СКР 112 - первый корабль Украины

С 30 августа 1969 года по 31 января 1970 года нёс боевую службу в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 21 апреля 1973 года поднял флаг ВМФ СССР [1] . С 27 мая 1980 г. по 10 февраля 1981 г. на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошёл средний ремонт. Дислоцировался в Донузлаве.

После провозглашения независимости Украиной стал первым военным кораблём, поднявшим украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Инициатором перехода был недавно уволенный капитан 2-го ранга Жибарёв.

Следуя в Одессу, СКР-112 на протяжении 8 часов преследовался российскими военными кораблями и самолетами, пытавшимися остановить мятежный корабль, в связи с чем последний и получил свою известность. Для остановки СКР-112 применялись: стрельба из артиллерийской установки в воздух и по курсу корабля, опасное маневрирование со сближением с целью тарана и нанесения повреждений, попытки высадки на корабль группы захвата. Позже преследователи были готовы в любой момент по приказу командования ЧФ открыть огонь и потопить корабль, однако корабль благополучно прибыл в Одессу. Впоследствии СКР-112 —первый корабль ВМС Украины.

События 21 июля 1992 г

Николай Жибарев, участник и главный инициатор перехода, вспоминал:

«13 июля 1992 г. я был отстранен от должности начальника штаба соединения. Вместе с моими подчиненными офицерами В. Устименко, В. Горобцом, В. Зарембой, С. Настенко мы решили совершить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17-й бригаде кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, потому что видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. В этом положении, по мнению многих офицеров, если не принять решительных мер, то нас перебили бы, как перепелок. Утром 21 июля на встрече с офицерами и мичманами СКР-112 команда решила идти в Одессу под Государственным флагом Украины»

[2] .



Свой поступок команда объяснила невозможностью дальнейшего прохождения службы в условиях постоянных унижений со стороны командования бригады и флота, неясностью вопроса раздела ЧФ и создания ВМС Украины [3] . Ведь закон о флоте был подписан президентом Украины Л.Кравчуком ещё 6 апреля того же года, однако серьёзных практических действий для его строительства пока что не совершалось.

Хронология

8.15 —на борт СКР-112, экипаж которого ещё в январе 1992 г. присягнул Украине, прибыл начальник штаба 307-го дивизиона капитан 3 ранга С. Семенов, который был старшим на учениях (в этот день было запланировано участие СКР-112 в подготовке к празднованию Дня ВМФ). Корабль получил разрешение выйти в море [4] .

Когда корабль снялся с якоря и швартовых, Жибарев поднялся на ходовой мостик и объявил: «Начальнику штаба 307-го дивизиона капитану 3 ранга Семенову и командиру корабля капитан-лейтенанту Настенко. Как старший в должности и по воинскому званию, принимаю управление кораблем на себя. Ставлю задачу командиру корабля: идти на внешний рейд»(то есть на выход из залива Донузлав в море).

8.30 —капитан 3 ранга Семенов попытался вступить в управление кораблем, однако безуспешно, после чего был нейтрализован четырьмя офицерами —флагманским минером бригады капитаном 3 ранга Шитиковым, помощником командира дивизиона капитан-лейтенантом Горобцом, капитан-лейтенантом Настенко, и капитаном 2 ранга Жибаревым [5] .

Выйдя из Донузлава, команда СКР-112 обнаружила, что малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК-184) и малый противолодочный корабль (МПК-93) уже следуют за ними. При этом командир МДК-184, посчитав, что команда МПК-93 действует заодно с СКР-112, поначалу стал препятствовать ему выходить из залива. Разбирательство заняло 15 минут.

8.56 —СКР-112 поднял украинский флаг [3] . Флаг поднял командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Анатолий Палашов.

Доклад в штаб ЧФ: «Докладываю: 21 июля с. г. в 8 часов 56 минут командир сторожевого корабля Крымской военно-морской базы СКР-112 капитан-лейтенант Настенко под руководством бывшего начальника штаба бригады капитана 2 ранга Жибарева, вместо выполнения мероприятия по плану тренировки празднования Дня ВМФ, самовольно вышел из района базирования, поднял флаг Украины и, не отвечая на запросы и приказания штаба флота. убыл в порт Одессу [6] .»

9.25 —вице-адмирал Гуринов (начальник штаба флота) приказал подняться дежурным гидросамолетам БЕ-12 для контроля за действиями СКР-112 и установления с ним связи [6] .

10.00 —контр-адмирал Борис Кожин, командующий Военно-Морскими силами Украины, позвонил вице-адмиралу Г. Гуринову и предложил: «Если есть воля людей, то пусть корабль идет в Одессу». На что вице-адмирал заявил, что в случае необходимости он использует оружие [2] .

В это время из радиообмена команда СКР-112 поняла, что начальник штаба дивизиона капитан 3 ранга С. Тушев, который находился на МДК-184, получил приказ при необходимости применить оружие. Последний, оценив положение и последствия своих действий, отдал приказ вести огонь из артиллерийской установки АК-230 не по кораблю, а впереди него. Было сделано 3-4 очереди прямо по курсу на дистанции 2 КБТ.

