Исповедь матери продолжение

   А девчонки подрастали. Старшая была очень худенькая, болезненная, почти всё время сидела дома, иногда мне помогала. Я по ночам стирала солдатские шинели, их приносили из санитарных вагонов со станции. В доме стоял такой чад от паров, крови и грязи, что дышать было нечем. А младшая на удивление была крепкого телосложения, никогда ничем не болела до 15 лет и всё время играла на улице. Домой приходила с разбитыми коленками, в изорванной одежде и никогда не унывала. Но сорванец и хулиганка, была похлеще, чем любой мальчишка. Лазила по деревьям, очень любила сидеть на коньке крыши. Я как-то спросила
    - Зиночка!  Ты почему часто сидишь часами на крыше? -
    - Мам, ты не представляешь как с крыши всё красиво. Я вижу почти весь наш город, а за ним такие белокаменные дворцы, с колоннами, в озерах плавают лебеди. Люди все красиво одеты и, главное, там нет войны -
   Она была фантазёрка невероятная. Как-то я что-то делала дома и слышу вой пикирующего самолёта. Нашу станцию иногда бомбили по составам с бойцами и техникой. Выскакиваю из дома и вижу моя дочь катится вниз по крыше. Я еле успела её поймать. Внизу около дома лежали половинки кирпичей, какие-то железки. Она испугалась ревущего самолёта, упала и покатилась вниз. Ей было всего 5 лет. Но даже после этого она продолжала сидеть на крыше.
   А сколько было случаев жалоб соседей на мою непоседу? Прибегает наша соседка через два дома Домна со своим сыном и кричит   
    - Дин,  ну когда ты приструнишь свою дочь? Она только что выдернула из головы Витьки клок волос. А позавчера таскала мою Лидушку за косу по всей улице -
Я посмотрела на голову Витька, а он был старше моей дочери на три года, и ничего не увидела. Дочь, конечно, я не смогла нигде найти. Она пришла домой, когда начало темнеть.
    - Зиночка! Садись и слушай меня внимательно. Я уже устала от жалоб соседей за твоё поведение. И в кого ты такая драчунья? -
Я прекрасно знала в кого. Но я их никогда не била, но наказывала дополнительной работой, заставляла натаскать воды, а колонка была метров за 150- 200 от нашего дома. Наколоть угля, прополоть сорняки на огороде. Они беспрекословно всегда всё выполняли.
   Зинушка подняла на меня свои ярко карие глаза и говорит   
   - Мам! Но разве я могла простить Витьку за его дразнилку. Он ходил по улице и кричал
                Зинка, корзинка,
                На жопе барабан.
                Ходит играет
                По всем городам.
Ну, я ему и поддала. Догнала, повалила и выдрала у него из головы несколько волосинок. Он орал, как резаный. Тьфу, «мямля», смотреть на него противно. А Лидка мне рожи строила. Я её схватила за косы и протащила до её дома. Тётя Домна выскочила, но она увидела только мои пятки. Мам! Разве я должна им всё это прощать? Никогда этого не будет! Больше они не будут дразнится -
    Ну что мне ей надо было ответить? Я чуть не заулыбалась, промолчала и сказала, чтобы она утром наколола мне угля. Ей было всего 6 лет. Она и в более старшем возрасте никому не прощала обид.
   Зиночка, вместе со своей родной сестрой Алей быстро выучила азбуку и к 6 годам бегло читала и хорошо писала. Она самостоятельно начала читать детские книжки, Аля их приносила из библиотеки школы. Младшая всегда была самостоятельная. Она сама утром одевалась, заплетала две косы, привязывала бант и уходила в школу. Они обе  хорошо учились и учителя их хвалили на прилежность и усидчивость. Школа была недалеко от нашего дома, поэтому я их никогда не провожала и не встречала.
   По моему в 1942 году я поздно вечером зимой вышла во двор, а у порога стоит большая пёстрая собака и машет приветливо хвостом. У нас никогда в доме не было ни собак, ни кошек. Выбежала Зинушка
   - Ой! Какая хорошая собачка! - и смело начала её гладить. Она завиляла хвостом в круговую.
   - Мам! Давай её возьмём в дом, ей же холодно -
 Теперь в сенцах у нас стала жить эта собака. Она оказалась пуховой. Её мы помыли в доме, она обсохла, я расчесала шерсть и набрала пуха на двое носок для девчонок. Девочки его назвали тюльпан за его расцветку шерсти. Он был четырёх мастей: белого, чёрного, рыжего /больше всего/ и коричневого. Красивый и добрый пёс.  За девчонками он ходил везде: в школу, за водой, играл с ними на лугу, ни не шаг от них не отходил. А мне было большое подспорье из-за пуха. Я навязали им варежки, носки, себе сделала пояс  на поясницу.
