Кто такая Параскева Пятница?

На сайте исторического форума я наткнулся на интересную дискуссию между Shiraliv и Александром Касом.

Shiraliv: "Вы абсолютно бездоказательно отождествляете "мученический венец" на иконе Дмитрия Солунского с "царской короной", якобы возлагаемой ангелом на голову "царя Дмитрия" (Палеолога = Донского). На основании чего Вы сделали подобное утверждение? Объясните тогда, на какую такую царицу ангелы возложили корону вот на этой иконе Параскевы Пятницы? В иконописи существуют ведь каноны, согласно которым каждый элемент изображения или даже цвет несет определенную смысловую нагрузку. Корона на иконах великомучеников означает "мученический венец", которым Бог награждает мученика, пострадавшего за христианскую веру, когда принимает его в Царствие небесное, и более ничего. Искать в этом какой-то иной смысл бесполезно и бессмысленно…И в доказательство показал фотографию иконы Великомученицы Параскевы Пятницы, написанную с учетом тех же самых "канонов иконописи". Уж она-то точно к царскому семейству никогда не принадлежала".

Александр Кас: "Поэтому задаю вопрос (не Вам, а себе): "Всегда ли на иконах великомучеников изображают с мученическим венцом?" И сразу же даю на него ответ: "Далеко не всегда". Один и тот же святой может быть изображен как с мученическим венцом, так и без него. А вот святые из числа монархов (царей), их жен (цариц) и детей, как правило, всегда на иконах изображаются коронованными, чем и подчеркивается их принадлежность к царскому роду. По учению Православной Церкви, православный царь свят сам по себе, в силу совершенного над ним венчания на царство, священного миропомазания и особого служения в Христовой Церкви. Действительно, православные цари и великие князья именовались в древности "святыми царями" и в силу своего царского служения являлись образом и подобием Христа Господа. Они были святыми от рождения, ибо были помазанниками божьими. Вот почему изображение нимбов при русских правителях совсем не означает, что перед нами какой-то греческий святой тысячелетней давности. Наоборот, перед нами именно тот, кто изображен на монете, печати, иконе, парсуне. А то ведь до чего докатились: не осталось почти ни одного изображения русских царей до Ивана IV Грозного. Мол да, иконы писали тысячами, а русских святых князей-героев и правителей обделили вниманием. Любому здравомыслящему человеку подобная утопичная картина покажется странной. Едва ли такое было в действительности. и русские придворные мастера делали многочисленные изображения своих святых царей. Вот только потом все эти артефакты ТИ-историки превратили в символические иконы с изображением древних святых. Так писалась наша история, от одного абсурда до другого.
Древнерусская икона Святые мученицы. Псков, 16 в. В данном клейме представлены (сверху вниз, слева направо): Ульяна, Фотиния, Мавра, Параскева Пятница, Екатерина, Анастасия. Почему-то из пяти святых мучениц корона венчает только одну - посередине. К тому же эта святая (Екатерина) одета в императорское убранство".

Получается, что царские короны на иконах изображены на головах Дмитрия, Параскевы и Екатерины. Если рассмотреть внимательно икону, то читаемы только имена Фотия и Мавра, расположенные на одном уровне. Надписи "Ульяны" нет, очевидно, верхний фрагмент иконы не приведен. Логичней было бы отнести изображение Параскевы Пятницы к святой с короной, т.к. она благодаря короне находится выше, чем две другие святые. Получается, что только у Параскевы пятницы почему-то на голове – царская корона.

Википедия: "Параскева Пятница - мифологизированный образ в народной православной традиции славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе обобщённого образа святой Параскевы…У русских было широко распространено празднование девятой пятницы после Пасхи. В Соликамске в этот день вспоминали чудесное избавление города от нашествия ногайцев и вогулов в 1547 году. В Никольском уезде Вологодской губернии в девятую Пятницу существовал обычай "строить обыденную пелену": девушки сходились, теребили лён, пряли и ткали пелену за день.У коми-зырян, живущих по реке Вашке, девятая пятница называлась "Заветным днём больных". Считалось, что в этот день чудотворная икона Параскевы Пятницы (коми Параскева-Пекнича) из часовни в деревне Кривой Наволок может принести исцеление больным".

"Точно неизвестно, когда впервые русские познакомились со страной Коми, расположенной в бассейнах Печоры и Вычегды. Но в XII веке туда постоянно приходили торговцы из Великого Новгорода и из Суздальско-Ростовского княжества. В Средние века земли коми входили в состав владений Новгородской республики, в конце XV века отошли к Московскому княжеству".

"Все православные христиане стремятся провести последнюю неделю перед Пасхой в строгом посте и молитве. Это неслучайно, ведь в это время Церковью вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя. Страстная пятница - день особого траура и поминовения великого события космического масштаба - распятия Христа".

Культ Параскевы Пятницы распространен там, куда отступали русские войска, теснимые захватчиками.

В рамках моей версии мировой истории, Параскева Пятница – это образ 2-й жены русского царя Ивана Васильевича Марии Гирей (1772-1826), правившей после смерти своего пасынка Алексея Ивановича в 1814-1826 годах. Она была заживо сожжена Романовыми – так жестоко Софья Ивановна отомстила ей за свои детские и девичьи обиды.

На фото: древнерусская икона "Святые мученицы", Псков, 16 в., сверху вниз, слева направо: Ульяна, Фотиния, Мавра, Параскева Пятница, Екатерина, Анастасия.


Рецензии