Игра Тема. Игрушка

Игрушки… Первое, что подумалось, это, конечно, детство и первые игрушки. А потом подумалось, что все мы игрушки в чьих–то руках. Людей-ли, богов-ли. А потом вспомнила, что игрушки это степень взросления. Это некий порог, за которым игрушки остаются  там, в детстве. И мы уже шагаем по жизни без них. И если и играем, то совсем в другие игры.

Как-то прочитала у Александра Цыпкина

 – Юность проходит… – к сожалению, и старость проходит ….

 Давно я  писала о том, « сколько живут игрушки». Но сегодня наложились две темы одна на другую. Собственно « игрушки» и интервью с ассистентом режиссёра Михаила Ромма, как снимали д.ф. «Обыкновенный фашизм».   И вот в точке пересечения этих тем мозг заклинило на моей немецкой кукле Марго.

Я ста… , ну хорошо, не ста.., а хорошо и много пожившая, мадам Плюшкина. У меня хранятся не только мои игрушки. Но  и игрушки моих деток. Да и игрушки внуков уже привозят. На хранение. Конечно, у них рука не поднимается выбросить,  ведь самим жалко. А у мамы сохранятся.  Хотя всё время наставляют-- «надо избавляться от хлама». А кто знает, что есть хлам? Игрушкам посвящена глава в мемуарах.  Я сейчас немножко о другом.

  Мой дядя, когда дарил ту немецкую куклу, обмолвился, что волосы у неё настоящие. Для меня, девочки, это было… верхом совершенства. Значит кукла настолько красивая и настоящая,  что  и волосы у неё живые. Факт этот меня нисколько не коробил.  У бабушки была толстая накладная коса, сделанная из её собственных волос. Ближе к пенсии она часто скручивала на затылке именно её. Поэтому меня и не шелестело нигде. Но вот девочка подросла.  И наступил момент, когда я узнала про концентрационные лагеря. Я с ужасом смотрела на свою Марго.

И потихоньку убрала её в шкаф. Бабушка быстро заметила, что Маргоша оказалась в заключении.

 - А остальных кукол убрать не хочешь?

И я ….с замиранием и болью в сердце сказала, что  боюсь брать Марго в руки теперь, у неё ведь волосы настоящих людей. И может быть даже, сожжённых в печах нацистов. Бабушка очень внимательно меня выслушала.  А потом сказала, что пожалуй, можно убрать и остальных кукол. Я становлюсь взрослой.

 Она обещала мне подумать над моими словами. Вот нисколько не сомневалась в своей бабуле! На следующий день, когда я пришла из школы, бабушка предложила мне провести опыт, в котором мы убедимся, человеческие ли волосы у Марго.

Время… Описывать продуктовые магазины этого времени  не буду. Но уж больно запало в душу то, что – птицы-курицы продавались плохо ощипанные. Палить эти остатки перьев приходилось на только что проведенном голубом  пламени газа. Запах… горелого стоял по всей коммунальной квартире. Ужос -ужос.

 Вооот. Бабуля достала мою Марго из шкафа, отрезала маленькую тоненькую прядь, потом отрезала маленькую прядь от своих волос.

  -Пойдем на кухню. Давай сравним. Вот так пахнут настоящие волосы, похоже, как мы цыплят обрабатываем?

-Да.

- А теперь  давай подожжём волосы куклы. Ну вот, слышишь запах какой?

 Запах, совершенно химический, бил в нос. Так пахли пластмассовые расчёски, которые поджигали мальчишки и бросали дымиться в урны. Ненатуральные косички были у моей Марго! Просто очень красивые. Но это уже не помогло. Я повзрослела. И куклы, устроившись в чемодане, уехали  от меня. Надолго.

Как выяснилось, не насовсем.




вдохновлялась вот тут http://www.proza.ru/2017/11/14/1142



 на фото моя кукла Марго немецкой фирмы Марсель Арманд. Про неё и других можно прочитать здесь http://www.proza.ru/2017/06/19/1064


Рецензии
Интересная история. И страшная вместе с тем. Представляю ужас ребёнка, в воображении которого возникли картины из концентрационных лагерей. Хорошо, что бабушка мудрая. Не высмеяла, не отмахнулась от детского страха, не обесценила переживания ребёнка.

Екатерина Вейнгерова   06.12.2021 23:32     Заявить о нарушении
Ох, Катя, мне и правда с бабушкой повезло. Впрочем, я была единственным и любимым родителями ребёнком.
Царствие им небесное...

Эль Ка 3   07.12.2021 01:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.