Уроки вождения

                Я колесил в незнакомых районах огромного города. Но ни одного места, подходящего для обучения азам вождения не  нашел. До этого я не раз мысленно объехал все улицы и переулки. Ни одного местечка. Ни пустырей, ни  площадок не было. Или я не знал,где они все-таки есть.

         Сын подрос. Ему уже почти тринадцать. Пора научить его управлять машиной. Он катался по двору гаража, где у нас был бокс. Но этого было мало, чтобы научиться. Я искал такое место, где безопасно можно учить сына водить. Ни один человек не смог подсказать, есть ли смысл искать. Но я был уверен, что решение найдется.

         На предприятии, где я работал, выпускали жезлы для регулировщиков. Это было вполне современное изделие. В темное время он горел ярким красным светом и мог мигать. В рукоятку вмонтирован фонарик. А в последней модели даже  свисток.

         Жезл у ГАИшников пользовался большим спросом. Из бракованных деталей я собрал для себя несколько штук.

         Я заехал за сыном в школу и мы поспешили домой. Как всегда, заехав в гараж, я уступил руль и сын  покатался. Потом он загнал машину в бокс. Я решил посмотреть жезлы. В багажнике  нашлись два комплектных и две “пустышки”, только рукоятка и красный корпус. Но днем они не отличались видом от полнокомплектного.

         Мы сложили все это  “богатство” на полку в боксе, оставив в багажнике один комплектный и две “пустышки”.
         - Папа! А зачем тебе эти жезлы? - спросил сын.
         - Хотел подарить их знакомым инспекторам, но закрутился, забыл. Но я исправлюсь! - мы заперли ворота и пошли домой.

         Недели через две после этого разговора я заглянул  на стадион. Посмотреть, как играют теннисисты. Я тоже несколько лет играл на этих кортах. Но, пока сын был маленьким, выкраивать время для тенниса не получалось. А тяга  и желание играть остались. Въехать на стадион, когда не было футбольных матчей, можно было беспрепятственно.

         Я поздоровался с тренерами, пообщался со знакомыми, посмотрел, как азартно орудуют ракетками игроки. Очень хотелось туда, на  корт.  Дал себе очередное слово изыскать время и начать играть.

         По пути домой  какая-то мысль  мелькнула в голове. Позже  я понял, что будоражило мозг. Мысль оформилась, стала осязаемой. Требовалось лишь уточнить детали.

         На следующий день я  поехал на стадион. Не спеша двигался по периметру огромной чаши. Объехать ее полностью было нельзя. Тупик. Надо разворачиваться. Но  места было вдоволь. Места, которое я долго искал. И нашел!
Чувство радости охватило меня. Предвкушение.
Задача обрела решение. Осталось воплотить.

         Наконец наступил день, когда мы с сыном поехали на стадион. Накануне я заправил машину, долил масла, проверил давление в шинах и помыл ее.Сын еще не знал цели поездки.

         Ворота были открыты. Мы спокойно въехали  на территорию стадиона. Я остановил машину.
         - Садись за руль, устраивайся поудобнее, сейчас будешь осваивать езду. - сын подложил   подушку на сиденье, чтобы улучшить обзор и завел мотор.

         - А куда ехать? Спросил он
        - Вокруг, до упора. Там  “вперед-назад” развернешься и поедем обратно. - план был понятным и сын тихонько тронул с места. Он ехал правильно, на первой передаче. Мотор подвывал, требуя переключиться на вторую.
         - Включай вторую и давай чуть быстрее.

         Мы доехали до конца дороги. Развернулись. Все было сделано правильно. Мы повторили этот маршрут раза четыре. У сына не получился разворот на минимальном радиусе и мы несколько раз повторили этот элемент. Счетчик показал, что мы проехали 11 километров.

         - Ну что, едем домой?- спросил я.
         - Да! На первый раз хватит! - согласился сын. - Мне очень понравилось! Спасибо! - мы поменялись местами и поехали в гараж.
         - А мы еще поедем на стадион? - сын посмотрел на меня.
         - Конечно! Думаю, не раз еще! Ты должен хорошенько освоиться за рулем. В следующее воскресенье и поедем. - заверил я.

