Войной рождённый

               
            Войной рождённый или Задушевный разговор с внучкой.



                « И стоит шаг пройти заносит время след.
                Обратного пути у жизни просто нет…»               
                «Поверь в мечту» И. Кохановский.

                «Словно ветер в степи,словно в речке вода,               
                День прошел - и назад не придет никогда.               
                Будем жить, о, подруга моя, настоящим!               
                Сожалеть о минувшем - не стоит труда»
               
                Омар Хайям.
               
               
 


               
               Виктория!
        Ты не поверишь,но,как только ты родилась,я, сразу же,начал вести с тобой свои задушевные беседы.
 Может быть,ты сейчас читаешь эти строки ещё при моей жизни.Тогда,у тебя есть шанс успеть спросить что-то у меня живого.
    А может быть,ты дальше предисловия и вообще читать не будешь? Как знать?

 Но сегодня я точно знаю,что в силу своего ума и природного дара,отношения к жизни и стремления к познанию, ты твердо удержишь нить своей судьбы и жизни.
      С 1917 года и до 90-х годов прошлого столетия люди старательно умалчивали о своих родословных.
 Поэтому мы очень мало знаем о своих предках. Причиной тому то,что мир в 1917 году раскололся на «белых» и «красных» - дворян и пролетариев,которых столкнули между собой в революционной борьбе за «светлое будущее пролетариев всех стран».
 Однако, обещанный к 1980 году коммунизм в советской стране построить не удалось.
    Как только  стараниями союзных властей был уничтожен  СССР - Союз Советских Социалистических Республик,все начали искать свои родовые дворянские, графские, княжеские и прочие султанско-эмирские корни.
    Но если ты «…из грязи в князи,то где взять столько грязи на князей…»
    Даже те,кто до 1917 года был дворовым человеком у князя Голицына или сенной  девушкой у графа Шереметьева начали примазываться к их родам.

    На стены,в своих двухкомнатных келейках,они начали,без зазрения совести,  приколачивать  фамильные гербы бывших своих хозяев,причисляя себя к их титулованным семейным кланам.
 И смех,и грех,беда прямо с народом нашим.
   Так вот,Вика, я тебе скажу,что в нашем роду,ни «графьев»,ни дворян,не наблюдалось.
    Вообще наш род получается молодой. Не уходит он корнями своими ни к рюриковичам,ни к испанским грандам.
     Помнишь,как-то ты  мне сказала:- Ты,дедушка,у меня не самый лучший экземпляр.
    -Это правда. Но,извини, за неимением у тебя других дедушек,довольствуйся таким, какой у тебя есть.
     Родился я не в Москве и не заграницей,а в самой, что ни на есть,глухой деревушке Ступново,окруженной лесами,в 20 км.от поселка Шексна и в 60 км.от Череповца. Однако, для меня и моих односельчан это самое любимое место на земле,которое смотрит в Мир с высоты  209 метров над уровнем мирового океана.
    «Историческую справку» о месте моего рождения и последующего гнездования написал твой папа Алеша в своем школьном сочинении,когда был учеником начальных классов средней школы № 2 в городе Вологда.

                Сочинение  Жгутова  Алексея
                « История села Чаромского»


      "В Шекснинском районе Вологодской области есть колхоз «Советская Россия».
 Центральная усадьба колхоза находится в селе Чаромское.
 Каждое лето я приезжаю в это село,в гости к бабушкам.
 История создания села Чаромского,в котором родились мои родители,относится к 17 веку.
   До этого времени люди жили в деревнях,которые были недалеко от сегодняшнего села Чаромское.
   Эти деревни назывались: Воропаиха, Шовырино, Микитино, Лукьяново,Тишино. В 1612 году по этим местам прошли польско-литовские войска. Они беспощадно выжигали деревенские постройки,убивали мирных жителей.
   После изгнания врагов,в этих местах вновь стали появляться новые люди,первые поселенцы. Они построили новые деревушки недалеко от прежних и дали им другие названия: Алексеево, Тарасово, Чаромское, Тимшино,Ступново,Назарово.
    Деревни Алексеево, Тарасово и Чаромское потом объединились в одно село, которое назвали в честь первопребывателя Бороничева-Чаромского.