Через несколько минут Тушев вышел на связь с Жибаревым: «Получил приказ всеми способами остановить корабль и вернуть СКР-112 на базу». Жибарев дал ответ: «Я иду под Государственным флагом Украины в её территориальных водах и следую в украинский порт Одесса. На провокации отвечать не буду, но готов себя защищать».

Прервав радиоэфир местного радио, Борис Кожин обратился к севастопольцам со следующей речью: «Уважаемые севастопольцы! К Вам обращается командующий ВМС Украины контр-адмирал Б. Кожин. 20 минут назад мне стало известно о том, что экипаж сторожевого корабля СКР-112, который дислоцировался в Донузлаве, поднял Государственный флаг Украины, вышел в море и сейчас направляется в порт Одесса. Перед этим личный состав этого корабля во главе с командиром капитан-лейтенантом Сергеем Настенко принял военную присягу на верность народу Украины. Корабль в мирных целях вышел в море, поднял Государственный флаг Украины, проходит в её территориальных водах и направляется в порт Одесса. Когда я обратился к начальнику штаба Черноморского флота вице-адмиралу Гуринову с просьбой не противодействовать сторожевому кораблю СКР-112, то получил ответ, что по кораблю будет применено оружие, а это может привести к человеческим жертвам. В составе этого экипажа отбывают службу и представители города Севастополя, ваши дети и внуки. Поэтому, дорогие севастопольцы, не теряя времени, звоните по всем телефонам на командный пункт Черноморского флота и требуйте от его командования ни в коем случае не применять оружие против сторожевого корабля СКР-112. С прибытием в Одессу компетентной комиссии, ею будут оперативно и всесторонне изучены причины такого отчаянного шага экипажа, о чём вы будете своевременно проинформированы через все средства массовой информации».

10.25 —спустя час после того, как он должен был взлететь —БЕ-12 поднялся в воздух. Но тут же наперехват ему с аэродрома Бельбек стартовал украинский истребитель [6] .

У МДК-184 заканчивалось горючее, поэтому с КП Черноморского флота он получил приказ: «Идти на таран». Учитывая то, что МДК шёл на расстоянии всего 15 метров от СКР-112, это было большой угрозой для СКР-112, потому ему приходилось раз за разом менять курс, чтобы избежать столкновения.

Ок 13.00 —Через час после прохождения Тарханкутского маяка на МДК-184 закончилось горючее, о чём С. Тушев доложил ОЧ ЧФ и получил разрешение на возвращение.

Под Тарханкутом подошёл пограничный катер Украины и сопровождал СКР-112 в Одессу, однако он держался в стороне и оказывал только моральную поддержку.

В воздух были подняты два самолета ЧФ БЕ-12. С флотского командного пункта им поступила команда имитировать торпедные атаки на СКР-112. Видимо, почувствовав провокацию, командир звена самолетов попросил повторить команду при включенном магнитофоне. Повторной команды не поступило.

В это же время из Одессы на помощь СКР-112 вышли два украинских пограничных корабля (бортовые номера 632 и 626).

Из дальнейших радиопереговоров команда СКР-112 поняла, что командование ЧФ приказало вышедшим из Севастополю СКР «Разительный» (передан ВМС Украины в 1997 г.) и ракетному катеру РК-260 преследовать их.

Сторожевой корабль проекта 1135М «Разительный», один из преследователей СКР-112

Через 30 минут Жибарев увидел справа по борту ракетный катер. Он также пытался опасно маневрировать. Жибарев дал команду сыграть на корабле боевую тревогу. На боевые посты СКР-112 отдана команда: «Боезапас держать в готовности к подаче на орудия».

На дистанции 100 метров ракетный катер начал бросать швартовые концы, чтобы они намотались на винты СКР-112, что заставило последнего маневрировать.

Около 17.00 —появился СКР «Разительный», который прервал ходовые испытания новой турбины. «Разительный» и МПК-93 взяли курс на СКР-112, чтобы тремя кораблями взять СКР-112 в тиски и остановить. «Разительный», приспустив правый якорь, начал опасное сближение с СКР-112 с целью тарана, ,однако этот манёвр, учитывая его опасность, был отменен.

Командир бригады кораблей капитан 1-го ранга Силин, находившийся на СКР "Разительный", вышел на связь с СКР-112. Жибарев согласился провести переговоры. С командиром СКР-112. C Настенко Жибарев договорился, что если через 30 минут не вернется или не выйдет на связь на УКВ, то ему следует продолжить двигаться в Одессу самостоятельно. Застопорили ход. СКР-112 передал требование, чтобы «Разительный» не приближался к СКР-112 ближе, чем на два кабельтова. С «Разительного» за Жибаревым выслали шестивесельный ял. В ходе переговоров Жибарев объяснил Силину свою позицию. Последний, получив распоряжение от командования ЧФ не стал препятствовать Жибареву. Вскоре, когда в конфликт вмешались министр обороны Украины генерал-полковник К. Морозов и командующий Одесским военным округом генерал-лейтенант В.Радецкий, погоня и преследование СКР-112 были прекращены.

К СКР-112 подошла помощь с Одессы в виде 2 ПСКР. В воздух поднят украинский истребитель СУ-27.

