Гений музыки Фридерик Шопен

Автор – Анатолий БЕЗНОЩЕНКО

Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолеваете  все трудности.
                Ф. Шопен
Композитор и пианист – виртуоз, прожив всего лишь 39 лет, успел стать музыкальным классиком  Польши и оказал значительное влияние на всю мировую музыку. По словам российского композитора Антона Рубинштейна, Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано.

ПЕРВОЕ ПРИЗНАНИЕ

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от столицы Польши Варшавы, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец – француз. Семья жила в имении графа Скарбенка, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее, и семья переехала в столицу.
Маленький Шопен рос в окружении музыки и тонко ее чувствовал. Отец играл на скрипке и флейте, мать пела и играла на фортепиано. К пяти годам мальчик уже исполнял несложные пьесы. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный.
Первое выступление пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех. А к двенадцати годам Фридерик не уступал лучшим польским пианистам. В одной из варшавских газет Шопена назвали «настоящим гением музыки». Одновременно с занятием музыкой мальчик получил хорошее образование. Он владел французским, немецким языками и хорошо рисовал, особенно карикатуры.

ПРОЩАНИЕ С  РОДНОЙ  ПОЛЬШЕЙ

В тринадцать лет Фридерик поступил в лицей, успешно его закончил, затем поступил в Высшую школу музыки. Здесь он занимался с опытным педагогом Иосифом Эльснером. Среди его заметок сохранилась характеристика, данная юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом и композитором Польши.
В 1829 году молодой музыкант съездил в Вену. Его концерты прошли с успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему нужно отправиться в концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Ему казалось, что он покинет родину навсегда. Осенью 1830 года Фридерик наконец выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Шопену было двадцать лет.

ПРЕДЧУВСТВИЯ  НЕ  ОБМАНУЛИ…

Шопен действительно расстался с родиной навсегда. В Вене он давал концерты, но самостоятельный концерт ему дать не удавалось, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.
Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве начались восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Музыкант решил вернуться в Польшу. Но близкие Шопену люди уговорили служить родине своим искусством. С горечью композитор покорился и вместо Варшавы направился в Париж.
               
В дороге он узнал, что восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж и прожил здесь до конца жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. В своих привязанностях и творчестве музыкант оставался поляком.
Шопен завоевал Париж как пианист. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения, но бесплатно. Поэтому Шопен вынужден был давать уроки музыки по пять – семь часов ежедневно. Эта работа отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, он не мог позволить себе отказаться от занятий с учениками.

ЖЕНЩИНА – ЯДОВИТОЕ   РАСТЕНИЕ

Романтическая внешность Шопена привлекала женщин не меньше, чем его музыка. Первой любовью Фридерика стала юная певица Констанция Гладковская, студентка Варшавской консерватории. В письме другу Вайцеховскому он признавался: « У меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу. Он вдохновил меня, чтобы написать утром этот вальсик, посылаемый тебе».
Влюбленный юноша сочинил тогда одну из лучших песен «Желание».
Однако молодой человек так и не смог рассказать Констанции о своем чувстве. Лишь спустя годы женщина с удивлением узнала о том, как много когда – то значила для Шопена.

Уже в Париже в 1836 году он сделал предложение Марии Водзинской, хорошенькой и музыкально одаренной дочери польского графа. Она приняла его, но родители, обеспокоенные здоровьем Шопена, уговорили дочь прекратить отношения.
Позже Фредерик познакомился с французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд. Несмотря на то, что Жорж Санд пользовалась скандальной репутацией, Шопен не стал избегать общения, хотя сначала девушка ему не понравилась. Однажды он сказал своему другу: «Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще?»
 Но в итоге их связь продлилась 9 лет. Друзья Шопена впоследствии обвиняли Аврору в том, что она отравила его существование и приблизила смерть. «Это ядовитое растение», - говорил о возлюбленной музыканта Вильгельм Ленц, его ученик, возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно она обращалась с Шопеном.
Последней женщиной, которая пыталась привлечь его внимание, оказалась его богатая ученица Джейн Стерлинг, о которой он сказал: « Уж лучше я выберу своей женой смерть».

ТВОРЧЕСТВО

Н.Ф. Соловьев отмечал  в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но, тем не менее, и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.
К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины.»

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал  многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Среди сочинений Шопена: 2 концерта , 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.
Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.

 Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте.

УДАРЫ  СУДЬБЫ

С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады. Наряду со светлыми лирическими пьесами все чаще из – под его пера выходили произведения, полные драматической глубины. Брать у него уроки уже считалось честью, а услышать его игру – редким счастьем.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним – отец. В то же время произошел разрыв с Жорж Санд. Эти удары судьбы привели к обострению болезни легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал, средства иссякли. Чтобы поправить тяжелое материальное положение, он поехал в Лондон по приглашению друзей. Однако сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Концерт музыканта в пользу эмигрантов в Лондоне стал последним в его жизни.
 
По совету врачей он возвратился в Париж и попросил приехать сестру Людвику, которая жила в Польше. На ее руках 17 октября 1849 года он умер. Похоронили Шопена в Париже, а сердце, как он и завещал, отправили в сосуде в Варшаву, где оно хранится в костеле Святого Креста.


Рецензии