 Один из дальних родственников Бороничева, Чаромский стал известным ученым в области самолетостроения.
На месте,где когда-то были старые деревни,теперь леса и пастбища.
 В селе Чаромском в 18 веке была построена каменная церковь.
 Деревня Тимшино стоит там,где стояло Тишино,а деревня Назарово,где Микитино.
    Во время войны в 1941  году многие жители поднялись на защиту Родины и отважно сражались с фашистами.   Жителю Чаромской местности,Фёдорову Т. В. присвоено звание Героя Советского Союза.
 В селе Чаромском  поставлен памятник односельчанам, погибшим на войне 1941-1945 годов.
 В настоящее время в Чаромском построены; больница,школа,клуб,магазин,скотные дворы.  По маршруту Шексна–Сизьма ходит рейсовый автобус."
      Это сочинение Алексей написал примерно в 1982-1983 году. Оно отражает  именно то время и совершенно отличается от нашего времени. Многое изменилось в этих местах за прошедшие годы.
     Я понимаю,Вика,ты живешь в активном  ритме. Но найди время,отложи в сторону гранит наук,и прокатись с отцом в места,где я жил,где он проводил свои детские беззаботные летние дни и отдыхал от душанбинской жары.
    Ты будешь знать,где родились,жили и обрели вечный покой твои: прапрабабушка Анна, прабабушки Лиза и  Вихирева Александра, красавец прадедушка Малков Василий Арсентьевич.
     А ещё!!!
    Ты с высоты местности,где когда-то была деревенька Ступново,увидишь  удивительную красоту российских далей.
  Вокруг поля,где раньше колыхалась под летним ветерком золотая рожь,нежным цветом голубели льны, а за ними повсюду виднеются темнеющие изумрудом зеленые леса,с голубыми глазницами лесных озер у кромки горизонта,серебрится в багряном закате солнца гладь реки Шексны.               

    Куда бы меня ни забрасывала судьба,я в самые трудные и отчаянно грустные минуты своей жизни пути всегда возвращался памятью к этим картинам детства.
    Это мне возвращало жизненные силы,помогало выжить и вновь идти вперед.
     Твоя прапрабабушка Анна родилась в 1889 году,а как вышла замуж,переехала жить в большой деревенский дом в соседней деревне Дёмино.
     Этот дом своими руками построил мой прапрадед Иван Жгут примерно в  60-х годах 19 века.
   Из этого дома моя бабушка провожала в 1915 году своего мужа, твоего прапрадедушку Ивана,на Первую мировую войну.
    Твой прапрадедушка Жгутов Иван Никитич, родился в 1895 году. После возвращения с германского фронта он окунулся в революционные события и в 1918 году его избрали делегатом Всероссийского съезда Советов.
     Затем он участвовал  в гражданской войне и воевал на Туркестанском фронте. 
 Бабушка Анна рассказывала мне,что во время гражданской войны один красноармеец, вернувшийся с  туркестанского фронта рассказал,что лично видел,как басмачи в бою изрубили саблями её мужа Ивана Никитича.
 Однако, через некоторое время дедушка вернулся живой и совершенно невредимый.
    В огне не сгорел и не утонул.
 Теперь,когда я смотрю кинофильм "Белое солнце пустыни",всегда вспоминаю своего деда Ивана,который внешне чем-то напоминает героя кино Сухова.
     Погиб же мой дедушка во время Великой Отечественной войны в Сталинграде.
     Брат бабушки Анны-Смирнов Константин Игнатьевич (она в девичестве тоже носила фамилию Смирнова) был крестьянин.В 1932 году его,так же,как и  большинство других трудолюбивых крестьян,имевших хорошие хозяйства,раскулачили и  выслали на поселение в город Кандалакшу на Кольском полуострове. Где он и прожил свой остаток жизни.
    В 1941 году  прапрабабушка Анна навсегда рассталась со своим сыном Кельсием, погибшем в бою с фашистами 27 августа 1941 года в Коростене Житомирской области в Украине.
Твоя же прабабушка Лиза во время Великой Отечественной войны тоже ушла добровольцем на фронт. Она,вместе со своим младшим братом Михаилом и моим отцом служила на военно-санитарной летучке в составе полевого эвакопункта 203. На этом поезде они,прямо с поля боя, из-под Ленинграда и Тихвина,вывозили тяжелораненых бойцов на излечение в тыловые госпиталя. Я родился 21 декабря 1944 года.
    В 1939 году сгорел  дом,в котором проживала бабушка. Мне в наследство от бабушки, как память о сгоревшем доме,остались немые свидетели пожара,недорогие медные обгоревшие иконки.  Она их спасла из горящего дома.

Храни их,Виктория,как бесценную память о ней.
   


Рецензии
Умный и добрый разговор у Вас с внучкой получился.
Благодарна за тёплые воспоминания.

Альбина Билык   14.03.2020 16:27     Заявить о нарушении
У меня есть ещё рассказы о наших разговорах о том,что было и что возможно может быть. С уважением к Вам и с поклоном,Александр.

Александр Жгутов   14.03.2020 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.