18.50 —корабль успешно прибыл в порт Одесса и пришвартовался у пирса бригады пограничных кораблей Украины. Последствия и судьба корабля

Капитан 3 ранга запаса Литвак Игорь Петрович,бывший командира БЧ-7 СКР "Разительный" вспоминал:

"В этот день наш СКР вышел в море на ходовые испытания новой маршевой турбины, которая была установлена вместо вышедшей из строя. Корабль не находился на боевом дежурстве. Шли обычные испытания на разных режимах хода. Примерно в 10-00 поступила команда на полном ходу двигаться на перехват СКР-112, который, подняв украинский флаг, двигался в сторону Одессы. На пути всего следования пытались вызвать СКР на связь. Хочу отметить, что сразу же был дан строжайший запрет на применение любого вида оружия, поэтому все ссылки, что применялись артиллерийские установки - это полное искажение фактов. Преследование длилось около 4 часов, и на всем протяжении нас сопровождали пограничные корабли ВМС Украины.Задача, которая нам была поставлена, только догнать СКР-112 и начать с ним переговоры. И только убедившись, что даже маневрируя, прорваться к Одессе не удастся, несмотря на активное противодействие и опасное маневрирование кораблей украинских ВМС, 112 застопорил ход. Вопреки расхожему мнению, капитан 1 ранга Силин прекратил выполнение поставленной задачи только после получения соответствующего распоряжения от Командования КЧФ, а не потому, что тоже хотел перейти на службу в ВМС Украины.

Модель СКР-112 в балаклавском музее украинского флота. Внизу прибор контроля поворота артиллерийской башни с СКР-112

После распределения кораблей ЧФ СССР, СКР-112 окончательно вошёл в состав ВМС Украины. Позже СКР-112 был присвоен индекс U132. Команда СКР обращалась к руководству ВМСУ утвердить для своего корабля новое имя —«Атаман Сидор Белый», в честь одного из запорожцев, прославившегося морскими походами, однако ввиду плохого технического состояния корабля это предложение поддержано не было. 24 августа 1993 г. корабль сдан для разоружения и демонтажа. В конце 1993 года корабль исключили из списков ВМСУ, и вывели в отстой.

Общественность Украины видела в этом корабле будущий музей Военно-Морских Сил. В Севастополе члены «Просвиты»,Союза офицеров Украины и других организаций создали комитет по защите СКР-112 и направили министру обороны десятки обращений и заявлений общественности, но все напрасно. Из Министерства обороны поступило распоряжение утилизировать корабль. Летом 1996 года корабль был утилизирован и разобран на металлолом на базе Вторчермета в Севастополе. вооружение

С 30 августа 1969 года по 31 января 1970 года нёс боевую службу в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 21 апреля 1973 года поднял флаг ВМФ СССР [1] . С 27 мая 1980 г. по 10 февраля 1981 г. на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошёл средний ремонт. Дислоцировался в Донузлаве.

После провозглашения независимости Украиной стал первым военным кораблём, поднявшим украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Инициатором перехода был недавно уволенный капитан 2-го ранга Жибарёв.

Следуя в Одессу, СКР-112 на протяжении 8 часов преследовался российскими военными кораблями и самолетами, пытавшимися остановить мятежный корабль, в связи с чем последний и получил свою известность. Для остановки СКР-112 применялись: стрельба из артиллерийской установки в воздух и по курсу корабля, опасное маневрирование со сближением с целью тарана и нанесения повреждений, попытки высадки на корабль группы захвата. Позже преследователи были готовы в любой момент по приказу командования ЧФ открыть огонь и потопить корабль, однако корабль благополучно прибыл в Одессу. Впоследствии СКР-112 —первый корабль ВМС Украины.

События 21 июля 1992 г

Николай Жибарев, участник и главный инициатор перехода, вспоминал:

«13 июля 1992 г. я был отстранен от должности начальника штаба соединения. Вместе с моими подчиненными офицерами В. Устименко, В. Горобцом, В. Зарембой, С. Настенко мы решили совершить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17-й бригаде кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, потому что видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. В этом положении, по мнению многих офицеров, если не принять решительных мер, то нас перебили бы, как перепелок. Утром 21 июля на встрече с офицерами и мичманами СКР-112 команда решила идти в Одессу под Государственным флагом Украины»

[2] .



Свой поступок команда объяснила невозможностью дальнейшего прохождения службы в условиях постоянных унижений со стороны командования бригады и флота, неясностью вопроса раздела ЧФ и создания ВМС Украины [3] . Ведь закон о флоте был подписан президентом Украины Л.Кравчуком ещё 6 апреля того же года, однако серьёзных практических действий для его строительства пока что не совершалось.

Хронология

8.15 —на борт СКР-112, экипаж которого ещё в январе 1992 г. присягнул Украине, прибыл начальник штаба 307-го дивизиона капитан 3 ранга С. Семенов, который был старшим на учениях (в этот день было запланировано участие СКР-112 в подготовке к празднованию Дня ВМФ). Корабль получил разрешение выйти в море [4] .

