Пиши только о том, что чувствуешь...

Двадцать дней назад не стало русского писателя, Владимира Маканина, Литературная газета не забывает своих верных талантливых сынов  ("Владимир Маканин был и остаётся одним из лучших русских писателей нового времени."), статья-эпитафия автором, Юрием Козловым, с некоторым "либеральным" усердием написана, редактором прочитана, подписана в печать, и с легкой душой обнародована,  "... он не любил разговоров о литературе, не строил из себя классика, хотя, конечно, знал себе цену. Пиши только о том, что чувствуешь, сказал он мне, извлекая из сумки мятую жёлтую страничку с рекомендацией, об остальном напишут другие."

***

И что мы читаем в статье?

"Символичен сам год его рождения – 1937-й. Россия, в которой мы сейчас живём, – не наследница Российской империи, Февральской республики или СССР. Она наследница 1937 года, на поколения вперёд определившего менталитет её уже и не народа, а населения (?). Мы до сих пор остаёмся людьми «испуга», «свиты» и «андеграунда», то есть теми, кого с глубиной психолога и точностью хирурга исследовал и препарировал в своих произведениях Владимир Маканин. Он как будто выхватывал из жизни и наших характеров самое сокровенное, больное и сущностное, а потому тщательно скрываемое, и выставлял это на всеобщее обозрение, ставя таким образом диагноз обществу."

"Ни единым словом Маканин не льстил равнодушному, немужественному, склонному к предательству и конформизму, обнаруживающему живость только в поисках физических, материальных и карьерных выгод советскому (?) человеку, пытался привести его в чувство горьким лекарством, в глубине души понимая, что «гомо советикус» неизлечим. Время подтвердило правоту писателя. Как в прежние годы, этот человек годы ходил на партсобрания, тупел, изучая исторический материализм, голосовал за кандидатов «нерушимого блока», так и сейчас, спустя четверть века, смотрит по телевизору новый, преобразившийся в ток-шоу «Ленинский университет миллионов», голосует за тех, кто отобрал у него всё и из своих дворцов учит патриотизму. Этот человек удивительным образом даже сделался хуже – он уже не рефлексирует, как герои Маканина советского времени, а мечтает о том, чтобы его «снесло» в сторону неправедного (честного в современной России быть не может) богатства и беспечальной сытой жизни."

"И людей, включая собратьев по перу, как я понял, он оценивал по своему внутреннему ощущению – сносит или не сносит этого парня река с быстрым течением?"

***
***

Авт.

Хотелось мне поспорить по некоторым пунктам-пунктирам статьи, но я не буду вскрывать нарывы на человеческом теле ... а лучше задумаюсь ...

***

Что-то глубокое и незримое, чувствует мое сердце, роднит Маканина с Булгаковым ... видение человека схожее ... и вечный, неразрешимый до конца, вопрос перед ними стоял - что такое человек?

И на что он способен ...

***

***

P. S.

На встрече со студентами РГПУ им. А. И. Герцена в декабре 2004 года Маканин сказал об одном из своих романов «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998):


 - "Андеграунд — явление неоднозначное, и у него было две стороны. Первая — люди в оппозиции к власти, когда её дыхание давало понять, что она — не вечная. Это был русский вариант оппозиции в отсутствие демократического общества. Как только всё изменилось, такой андеграунд стал истеблишментом и соответствующим образом занял ниши премий и высших постов. Но был и другой андеграунд. Его представляли люди, которые при любой смене власти не могли бы занять высшие места. Это было целое поколение погибших людей, но людей мужественных, обладающих силой духа. В память об этих людях я написал роман."

***
***

Авт.

Ну, как промолчать на все это человеческое, противоречивое и неоднозначное, что описывает - по крайне мере в силу своего таланта старается - писатель Маканин?

Хочется спросить, так будет всегда, вне зависимости, что на дворе, социализм или капитализм, будут разбегаться люди каждый по своим квартирам - отпочковываться, делиться на "андеграунд" первой волны, ловко на ходу переобувающийся, перекрашивающийся, превращающийся в соотстветствующий своей выгоде сытый и довольный "истеблишмент" и на тех, "мужественных и обладающих силой духа", но ушедших со сцены, "погибших" в неравной борьбе за свои идеалы нравственной чистоты и наличия совести при любых условиях давления свыше?

Да, конечно, Маканин - это в первую очередь, писатель, "инженер человеческих душ", он прежде всего видит перед собой людей со всеми их страстями, подлостями, слабостями, и на другом полюсе, героев со стальными неподдающимися характерами, а не противоборствующие классы собственников и подневольного рабочего люда, об интеллигенции речь не идет ввиду ее малочисленности и скорострельной пустопорожней болтливости.

Отсюда вопрос, возможно ли через кровавую чистку сверху сломать свой собственный стосорокамиллионный народ, превратить его в рабов, с такой же рабской психологией, поэтапно уничтожив весь цвет нации? Если это так, то нет прощения сатрапу, восседавшему и правившему безраздельно долгое время в Кремле?

А что может вырасти из раба?

Только раб?

А если "раба" вынесет нелегкая наверх, к большой власти или к большим деньгам, то кем он станет, рабом власти, рабом денег?

Вот этих "рабов власти и соответственно рабов денег" мы перед собой и видим в историческом временном отрезке?

Хрущевых, Брежневых, Горбачевых, Яковлевых, Ельциных ... Чубайсов, Гайдаров, Грачевых, Абрамовичей ...

"Рабы" выживают и творят историю, а истинные патриоты кладут голову на плаху, так ничего и не сдвинув с места, не изменив мир к лучшему?

Возможно ли изменить мир лишь только тем, что показать миру дорогу к свету?

Мир посмотрит, посмотрит на эту вдруг открывшуюся дорогу к свету ... и выберет дорогу ... к золоту ... а золото - это такой металл, который ведет к погибели всего и вся, но разве кто-то задумывается над этим, если живот набит до отказа и мозги заплыли жиром примитивного, животного счастья?

Ау?! Маркс, что ты на это скажешь?!

Или железные законы развития общественного бытия (производительных сил - авт.) своего добьются наперекор всем козням и хитростям изворотливого капитала?

***

Далекие потомки прочитают мои эти грустные слова и скажут, покачав головой:

 - Что же это ты, Владислав, дорогой наш Викторович, подкачал, не верил, что добро все-таки победит зло на земле, ибо по-другому не выжить человечеству, не выжить без справедливости и главенства разума, а не живота?!


Рецензии