   Как- то зимой Зиночки пришла из школы хмурая, голову повесила и протягивает  мне дневник.
     - Мам! Ты посмотри, что поставила мне Анна Васильевна.-
     - Ой, какая красивая уточка -
     - Это не уточка, а жирная двойка - а девочка всё время была отличницей.
     - За что же она тебе поставила жирную двойку? -
     - Я и сама не знаю. Она  попросила написать имена собак, я знаю только одно имя Тюльпан. Я и написала. Училка прошла по партам и проверила.
    - Ребята смотрите, что написала Страхова. Ха-ха - тюльпан, но это же название цветка.
    - Нет! Так зовут собаку, а не цветок -
Мы начали спорить, а я выхватила у ней тетрадь и говорю, нет собаку и топнула ногой. Она отобрала у меня тетрадь, поставила эту жирную двойку и сказала, чтобы я шла за мамой -
   Пришлось мне разбираться с этой жирной двойкой. Директор пригласил Анну Васильевну и прочитал ей мораль о её не тактичном поведении со школьницей. Так и пришлось мне девочку переводить в другой класс, так как эта Анна  третировала мою Зинушку.
   Младшая готовила уроки всегда вслух, да причём громко читала или решала задачку. А старшей это не нравилось и она мне постоянно жаловалась. Тогда Зиночка ушла на чердак и всё время там готовила уроки. Как она писала, не представляю, но почерк у ней был каллиграфический и всегда училась на отлично. А вот зимой скандалили по этому поводу.
    Хорошо помню 1947 год. Это был самый тяжёлый год. Голодовка была жуткая. Некоторые пухли от голода. А перед этим за год моя мама подарила нам маленькую молоденькую козочку, как она сказала, для девочек.  Они её кормили, сами ходили за травой и  даже заготавливали сено на зиму.  Козочка к ним настолько привязалась, что провожала их и встречала из  школы. Но молока от неё не было, нигде я не нашла козла. Я решила её зарезать и нам бы хватило мяса на всю зиму. Попросила своего соседа и он зарезал и разделал всю тушку по кусочкам. Девочки были в школе, я уже сварила суп с мясом и даже оставила им по маленькому кусочку мяса. Как только они пришли, то первым делом спросили
     - Мам! А почему нас Дымка не встречает и где она? -
     - Да может гуляет на лужку - За нашей улице был небольшой лужок и козочка там всё лето паслась. Девчонки побросали сумки с книжками и убежали. Господи! Что я наделала! Для них же это будет большая травма. Они пришли с пониклыми головами, сели  в угол и молчат.
     - Девочки ! Идите обедать, я приготовила вкусный суп -
 Они подошли, понюхали суп и опять сели в угол. Они не притронулись ни к супу, ни к мясу и не разговаривали со мной неделю или больше. Голодали и ничего не говорили, а мясо съели я и Сергей Фёдорович.
     Время неумолимо бежит вперёд. Вот уже старшая заканчивает 10 классов, за невестилась, отрезала косы, сделала короткую причёску. Стала такой красавицей, что за ней гурьбой ходили ребята со школы. Смотрю стала кокетничать, знает, что она всем нравится. После получения аттестата немножко отдохнула и заявила мне
    - Мам! Я еду в Воронеж поступать в лесной институт. У нас многие девчонки туда  подали документы. Я уже тоже давно отправила и мне пришёл вызов -
    Я так и села около стола.
     - Что же ты девочка мне ни разу об этом не говорила? -
     - А чего заранее говорить, всё равно ты бы была против -
   Вот так, растишь, растишь, а потом тебя просто ставят перед фактом и считают, что этого достаточно.
   Свободно поступила в институт, а конкурс был не маленький, 6 человек на одно место. Дали общежитие, получает стипендию, но я, конечно, высылаю ей немного денег, но знаю этого мало. Пишет, что очень довольна, здесь столько всего нового и девчата в группе очень хорошие. Я записалась и хожу на бальные танцы, в танцевальный ансамбль и ещё мне сказали, что у меня чудный голос и мне надо его развивать, поэтому я хожу на уроки пения, прекрасные преподаватели. А я про себя думаю, а когда же тогда учиться? Но голос у ней и правда чудный, такое нежное сопрано. Она в школе всех покорила своим чудным голосом. Это от меня, я молодости так любила и хорошо пела. До замужества я всё время пела, пока возилась с ребятишками.
