У дороги

Многим не нравится жить возле железной дороги. Постоянный шум, грохот от вагонов. На станциях лязг стыкуемых вагонов днём и ночью. Гудки локомотивов. Кто случайно поселился рядом, не сразу привыкают, ворочаются по ночам, накрывают голову подушкой. Но проходит три-четыре месяца и шум уже не так заметен, организм адаптировался.  В кажущемся хаосе слух различает и узнаёт знакомые звуки. Вот раздался грохот автосцепки, стыкуют очередной состав или меняют локомотив. Как строят  дом из кирпичей, так и составляют поезд. Сколько в нём будет вагонов-кирпичей и куда они поедут известно немногим посвящённым.

А вот прозвучал длинный сигнал локомотива – отправиться поезду. Словно громовая волна прокатилась от головы, к хвосту создавая натяжение. А рядом, на соседнем пути остановился встречный состав – три коротких сигнала «стой», прибыл. Дорога общается между собой на  своём языке звуков. Вагоны и локомотивы путешественники, приветствуют друг – друга и прощаются на станциях и перегонах. Не снижая скорость, пролетел пассажирский - скорый, ему некогда, график. А рядом стоит  «товарняк», его поставили под обгон, пропустить вот таких, спешащих.

Давно изучив все сопутствующие движению звуки, знающие люди на расстоянии, ещё не видя его, по звуку, определяют какой состав идёт. Пассажирский или грузовой, порожний или гружёный, электричка или одиночный локомотив. Постепенно, железная дорога, даже если они и не работают на ней, начинает проникать в их жизнь. Вечером, ложась спать они засыпают под ровный стук колёс за стеной. Гулкий, многоголосый - товарных, более тихий и быстрый пассажирских составов.
 
Даже сны им часто снятся дорожные. Как будто они и не дома вовсе, а мчатся в этом ночном поезде. Кто-то едет в долгожданный отпуск на юг, кто-то в Столицу за новой жизнью, а кто-то и к родственникам в деревню. За окном мелькают станции, подсвеченные редкими фонарями. На закрытых шлагбаумом переездах перемигиваются красные огни светофоров. Поля покрытые белым покрывалом снегов. А внутри купе темно и тихо, только слышно позвякивание чайных стаканов на столе, да храп соседа за тонкой стенкой. А днём с тоской провожают взглядом мчащийся скорый.

Пожив у железки люди начинают сверять свои биологические часы с поездами. Утром человек просыпается под свистки электрички, в шесть-тридцать она идёт в город. Вот прошёл Московский - скорый, значит сейчас десять-сорок. Невольно, люди становятся зависимы от поездов, ждут их. Если поезд или электричка вовремя не пройдут, бывалый железнодорожник взволнуется. Мало ли что там может случиться, редко, но бывают задержки.

Для многих из них, придорожных жителей, особенно живущих далеко от городов и автотрасс, железка - единственный способ не выпадать из мира. Ездить на работу, в больницу, на учёбу, а бывает даже в магазин возможно только на электричке. В условиях слабо развитой дорожной сети и капризов природы стальные магистрали имеют важнейшее значение. Но обычных электричек, к сожалению, становится всё меньше. Оптимизация расходов докатывается до самых отдалённых полустанков нашей Родины. Электрички катаются по пригородам крупных городов, гонять их далеко накладно. Что будет с этими людьми, живущими от электрички до электрички, если составы совсем отменят? Они и сами представить не могут.

Не очень удобно и не престижно жить окнами на рельсы и шпалы. Только не вольны люди выбирать, где им родится и жить. Но даже уехав подальше от стука колёс, люди часто с теплотой вспоминают близость к железке. А  иногда ловят себя на мысли, что беспокоятся,  не услышав привычный гудок Московского - скорого в десять-сорок.


Рецензии