Когда корабль снялся с якоря и швартовых, Жибарев поднялся на ходовой мостик и объявил: «Начальнику штаба 307-го дивизиона капитану 3 ранга Семенову и командиру корабля капитан-лейтенанту Настенко. Как старший в должности и по воинскому званию, принимаю управление кораблем на себя. Ставлю задачу командиру корабля: идти на внешний рейд»(то есть на выход из залива Донузлав в море).

8.30 —капитан 3 ранга Семенов попытался вступить в управление кораблем, однако безуспешно, после чего был нейтрализован четырьмя офицерами —флагманским минером бригады капитаном 3 ранга Шитиковым, помощником командира дивизиона капитан-лейтенантом Горобцом, капитан-лейтенантом Настенко, и капитаном 2 ранга Жибаревым [5] .

Выйдя из Донузлава, команда СКР-112 обнаружила, что малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК-184) и малый противолодочный корабль (МПК-93) уже следуют за ними. При этом командир МДК-184, посчитав, что команда МПК-93 действует заодно с СКР-112, поначалу стал препятствовать ему выходить из залива. Разбирательство заняло 15 минут.

8.56 —СКР-112 поднял украинский флаг [3] . Флаг поднял командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Анатолий Палашов.

Доклад в штаб ЧФ: «Докладываю: 21 июля с. г. в 8 часов 56 минут командир сторожевого корабля Крымской военно-морской базы СКР-112 капитан-лейтенант Настенко под руководством бывшего начальника штаба бригады капитана 2 ранга Жибарева, вместо выполнения мероприятия по плану тренировки празднования Дня ВМФ, самовольно вышел из района базирования, поднял флаг Украины и, не отвечая на запросы и приказания штаба флота. убыл в порт Одессу [6] .»

9.25 —вице-адмирал Гуринов (начальник штаба флота) приказал подняться дежурным гидросамолетам БЕ-12 для контроля за действиями СКР-112 и установления с ним связи [6] .

10.00 —контр-адмирал Борис Кожин, командующий Военно-Морскими силами Украины, позвонил вице-адмиралу Г. Гуринову и предложил: «Если есть воля людей, то пусть корабль идет в Одессу». На что вице-адмирал заявил, что в случае необходимости он использует оружие [2] .

В это время из радиообмена команда СКР-112 поняла, что начальник штаба дивизиона капитан 3 ранга С. Тушев, который находился на МДК-184, получил приказ при необходимости применить оружие. Последний, оценив положение и последствия своих действий, отдал приказ вести огонь из артиллерийской установки АК-230 не по кораблю, а впереди него. Было сделано 3-4 очереди прямо по курсу на дистанции 2 КБТ.

Через несколько минут Тушев вышел на связь с Жибаревым: «Получил приказ всеми способами остановить корабль и вернуть СКР-112 на базу». Жибарев дал ответ: «Я иду под Государственным флагом Украины в её территориальных водах и следую в украинский порт Одесса. На провокации отвечать не буду, но готов себя защищать».

Прервав радиоэфир местного радио, Борис Кожин обратился к севастопольцам со следующей речью: «Уважаемые севастопольцы! К Вам обращается командующий ВМС Украины контр-адмирал Б. Кожин. 20 минут назад мне стало известно о том, что экипаж сторожевого корабля СКР-112, который дислоцировался в Донузлаве, поднял Государственный флаг Украины, вышел в море и сейчас направляется в порт Одесса. Перед этим личный состав этого корабля во главе с командиром капитан-лейтенантом Сергеем Настенко принял военную присягу на верность народу Украины. Корабль в мирных целях вышел в море, поднял Государственный флаг Украины, проходит в её территориальных водах и направляется в порт Одесса. Когда я обратился к начальнику штаба Черноморского флота вице-адмиралу Гуринову с просьбой не противодействовать сторожевому кораблю СКР-112, то получил ответ, что по кораблю будет применено оружие, а это может привести к человеческим жертвам. В составе этого экипажа отбывают службу и представители города Севастополя, ваши дети и внуки. Поэтому, дорогие севастопольцы, не теряя времени, звоните по всем телефонам на командный пункт Черноморского флота и требуйте от его командования ни в коем случае не применять оружие против сторожевого корабля СКР-112. С прибытием в Одессу компетентной комиссии, ею будут оперативно и всесторонне изучены причины такого отчаянного шага экипажа, о чём вы будете своевременно проинформированы через все средства массовой информации».

10.25 —спустя час после того, как он должен был взлететь —БЕ-12 поднялся в воздух. Но тут же наперехват ему с аэродрома Бельбек стартовал украинский истребитель [6] .

У МДК-184 заканчивалось горючее, поэтому с КП Черноморского флота он получил приказ: «Идти на таран». Учитывая то, что МДК шёл на расстоянии всего 15 метров от СКР-112, это было большой угрозой для СКР-112, потому ему приходилось раз за разом менять курс, чтобы избежать столкновения.

Ок 13.00 —Через час после прохождения Тарханкутского маяка на МДК-184 закончилось горючее, о чём С. Тушев доложил ОЧ ЧФ и получил разрешение на возвращение.