    Сессию сдала без троек, значит будет стипендия. Это хорошо, а то я порой не знаю как выкручиваться при отсутствии денег. На каникулы приехала счастливая, но похудела невероятно. Она и до этого была худенькая, а сейчас превратилась в щепку. Ещё лучше похорошела, ну, прямо неписаная красавица. Все каникулы бегала на танцы, то в наш клуб, то в клуб ПРЗ в городе.
    - Девочка, ну когда же ты будешь отдыхать? - как- то спросила я.
    - А я и отдыхаю. Мам, ведь мне 18 лет и так хочется потанцевать, покружиться в вальсе, поболтать с подружками, со знакомыми ребятами -
    - Только ты, пожалуйста, не закружись и помни, тебе надо получить высшее образование -
Когда у меня родилась вторая девочка, я себе сказала, ты должна, во что бы ни стало, дать им высшее образование, чтобы они были самостоятельные и не зависели от мужа.   
   Поле отъезда мало писала писем, да и письма были какие-то непонятные: я занята, мне некогда. И вдруг в июне месяце приезжает и объявляет
    - Меня отчислили из института за неуспеваемость. Я в весеннюю сессию получила три двойки -
    - Мамочка! Миленькая, я сама виновата! Я весь семестр кружилась в концертах по институту и в городе: пела, танцевала. Не пропускала ни одного вечера в субботу на танцах, кружилась с ребятами и всё откладывала до сессии, думала, что наверстаю. Но не сумела и получила двойки. Мамочка! Ты простишь меня за мою глупость? -
    Чем я её могу её наказать? Она сама себя наказала. Я так надеялась и гордилась в душе моей девочкой. И вот как вышло. Глупая она ещё и молодая.
    - Я конечно прощаю тебя, но помни, высшее образование ты должна получить и в этом я тебе ничем не могу помочь -
   Она подала документы в педагогическое училище и закончила за 2 года. Распределили её в Томскую область. Бог, ты мой, в такую даль и ей одной придётся «пробивать» себе дорогу.
   Пишет, работаю в селе рядом с Томском, примерно 10 км. По сибирским понятиям это рядом. Село не маленькое, есть начальная школа и работаю я одна по всем 4 классам. Конечно устою, много ребятишек. А они такие все крепыши, да тут все здоровые и никто не болеет. Есть медпункт, почта и магазин. Люди все приветливые, все со мной здороваются, хотя никто меня не знает. Но мне как-то непривычно видеть здешних мужиков, все они с бородами, многие имеют и усы, но приветливые, при встречи улыбаются. И что интересно, я ни разу не видела здесь пьяных мужиков, они выпивают только по большим праздникам. Может они староверы? Да нет. Ходят в церковь. Живу я при школе,  женщина Мария Петровна готовит мне еду, убирает в школе, а продукты выдаёт председатель колхоза за какие-то копейки. Питаюсь хорошо, каждый день мясо. Я довольна и отработаю положенные два года. Деньги мне не присылай, я и свои не знаю куда тратить, зарплата хорошая. Здесь платят большие сибирские надбавки за удалённость. В Томск выезжаю очень редко, когда только вызывают с отчётом.
   Через11 месяцев получаем телеграмму: «Я умираю, приезжай срочно». Я в один день на занимала денег у всех родных и знакомых и вечером в тот же день  выехала поездом до Москвы. В Томске возле вокзальной площади стояли подводы. Никто не соглашался ехать в это село, у него было странное название - Тахтамышево.
    - Гиблое там место, с одной стороны примыкают большие болота и дорога ещё совсем не подсохла. К тому же там есть  один ручей, а сейчас это быстрая  речка - сказали возчики. Наконец я нашла одного возчика из этого села. Его звали Степан.
     - А к кому вы так торопитесь попасть в село? - спросил он
     - У меня там дочь, работает учительницей  и она сильно заболела -
     - У нас одна учительница, Алла Сергеевна. Что-то она совсем на вас не похожа, такая      худенькая, для сибиряков это не привычно -
      -Так мы поедем или нет?  Я очень за неё беспокоюсь -
     - Ладно поехали! Но дорога будет опасная -
Дорога была тяжёлая. В пониженных местах стояла вода, а когда переезжали ручей, а точнее бурную речку, я думала, что мы утонем. Вода дошла до телеги, почти все колёса утонули. А тут ещё попали в ямку, ну думаю всё, конец.  Но Степан хлестнул лошадь, она дернулась и мы выскочили. А кругом вековые ели, лес тёмный и неприветливый. Кругом буреломы, какие-то завалы. Я, вообще, не люблю лес, мне больше нравилось поле.
