Струны понимания. Глава 10 НВ

Глава 10.

1.  Освобождение личности от тирании собственного эго посредством постепенной интеграции фрагментированной непосредственной данности в глубинную контекстную реальность является важнейшей задачей человека не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне.

2. По существу каждый человек и общество в целом постоянно должно делать выбор между такой интеграцией и ее антитезой, то есть подменой глубинной реальности поверностной фрагментированной данностью. Иными словами данность никогда не может оставаться данностью, она должна либо интегрироваться в реальность, либо подменить ее собой. Действительность как результат взаимодействия реальности и данности поэтому является либо подлинной, то есть интегрированной, либо неподлинной, подменной, подставной.

3. Подмена реальности данностью когда она осуществляется в полной мере, всегда имеет катастрофические последствия для индивида и общества. Представим себе, что вместо серьезного фундамента под стены дома подкладывают тоненькую слабую подпорку, такой дом неизбежно обрушится и погубит всех, кто в нем обитает. Такие обрушения подменной, неподлинной действительности  в истории называются войнами и революциями.

4. Очень часто индивидуальное и коллективное эго само толкает человека и общество к таким кризисам, поскольку не может и не хочет больше жить в обстановке характерной для него хаотической борьбы внутренних противоречий. Так если главной ценностью общества является внешний успех и накопление материальных ценностей, то и пресыщенные элиты и вечно нуждающиеся недовольные массы в конечном счете разочаровываются в собственной жизни и (порой подсознательно) стремятся разрушить и переделать ее. Массы потому, что не имеют ни денег, ни успеха, и живут в обстановке постоянного унижения и безмолвного возмущения по поводу социальной несправедливости, а элиты потому, что обнаруживают, что ни деньги, ни успех не могут заменить отсутствие внутреннего смысла.

5. Характерно что в России конца 19 начала 20 века рост социального недовольства масс сопровождался развитием критики цивилизации внутри самой элиты, например в ходе толстовского движения. Сходные явления происходят в разные исторические эпохи и в разных обществах в контексте таких экзистенциальных кризисов, нередко заканчивающихся разрушением самих этих обществ.

6. Если наиболее чуткая и углубленная часть элиты начинает внутреннюю переоценку ценностей и медленный процесс переустройства жизни, то большинство людей этого круга стремится заполнить внутреннюю пустоту с помощью развлечений, наркотиков и других методов прожечь бессмысленное существование. Однако существенная, деятельная и влиятельная группа внутри правящих кругов в этих случаях нередко вступает на путь индивидуального и коллективного самовозвеличивания с тем, чтобы приобрести себе и своему народу известность и славу, что также представляет собой один из вариантов упомянутых выше подпорок, подменяющих бесконечное конечным.

7. В 1911 г. в Германии была опубликована книга генерала Фридриха фон Бернгарди, "Германия и следующая война", имевшая громадный успех у немецких читателей. Она выдержала несколько переизданий за три предвоенных года общим числом в несколько сотен тысяч экземпляров. Автор рассматривал войну как экзистенциальную необходимость, которая не только соответствует "природному", хаотическому состоянию международных отношений, где все решает не право а сила, но и позволяет вернуть немецкий народ к исходному единству, преодолеть эгоистическое своекорыстие, культ материальных благ и раскол на враждующие классы, дать национальному существованию смысл и цель, обеспечив центральную роль Германии в дальнейшем развитии человеческой цивилизации.

8. Эти ожидания в той или иной степени разделяли многие. Так известный немецкий историк Фридрих Майнеке (ему в то время было уже за 50)отметил в дневнике свою реакцию на известие о том, что Германия объявила войну России: "Самый счастливый день моей жизни ". Его радовало прежде всего продиктованное военной необходимостью восстановление национального единства: главная политическая партия Германии находившиеся в оппозиции к имперскому правительству "антинациональные" (по определению Бернгарди)социал-демократы, чей недавний успех на выборах 1912 году (за них проголосовало почти 40 процентов избирателей) вызвал панику у кайзера, теперь проголосовали за военные кредиты и поддержали войну. Как восторженно заявил сам Вильгельм II, под социалистической лакировкой обнаружилось добротное немецкое дерево.

9. Оглядываясь назад мы видим, что эти настроения и надежды не оправдались. Вместо триумфа они привели немецкий народ к поражению, фашизму и величайшей за всю историю Германии национальной катастрофе. Смысловая бесконечность не вмещается в конечное, утраченную целостность нельзя заменить отдельным (национализм), отвергнув общее, односторонность социального кода власти/силы не может восполнить собой отсутствие подлинного равновесия и смыслового опосредования и расчёт на неё неизбежно приводит к крушению общественного корабля.

10. Преодоление противоречий, связанных с господством индивидуального и коллективного эго над личностью, путем не мнимой, подменной, а подлинной интеграции содержания данности в смысловую реальность возможно только с учетом принципов динамики самой этой глубинной реальности. Об этих принципах у нас и пойдет речь в следующих главах.


Рецензии