Под Тарханкутом подошёл пограничный катер Украины и сопровождал СКР-112 в Одессу, однако он держался в стороне и оказывал только моральную поддержку.

В воздух были подняты два самолета ЧФ БЕ-12. С флотского командного пункта им поступила команда имитировать торпедные атаки на СКР-112. Видимо, почувствовав провокацию, командир звена самолетов попросил повторить команду при включенном магнитофоне. Повторной команды не поступило.

В это же время из Одессы на помощь СКР-112 вышли два украинских пограничных корабля (бортовые номера 632 и 626).

Из дальнейших радиопереговоров команда СКР-112 поняла, что командование ЧФ приказало вышедшим из Севастополю СКР «Разительный» (передан ВМС Украины в 1997 г.) и ракетному катеру РК-260 преследовать их.

Сторожевой корабль проекта 1135М «Разительный», один из преследователей СКР-112

Через 30 минут Жибарев увидел справа по борту ракетный катер. Он также пытался опасно маневрировать. Жибарев дал команду сыграть на корабле боевую тревогу. На боевые посты СКР-112 отдана команда: «Боезапас держать в готовности к подаче на орудия».

На дистанции 100 метров ракетный катер начал бросать швартовые концы, чтобы они намотались на винты СКР-112, что заставило последнего маневрировать.

Около 17.00 —появился СКР «Разительный», который прервал ходовые испытания новой турбины. «Разительный» и МПК-93 взяли курс на СКР-112, чтобы тремя кораблями взять СКР-112 в тиски и остановить. «Разительный», приспустив правый якорь, начал опасное сближение с СКР-112 с целью тарана, ,однако этот манёвр, учитывая его опасность, был отменен.

Командир бригады кораблей капитан 1-го ранга Силин, находившийся на СКР "Разительный", вышел на связь с СКР-112. Жибарев согласился провести переговоры. С командиром СКР-112. C Настенко Жибарев договорился, что если через 30 минут не вернется или не выйдет на связь на УКВ, то ему следует продолжить двигаться в Одессу самостоятельно. Застопорили ход. СКР-112 передал требование, чтобы «Разительный» не приближался к СКР-112 ближе, чем на два кабельтова. С «Разительного» за Жибаревым выслали шестивесельный ял. В ходе переговоров Жибарев объяснил Силину свою позицию. Последний, получив распоряжение от командования ЧФ не стал препятствовать Жибареву. Вскоре, когда в конфликт вмешались министр обороны Украины генерал-полковник К. Морозов и командующий Одесским военным округом генерал-лейтенант В.Радецкий, погоня и преследование СКР-112 были прекращены.

К СКР-112 подошла помощь с Одессы в виде 2 ПСКР. В воздух поднят украинский истребитель СУ-27.

18.50 —корабль успешно прибыл в порт Одесса и пришвартовался у пирса бригады пограничных кораблей Украины. Последствия и судьба корабля

Капитан 3 ранга запаса Литвак Игорь Петрович,бывший командира БЧ-7 СКР "Разительный" вспоминал:

"В этот день наш СКР вышел в море на ходовые испытания новой маршевой турбины, которая была установлена вместо вышедшей из строя. Корабль не находился на боевом дежурстве. Шли обычные испытания на разных режимах хода. Примерно в 10-00 поступила команда на полном ходу двигаться на перехват СКР-112, который, подняв украинский флаг, двигался в сторону Одессы. На пути всего следования пытались вызвать СКР на связь. Хочу отметить, что сразу же был дан строжайший запрет на применение любого вида оружия, поэтому все ссылки, что применялись артиллерийские установки - это полное искажение фактов. Преследование длилось около 4 часов, и на всем протяжении нас сопровождали пограничные корабли ВМС Украины.Задача, которая нам была поставлена, только догнать СКР-112 и начать с ним переговоры. И только убедившись, что даже маневрируя, прорваться к Одессе не удастся, несмотря на активное противодействие и опасное маневрирование кораблей украинских ВМС, 112 застопорил ход. Вопреки расхожему мнению, капитан 1 ранга Силин прекратил выполнение поставленной задачи только после получения соответствующего распоряжения от Командования КЧФ, а не потому, что тоже хотел перейти на службу в ВМС Украины.

Модель СКР-112 в балаклавском музее украинского флота. Внизу прибор контроля поворота артиллерийской башни с СКР-112

После распределения кораблей ЧФ СССР, СКР-112 окончательно вошёл в состав ВМС Украины. Позже СКР-112 был присвоен индекс U132. Команда СКР обращалась к руководству ВМСУ утвердить для своего корабля новое имя —«Атаман Сидор Белый», в честь одного из запорожцев, прославившегося морскими походами, однако ввиду плохого технического состояния корабля это предложение поддержано не было. 24 августа 1993 г. корабль сдан для разоружения и демонтажа. В конце 1993 года корабль исключили из списков ВМСУ, и вывели в отстой.