     Он подвёз меня прямо к школе. Я его не отпустила и просила подождать. Дочь я еле узнала, она вся высохла и лежит с температурой уже больше месяца. Рядом хлопочет эта Мария. Оказывается из села перед половодьем медсестра сбежала, медпунк закрыт.
     - Почему же вы не позвонили в городскую больницу? - спросила я.
     - А толку, что? Дороги то нет уже скоро месяц -
     - Соберите её вещи, мы уезжаем в город - строго я сказала.
   В Томске мы подъехали прямо к больнице. Врач сказала, что у неё двухстороннее воспаление лёгких. Я не гарантирую, что мы сможем вылечим её. Нужны очень сильные антибиотики, но у нас их нет. Я за «бешеные» деньги купила антибиотики и только через месяц её выписали.
    Я и до этого начала седеть, а после все волосы стали дымчато-белые. Через 2 месяца мы вернулись домой. Полгода я её откармливала и отпаивала травами, а она всё время жаловалась на боли внизу живота. Я пригласила домой хорошего терапевта Слащеву, она жила недалеко от нас. Она долго её смотрела, щупала и сказала, чтобы мы обратились к гинекологу.  Аля зашла к врачу, я сидела в коридоре. Врач пригласила меня и мы остались вдвоём.
   - Девушке этого не надо знать, для неё это будет страшный диагноз. А вам я обязана сказать. Она застудила яичники, у ней идёт воспалительный процесс. Мы её подлечим, снимем боли, но по всей вероятности у ней не будет детей, она не сможет рожать -
    Да! Такой диагноз и для неё, и для меня действительно удар. Но ей я ничего говорить не буду. Оказалось, что она и в Воронеже, и в Сибири зимой ходила в одних трусиках и колготках, без тёплых рейтуз. Это же надо до думаться! Взрослый ребёнок, иначе не назовёшь. И что теперь? У ней же не будет полноценной семьи. Неужели, это меня бог карает? Ну она то здесь при чём? Я уже боюсь, что ещё что-нибудь произойдёт с ней или со второй дочерью. Неужели мне судьбой предназначено  всю жизнь страдать и испытывать боль за судьбу своих девочек? А если бы я не согрешила, то я наверное бы удавилась, или отравила ненавистного мне идиота мужа. Господи! Прости меня за все эти мысли.
   Только через  3 месяца Аля пришла в себя. Я позвонила своему брату в г. Харьков и попросила пригласить её к себе, чтобы развеялась и отдохнула. Через два месяца она приехала посвежевшей и довольной. Опять стала ходить на танцы в городской сад, в клубы. Летом работала воспитателем в пионерских лагерях. Поступила учиться заочно в педагогический институт на литературный факультет. К  нам в дом стали приходить молодые люди, её  ухажёры.  На мой взгляд, странные были парни. Вроде молодые, а душой старики. Своими разговорами они навевали тоску, казалось , что они прожили долгую и трудную жизнь, что они устали от жизни. Это были новые Печорины. И как же дочь не чувствовала всю их гнилую душу? Они не радовались жизни и вокруг себя сеяли тоску и уныние, а ведь они все были с высшим образованием, а один из них даже был писателем. И чему он мог научить понимать жизнь других людей?
    Все они, конечно, покрутились и исчезли.  Теперь и дочь стала полной пессимисткой, сидит и скулит: нет денег, нет новых платьев, туфель, нет мужа и никто не предлагает замуж. Несчастная я. Жалко мне её, но чем я ей могу помочь? Сама должна решать свои проблемы, а не сидеть и ждать, когда придёт принц на белом коне и попросит её руки. Начала ссорится с младшей дочерью и всё по мелочам: то на её кофточку она посадила пятно, то  нарочно спрятала какую-то книгу, нужную ей. А сегодня устроила скандал из-за капроновых чулок. Младшая их одела с моего разрешения и случайно где-то зацепила и образовалась маленькая дырочка. Шум был такой, что всех святых выноси. Ну, подумаешь чулки? Ведь не нарочно она их порвала. Младшая где -то достала денег и на другой день сунула ей под нос новые капроновые чулки.  Начала учить её как надо жить.
    А они совершено не похожи ни внешностью, ни характером, по разному смотрели на жизнь, на дружбу, на любовь. Но они любили друг друга, они же были родные сёстры по матери.
