке. – Душа человеческая составлена из двух перекрывающихся сфер, формирующих волеизъявление. Это сфера осознанного и сфера бессознательного, причём, сфера бессознательного намного обширнее. Это относится к любому человеку – такова человеческая природа. Рискну утверждать, что таково  же строение Личности и Богочеловека Иисуса Христа, поскольку, как сказано в Священном Писании, и как толкуют Святые Отцы, Он был в полной мере человеком. И в то же время, Он был в полной мере и Богом. Его Личность вмещает в себя ограниченное человеческое самосознание и бесконечное Бытие Бога. Вот это бесконечное Бытие Бога присутствует, по-моему, в «сфере бессознательного» в душе Богочеловека Иисуса Христа.

   Поэтому можно сказать, что для Сына человеческого – Иисуса Христа, олицетворённого сознанием, страсти Его являются вынужденными. А для Бога Иисуса Христа страсти, конечно же, являются добровольными. И это проявляется согласованно и последовательно в одной Личности Богочеловека! В свете такого понимания более ясными, по-моему, становятся: эпизод с самарянкой, эпизоды, в которых Спаситель уставал, скорбел, алкал и жаждал, а также потрясающие эпизоды «Моления о чаше» и кончины, когда Он возгласил: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил!» Да не осудит Господь мою дерзость – пытаться объяснить для моего немощного разума Его неизъяснимое Бытие!
И дай Бог, чтобы моё представление помогло бы разрешению спора двух уважаемых проповедников!

Ноябрь 2017.


Рецензии
Здравствуйте, Аркадий.
---
"...такова человеческая природа."
==
А если человек всё же Дух-душа-тело?
///
"И это проявляется согласованно и последовательно в одной Личности Богочеловека!"
---
Иисус Христос явил пример человекам, что могут заблудшие сыны, вернувшиеся в Отчий дом. И более того смогут...
---
А "проповедники" спорят только тогда, когда в них - разный Дух. Или вообще нет Духа Божиего... Так тоже "иногда" бывает...
///
И мой немощный разум согласен с Вашим.
Спасибо большое.
Божией помощи нам.

Саша Человекиз   21.11.2017 15:24     Заявить о нарушении
Да, это так! Спасибо!

Аркадий Костерин   22.11.2017 11:41   Заявить о нарушении