Общественность Украины видела в этом корабле будущий музей Военно-Морских Сил. В Севастополе члены «Просвиты»,Союза офицеров Украины и других организаций создали комитет по защите СКР-112 и направили министру обороны десятки обращений и заявлений общественности, но все напрасно. Из Министерства обороны поступило распоряжение утилизировать корабль. Летом 1996 года корабль был утилизирован и разобран на металлолом на базе Вторчермета в Севастополе. вооружение

С 30 августа 1969 года по 31 января 1970 года нёс боевую службу в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 21 апреля 1973 года поднял флаг ВМФ СССР [1] . С 27 мая 1980 г. по 10 февраля 1981 г. на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошёл средний ремонт. Дислоцировался в Донузлаве.

После провозглашения независимости Украиной стал первым военным кораблём, поднявшим украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Инициатором перехода был недавно уволенный капитан 2-го ранга Жибарёв.

Следуя в Одессу, СКР-112 на протяжении 8 часов преследовался российскими военными кораблями и самолетами, пытавшимися остановить мятежный корабль, в связи с чем последний и получил свою известность. Для остановки СКР-112 применялись: стрельба из артиллерийской установки в воздух и по курсу корабля, опасное маневрирование со сближением с целью тарана и нанесения повреждений, попытки высадки на корабль группы захвата. Позже преследователи были готовы в любой момент по приказу командования ЧФ открыть огонь и потопить корабль, однако корабль благополучно прибыл в Одессу. Впоследствии СКР-112 —первый корабль ВМС Украины.

События 21 июля 1992 г

Николай Жибарев, участник и главный инициатор перехода, вспоминал:

«13 июля 1992 г. я был отстранен от должности начальника штаба соединения. Вместе с моими подчиненными офицерами В. Устименко, В. Горобцом, В. Зарембой, С. Настенко мы решили совершить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17-й бригаде кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, потому что видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. В этом положении, по мнению многих офицеров, если не принять решительных мер, то нас перебили бы, как перепелок. Утром 21 июля на встрече с офицерами и мичманами СКР-112 команда решила идти в Одессу под Государственным флагом Украины»

[2] .



Свой поступок команда объяснила невозможностью дальнейшего прохождения службы в условиях постоянных унижений со стороны командования бригады и флота, неясностью вопроса раздела ЧФ и создания ВМС Украины [3] . Ведь закон о флоте был подписан президентом Украины Л.Кравчуком ещё 6 апреля того же года, однако серьёзных практических действий для его строительства пока что не совершалось.

Хронология

8.15 —на борт СКР-112, экипаж которого ещё в январе 1992 г. присягнул Украине, прибыл начальник штаба 307-го дивизиона капитан 3 ранга С. Семенов, который был старшим на учениях (в этот день было запланировано участие СКР-112 в подготовке к празднованию Дня ВМФ). Корабль получил разрешение выйти в море [4] .

Когда корабль снялся с якоря и швартовых, Жибарев поднялся на ходовой мостик и объявил: «Начальнику штаба 307-го дивизиона капитану 3 ранга Семенову и командиру корабля капитан-лейтенанту Настенко. Как старший в должности и по воинскому званию, принимаю управление кораблем на себя. Ставлю задачу командиру корабля: идти на внешний рейд»(то есть на выход из залива Донузлав в море).

8.30 —капитан 3 ранга Семенов попытался вступить в управление кораблем, однако безуспешно, после чего был нейтрализован четырьмя офицерами —флагманским минером бригады капитаном 3 ранга Шитиковым, помощником командира дивизиона капитан-лейтенантом Горобцом, капитан-лейтенантом Настенко, и капитаном 2 ранга Жибаревым [5] .

Выйдя из Донузлава, команда СКР-112 обнаружила, что малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК-184) и малый противолодочный корабль (МПК-93) уже следуют за ними. При этом командир МДК-184, посчитав, что команда МПК-93 действует заодно с СКР-112, поначалу стал препятствовать ему выходить из залива. Разбирательство заняло 15 минут.

8.56 —СКР-112 поднял украинский флаг [3] . Флаг поднял командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Анатолий Палашов.

Доклад в штаб ЧФ: «Докладываю: 21 июля с. г. в 8 часов 56 минут командир сторожевого корабля Крымской военно-морской базы СКР-112 капитан-лейтенант Настенко под руководством бывшего начальника штаба бригады капитана 2 ранга Жибарева, вместо выполнения мероприятия по плану тренировки празднования Дня ВМФ, самовольно вышел из района базирования, поднял флаг Украины и, не отвечая на запросы и приказания штаба флота. убыл в порт Одессу [6] .»

9.25 —вице-адмирал Гуринов (начальник штаба флота) приказал подняться дежурным гидросамолетам БЕ-12 для контроля за действиями СКР-112 и установления с ним связи [6] .

10.00 —контр-адмирал Борис Кожин, командующий Военно-Морскими силами Украины, позвонил вице-адмиралу Г. Гуринову и предложил: «Если есть воля людей, то пусть корабль идет в Одессу». На что вице-адмирал заявил, что в случае необходимости он использует оружие [2] .

В это время из радиообмена команда СКР-112 поняла, что начальник штаба дивизиона капитан 3 ранга С. Тушев, который находился на МДК-184, получил приказ при необходимости применить оружие. Последний, оценив положение и последствия своих действий, отдал приказ вести огонь из артиллерийской установки АК-230 не по кораблю, а впереди него. Было сделано 3-4 очереди прямо по курсу на дистанции 2 КБТ.

