23. Эх, хорошо в стране советской жить! Коммунизм

             
Предыдущая глава:http://www.proza.ru/2017/11/20/153




           С середины шестидесятых годов в советской стране был взят курс на строительство развитого социализма. Партия и правительсво проводили некоторые  реформы в экономической сфере народного хозяйства, рабочий люд и селяне бодро рапортовали о выполнении и перевыполнении пятилетних планов. Быстрыми темпами в  стране развивались тяжёлое машиностроение, металлургия, электроэнергетика, автомобилестроение, радиоэлектроника и другие отрасли, строились крупные гидроэлектростанции, резко увеличилась добыча нефти и газа, вводилось в эксплуатацию много жилых домов, школ, больниц, детских садов. Предпринимались активные попытки выправить  печальное положение в сельском хозяйстве, всячески способствовать скорейшему его развитию, ведь надо было бесперебойно кормить огромную страну.

               Жизнь становилась более спокойной и стабильной - основные продукты питания можно было купить свободно или подловить момент, когда они будут "выброшены в продажу" (выражение того времени), не было ни карточек, ни таких очередей, как при Хрущёве. Потихоньку, хоть и черепашьими темпами, но повышались зарплаты и, говоря казённым языком, росло благосостояние народа. Конкретно, в нашей семье появился холодильник "Юрюзань", хотя до телевизора мы ещё не дотягивали. Но зато была, как и во всех квартирах башкирской республики, радиоточка, по которой можно было слушать новости, к тому же мама всегда выписывала газету " Пионерская правда" и журнал "Пионер" - для нас, а для себя -  взрослые газеты "Известия", "Труд" и журнал "Роман-Газета", где публиковались прозаические вещи разных писателей.
 
           Газету "Правда" она презирала и всегда была уверена, что кроме "брехни" в той газете ничего нет. Нам казалось, что она даже брезговала взять в руки это издание - главный печатный орган Коммунистической партии Советского Союза. Честно сказать, нам с Верой эта газета тоже не нравилась, во-первых, была она слишком заофициалена, а, во-вторых, была толстой, скучной и неинтересной. В газете "Труд" попадались иногда интересные для нас статьи. Но в целом, во взрослых газетах мы просматривали только прогноз погоды да какие-нибудь горячие новости, очень выборочно. Ну и, конечно, спортивная страница привлекала наше внимание, поскольку мы всерьёз и надолго заинтересовались фигурным катанием. Прочитанные мамой газеты мы внимательно просматривали, вырезая фотографии фигуристов оттуда и наклеивая их в специальных альбомах.

               В течение нескольких последующих лет мы активно шерстили все попадающиеся нам в руки газеты и журналы, выискивая цветные и чёрно-белые фото фигуристов, мы знали всех их по именам, гордились нашими выдающимися спортсменами, знали названия основных элементов фигурного катания, замирали от восторга, следя за всеми соревнованиями, особенно обожая произвольные программы и показательные выступления. Я и по сей день благодарна нашей соседке тёте Вале с третьего этажа, которая терпела нас, малолетних любителей спорта, в своём доме, допоздна сидящих смирно перед мерцающим голубым экраном и внимательно следящих за всеми перипетиями на чемпионатах СССР, Европы и мира по фигурному катанию. Поскольку Вера занималась спортивной гимнастикой, то она держала руку на пульсе и этого вида спорта.

                Мама не была ярой антисоветчицей, но всегда утверждала, что советский народ закабалён, что советские люди - в рабстве, ненавидела коммунистов, считая, что все беды исходят от их подлой, лицемерной, двуличной политики. Более всего её возмущало то, что со своих людей власть готова была драть три шкуры, держа их на голодном пайке и в ежовых рукавицах, в то же время от имени советского народа щедро тратить огромные денежные суммы на братскую помощь другим странам, то и дело прощая им миллиардные долги. "У своих из горла копеечку вырвут с мясом, а тут такая щедрость за наш же счёт!" - негодовала она. "Давайте, кормите всю Африку, своих уже накормили, теперь их кормите. А их, сколько не корми, всё мало будет! Для чужих хотят быть хорошими, а на своих плевать хотели!" Особенно мама возмущалась грандиозным проектом, за который взялся СССР - строительство Асуанской плотины в Египте. "Такие деньги вбухивают туда, как в прорву, лучше бы на своей земле что-то строили! Уж сколько Китаю помогали, а какая благодарность в ответ? И от арабов та же "благодарность" будет!" - всё время ворчала она.

             Нас она запугивала коммунизмом. "Вот подождите, при коммунизме выдадут вам две пары чулок на год, вот и будете носить да смены не просить!" Мы позволяли себе робко усомниться в этом:"Как же на год? Ведь они же продырявятся..." Но мама парировала безапелляционно:"А вот так и будете ходить с дырками!" В результате, по первости, у нас сложилось очень негативное отношение к коммунизму.

            Позже, почитав поподробнее теоретические раскладки об этом гуманном и передовом общественном строе, я поняла, что я непрочь жить в нём. Главный принцип коммунистического общества - "От каждого по способностям - каждому по потребностям" - меня вполне устраивал, я знала, что потребности у меня очень скромные, я бы не стала злоупотреблять ими, а способности свои я бы развивала во благо общества изо всех своих сил. Но, несмотря на симпатию к этому желанному строю, в глубине души я чувствовала, что это какая-то сказка, утопия, которой, наверно, не суждено воплотиться в жизнь, но в которую хотелось верить. У меня вошло в привычку спрашивать у всех своих знакомых - и ровесников, и взрослых:"А ты веришь в коммунизм?" Одни отвечали очень уверенно:"Да, конечно!", чем удивляли меня, другие мялись и жались, неуверенно пожимали плечами:"Не знаю..."

                Во мне всегда было и теперь ещё есть это жгучее желание, чтобы всем людям в нашей стране, да и во всём мире, жилось хорошо, легко, в радость, чтобы Справедливость и Милосердие главенствовали на Земле, чтобы основополагающими принципами человеческого сосуществования были Свобода, Равенство и Братство. Несмотря на мамину жесточайшую критику социализма и коммунистов (как единственную партию в СССР), мы с Верой считали, что людям хорошо жить в нашей стране. Ведь мы много читали и уже могли сравнивать, даже чисто теоретически, как люди жили до революции, во время революции и после, во время войн, разрухи и голода. Грех был обижаться нам на нынешнюю жизнь, мы умели ценить мир, относительное благополучие и покой, в котором жили теперь.
 
               Как-то я, стоя в своей комнате перед большой картой мира, висевшей на стене, сказала Вере:"Ты знаешь, а я горжусь, что я живу в такой стране! Вот было бы здорово, если бы все страны мира стали союзными советскими республиками!" Вера поддержала меня, мы вместе посмотрели на пёструю карту, где Советский Союз был выделен розовым цветом, и представили как бы зарозовилась вся карта мира при осуществлении нашего пожелания.



Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/22/196


Рецензии
И у нас были такие тетради с вырезками про спортсменов, и гордость за большую страну перед картой

Эми Ариель   07.01.2021 00:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.