  А вот младшая была совсем другая, всегда самостоятельная, очень гордая и независимая. Всегда имела своё мнение и смело его высказывало любому человеку, не зависимо от его должности и ранга. Была очень честная, никогда не врала, всегда искренне верила в дружбу и любовь, презирала  слабых, малодушных, пресмыкающихся перед начальством людей. Она очень много читала, у ней была зрительная память, но была горячая, вспыльчивая, а иногда не могла сдерживать свои эмоции. Вот почему ссорилась со мной и с сестрой.
    А в последнее время увлеклась мыслю, что она обязательно будет актрисой и эта мысль у ней зрела давно. Сейчас я вспомнила один её забавный случай. Ей было всего три с половиной годика, и к нам в клуб приехал кукольный театр. Мы с ней ходили смотреть спектакль, где были лиса и петух. Она с такой жадностью, широко раскрытыми глазами смотрела на сцену. Пришли домой, я пошла на огород при доме. Через некоторое время захожу и вижу удивительную и смешную картину. Моя Зиночка одела жёлтое короткое платье, ходит по комнате и выразительно декламирует: «я кур люблю, я кур люблю». Одной рукой держит на животе веревочку, а другой лисий хвост, привязанный к ней, да ещё им помахивает. Оказывается она срезала с моей дохи один хвост рыжей лисы и изображала  её. Меня поразило то, что интонация и её эмоции были точь и точь, как на сцене.
   Уже в 5-6  классе она выступала в школе и читала стихи. На выпускном вечере после  7 класса я присутствовала и удивилась, как она читала стихотворение Есенина «Русь  моя». У ней была прекрасная дикция, чистый и звонкий голос, но главное, она вся преобразилась, её трудно было узнать, глаза стали яркие и мне, казалось, они излучала свет /на сцене не было хорошего освещения/. Зал весь притих и замер, никто не мог предвидеть такой яркой эмоции. В конце вечера ко мне подошла учительница литературы  Мария Григорьевна
     - У вашей девочки  может раскрыться талант профессиональной актрисы. Дайте возможность ему развиваться, не погасите его и её желания. Она мне призналась, что очень хочет поступить в актёрскую студию после окончания школы -
    В дальнейшем я заметила, что дочь начала серьёзно готовится уехать в Москву. Она детально изучала все книги Станиславского, делала выписки. Были книги и других авторов по сценическому искусству.
       Вот и прошёл выпускной вечер после 10 лет обучения. Я возвращалась домой поздно вечером, уже было темно. Смотрю около дома на лавочке сидит моя младшая и плачет. Она очень редко плакала.
    - Девочка! Что с тобой, почему ты так расстроилась, кто тебя обидел? - Она подняла заплаканные, грустные, потухшие  глаза и говорит
     -Милая! Мамочка! Отпусти меня в Москву. Я чувствую, что я многое могу сделать. Мне так нравится играть на сцене. Я об этом мечтаю уже несколько лет. Я тебе ничего не говорила, так как знала, ты будешь против. Я и сама не знаю, правильно ли поступаю, ведь ты возможно останешься одна  больная с парализованным отцом. Как же мне быть? Что мне делать? -
    У меня ёкнуло сердце в груди. Вот и вторая дочь собирается улететь из родного гнезда. И останусь я одна с этим ненавистным и злым человеком. Но это моя судьба. Ей я ответила
   - Ты становишься взрослой, поэтому решай сама. Но обижаться и упрекать тебя за твой выбор я никогда не буду -
   Я ушла спать, а она ещё долго сидела на улице. Когда пришла, не слышала.
   Нет не уехала , не решилась меня бросить. Пожертвовала своим счастьем, а может и судьбой. Потупила в местный Плодоовощной институт. А конкурс был необычный, 12 человек на одно место.  Проходной балл 19 из 20 возможных. Можно было получить только одну четвёртку. А что будет дальше поживём, увидим.
    А Аля ходит счастливая, нашла она себе парня по сердцу. Он заканчивает военное училище, и вот, вот приедет. Наконец получаем телеграмму: «Встречай завтра. Целую Валентин». Пришли с вокзала вместе, познакомились. Ничего парень, но очень маленького роста, меньше моей дочери. Посидели и он ушёл. Его не было двое суток. Аля места себе не находила, ведь обещал придти на следующее утро и они собирались идти в ЗАГ с. А моя младшая случайно его видела в городе, он гулял с девицей по центральной улице. На второй день она опять увидела его с другой девушкой около городского сада. Но старшей ничего не сказала. Неужели он выбирает себе невесту? Ну и нахал! Что же от него ждать в будущем? Но расписались. Дома распили со всеми вместе бутылку шампанского и они уехали в Харьков по направлению служить в химвойсках. /продолжение следует/      
 


Рецензии