Через несколько минут Тушев вышел на связь с Жибаревым: «Получил приказ всеми способами остановить корабль и вернуть СКР-112 на базу». Жибарев дал ответ: «Я иду под Государственным флагом Украины в её территориальных водах и следую в украинский порт Одесса. На провокации отвечать не буду, но готов себя защищать».

Прервав радиоэфир местного радио, Борис Кожин обратился к севастопольцам со следующей речью: «Уважаемые севастопольцы! К Вам обращается командующий ВМС Украины контр-адмирал Б. Кожин. 20 минут назад мне стало известно о том, что экипаж сторожевого корабля СКР-112, который дислоцировался в Донузлаве, поднял Государственный флаг Украины, вышел в море и сейчас направляется в порт Одесса. Перед этим личный состав этого корабля во главе с командиром капитан-лейтенантом Сергеем Настенко принял военную присягу на верность народу Украины. Корабль в мирных целях вышел в море, поднял Государственный флаг Украины, проходит в её территориальных водах и направляется в порт Одесса. Когда я обратился к начальнику штаба Черноморского флота вице-адмиралу Гуринову с просьбой не противодействовать сторожевому кораблю СКР-112, то получил ответ, что по кораблю будет применено оружие, а это может привести к человеческим жертвам. В составе этого экипажа отбывают службу и представители города Севастополя, ваши дети и внуки. Поэтому, дорогие севастопольцы, не теряя времени, звоните по всем телефонам на командный пункт Черноморского флота и требуйте от его командования ни в коем случае не применять оружие против сторожевого корабля СКР-112. С прибытием в Одессу компетентной комиссии, ею будут оперативно и всесторонне изучены причины такого отчаянного шага экипажа, о чём вы будете своевременно проинформированы через все средства массовой информации».

10.25 —спустя час после того, как он должен был взлететь —БЕ-12 поднялся в воздух. Но тут же наперехват ему с аэродрома Бельбек стартовал украинский истребитель [6] .

У МДК-184 заканчивалось горючее, поэтому с КП Черноморского флота он получил приказ: «Идти на таран». Учитывая то, что МДК шёл на расстоянии всего 15 метров от СКР-112, это было большой угрозой для СКР-112, потому ему приходилось раз за разом менять курс, чтобы избежать столкновения.

Ок 13.00 —Через час после прохождения Тарханкутского маяка на МДК-184 закончилось горючее, о чём С. Тушев доложил ОЧ ЧФ и получил разрешение на возвращение.

Под Тарханкутом подошёл пограничный катер Украины и сопровождал СКР-112 в Одессу, однако он держался в стороне и оказывал только моральную поддержку.

В воздух были подняты два самолета ЧФ БЕ-12. С флотского командного пункта им поступила команда имитировать торпедные атаки на СКР-112. Видимо, почувствовав провокацию, командир звена самолетов попросил повторить команду при включенном магнитофоне. Повторной команды не поступило.

В это же время из Одессы на помощь СКР-112 вышли два украинских пограничных корабля (бортовые номера 632 и 626).

Из дальнейших радиопереговоров команда СКР-112 поняла, что командование ЧФ приказало вышедшим из Севастополю СКР «Разительный» (передан ВМС Украины в 1997 г.) и ракетному катеру РК-260 преследовать их.

Сторожевой корабль проекта 1135М «Разительный», один из преследователей СКР-112

Через 30 минут Жибарев увидел справа по борту ракетный катер. Он также пытался опасно маневрировать. Жибарев дал команду сыграть на корабле боевую тревогу. На боевые посты СКР-112 отдана команда: «Боезапас держать в готовности к подаче на орудия».

На дистанции 100 метров ракетный катер начал бросать швартовые концы, чтобы они намотались на винты СКР-112, что заставило последнего маневрировать.

Около 17.00 —появился СКР «Разительный», который прервал ходовые испытания новой турбины. «Разительный» и МПК-93 взяли курс на СКР-112, чтобы тремя кораблями взять СКР-112 в тиски и остановить. «Разительный», приспустив правый якорь, начал опасное сближение с СКР-112 с целью тарана, ,однако этот манёвр, учитывая его опасность, был отменен.

Командир бригады кораблей капитан 1-го ранга Силин, находившийся на СКР "Разительный", вышел на связь с СКР-112. Жибарев согласился провести переговоры. С командиром СКР-112. C Настенко Жибарев договорился, что если через 30 минут не вернется или не выйдет на связь на УКВ, то ему следует продолжить двигаться в Одессу самостоятельно. Застопорили ход. СКР-112 передал требование, чтобы «Разительный» не приближался к СКР-112 ближе, чем на два кабельтова. С «Разительного» за Жибаревым выслали шестивесельный ял. В ходе переговоров Жибарев объяснил Силину свою позицию. Последний, получив распоряжение от командования ЧФ не стал препятствовать Жибареву. Вскоре, когда в конфликт вмешались министр обороны Украины генерал-полковник К. Морозов и командующий Одесским военным округом генерал-лейтенант В.Радецкий, погоня и преследование СКР-112 были прекращены.

К СКР-112 подошла помощь с Одессы в виде 2 ПСКР. В воздух поднят украинский истребитель СУ-27.

18.50 —корабль успешно прибыл в порт Одесса и пришвартовался у пирса бригады пограничных кораблей Украины. Последствия и судьба корабля

Капитан 3 ранга запаса Литвак Игорь Петрович,бывший командира БЧ-7 СКР "Разительный" вспоминал:

"В этот день наш СКР вышел в море на ходовые испытания новой маршевой турбины, которая была установлена вместо вышедшей из строя. Корабль не находился на боевом дежурстве. Шли обычные испытания на разных режимах хода. Примерно в 10-00 поступила команда на полном ходу двигаться на перехват СКР-112, который, подняв украинский флаг, двигался в сторону Одессы. На пути всего следования пытались вызвать СКР на связь. Хочу отметить, что сразу же был дан строжайший запрет на применение любого вида оружия, поэтому все ссылки, что применялись артиллерийские установки - это полное искажение фактов. Преследование длилось около 4 часов, и на всем протяжении нас сопровождали пограничные корабли ВМС Украины.Задача, которая нам была поставлена, только догнать СКР-112 и начать с ним переговоры. И только убедившись, что даже маневрируя, прорваться к Одессе не удастся, несмотря на активное противодействие и опасное маневрирование кораблей украинских ВМС, 112 застопорил ход. Вопреки расхожему мнению, капитан 1 ранга Силин прекратил выполнение поставленной задачи только после получения соответствующего распоряжения от Командования КЧФ, а не потому, что тоже хотел перейти на службу в ВМС Украины.

Модель СКР-112 в балаклавском музее украинского флота. Внизу прибор контроля поворота артиллерийской башни с СКР-112

После распределения кораблей ЧФ СССР, СКР-112 окончательно вошёл в состав ВМС Украины. Позже СКР-112 был присвоен индекс U132. Команда СКР обращалась к руководству ВМСУ утвердить для своего корабля новое имя —«Атаман Сидор Белый», в честь одного из запорожцев, прославившегося морскими походами, однако ввиду плохого технического состояния корабля это предложение поддержано не было. 24 августа 1993 г. корабль сдан для разоружения и демонтажа. В конце 1993 года корабль исключили из списков ВМСУ, и вывели в отстой.

Общественность Украины видела в этом корабле будущий музей Военно-Морских Сил. В Севастополе члены «Просвиты»,Союза офицеров Украины и других организаций создали комитет по защите СКР-112 и направили министру обороны десятки обращений и заявлений общественности, но все напрасно. Из Министерства обороны поступило распоряжение утилизировать корабль. Летом 1996 года корабль был утилизирован и разобран на металлолом на базе Вторчермета в Севастополе.


Рецензии
Что можно сказать про флот Украины?....

Хоть я и не моряк, но по жизни с черноморцами перескался, впервые году в 1967, когда рыбачил на Донузлаве со знакомым техником Бе - 200, как раз возле пандуса по которому гидросамолеты из воды вытаскивали, его кстати, немцы в войну построили.

В 1988 году на Первой всеармейской конференции новаторов армии и флота0, где за свою разработку "Прицел для стрельбы в горах" получил медаль ВДНХ СССР, познакомился я со специалистами гидрографической службы Черноморского флота, у которых на выставке была представлена заинтересовавшая меня "Телевизионная навигационная система".
В 1990 году, я "на коленке" разработал устройство для выверки танкового (корабельного) вооружения, скоторым поехал в отпуск в Крым.
Сначала я поехал в Севастополь к своим знакомым, а оттуда в 39 дивизию десантных сил флота на Донузлав.

Флагманскому артиллеристу моя идея понравилась, меня проводили на БДК Цезарь Куников, где я смог ознакомиться с системой управления вооружением и с весьма примитивным способом его выверки. Обедали мы на БДК Константин Ольшанский.

В октябре 1990 года, по сокращению ВС СССР, я был уволен в запас, Цезарь Куников достался России, а Константин Ольшанский Украине.

Что касается СКР - 112, то это на мой взгляд, был рейдерский захват, причем лицом абсолютно посторонним....

Андрей Бухаров   21.11.2017 18:58     Заявить о нарушении
Андрей, вся ваша статья - это полностью перепечатанная, а точнее скопированная без каких то изменений информация с Wiki. Говорю вам как участник тех событий. Я именно тот командир БЧ-7 СКР "Разительный". По поводу СКР-112... вряд ли это был рейдерский захват.... На тот момент этот СКР как боевая единица был уже не только устаревшим, но практически металлоломом. Никакого интереса он не представлял. Скорее это была политическая провокация.

Игорь Ли   03.02.2018 20:06   Заявить о нарушении
Вопрос не в ТТХ, вопрос в состоятельности государства.
Зачем кубинцы берегут фанерную Гранму, а в Питере стоит Аврора?
-это символы свободы и независимости....

Нынче мода на квазигосударства, будь то ИГИЛ или Украина, где памятники сносят....

Андрей Бухаров   03.02.2018 21:22   Заявить о нарушении