         Так мы ездили несколько недель. С каждым разом получалось все лучше. Сын пробовал и на третьей передаче, разгоняясь до 55 км/час. Это уже было похоже на езду по улицам города. Мы отрабатывали переключение передач, повороты, торможения, точные “причаливания” и приемы парковки.

         В очередной раз тренируясь на стадионе, мы встретили едущую навстречу машину. Первый раз! За рулем сидела девочка, рядом взрослый мужчина, отец или старший брат, наверное. До этого мы с сыном  “катались” одни.

         Значит, кто-то все же заметил, что стадион служил и учебной площадкой. Либо, как и я, додумался использовать это место для обучения  вождению. Приятно, что мы первые открыли эти возможности. Но нам уже нужен был другой  “полигон”. Надо было осваивать улицы родного города.

         Я ехал домой. На одной из улиц инспектор ГАИ, с традиционным, полосатым жезлом, остановил меня. Подошел к машине. Я узнал Рустама, старого знакомого. Мы дружески поздоровались.
         - Слушай! Ты в какую сторону? - спросил он
         - На заправку! Бак почти пустой. Это, где магазин  “1000 мелочей”. Ты же там живешь недалеко! - ответил я.

         - Можешь подбросить меня до моей конторы? Это одна остановка от заправки. - с улыбкой посмотрел на меня сержант.
         - Само собой! Но нальем бензин сначала. Садись за руль и держи курс на заправку, потом в твою управу! - предложил я.

          Рустам с радостью согласился и уселся за руль. Мы заехали на заправочную станцию, остановились у колонки.
         - Ты посиди, я в момент! - инспектор пошел к кассе, через минуту заправщик залил в бак 25 литров топлива. - Они мне должны были , сейчас в расчете! - он включил мотор.
         - Рустам! Минутку! Вот деньги! - я протянул ему купюры.
         - А-а-а! Сочтемся! Пустяки! - он засмеялся и тронул машину.
          - Когда новые погоны? - я придумал, как поздравить его с повышением.
         - Послезавтра утром. Приказ подписан! - он ждал этого  больше года.
          - Позвони мне! Не забудь! - сержант вышел напротив своего дома.  Я поехал в гараж.

         Видимо не совсем случайно люди встречаются. И часто в ситуациях, когда могут быть нужными друг другу. Так и эта встреча с Рустамом,толковым и искренним парнем, оказалась не бесполезной для нас обоих.

         Рустам позвонил и сказал, что дежурит там же , где и в прошлый раз. Он помахал рукой, увидев мою машину, я остановился рядом и вышел навстречу лейтенанту. Поздравил его и потянул к багажнику.

          Достал предмет в упаковке из фольги и протянул старшему инспектору. Когда он  увидел новенький жезл, то засветился, как его погоны. Мы оба были рады.

         - Рустам! Есть  к тебе одна просьба. - я говорил немного медленнее обычного.
         - Если это в моих силах, то все, что угодно! - засмеялся новоиспеченный лейтенант.
         - Конечно! Хочу сына по городу поучить ездить. Часок-полтора покататься бы. - я посмотрел на его реакцию.

         - Никаких проблем!  В воскресенье я не работаю. Можно рано утром ездить. - последовал  ответ без паузы.
         - В воскресенье в 6.30 у твоего дома? - предложил я.
         - Буду готов! Проведем езду типа  “мастер - класс”. - снова засмеялся он.
 
         - В воскресенье встаем рано и в шесть утра поедешь по городу. - сообщил я сыну.
         - А зачем в такую рань? - удивился он.   
         - Светофоры работают, ГАИшников нет, кроме ОДНОГО, дороги посвободнее. - объяснил я.

         Утром мы вывели машину из гаража. За рулем сидел сосредоточенный, собранный водитель. Мой сын. Я говорил, куда ехать.Движение было, на удивление, оживленное. Но  еще не часто проезжали автобусы и троллейбусы.

         Мы остановились у дома , где жил Рустам. Через несколько минут появился он сам, в гражданском.
Я познакомил его с сыном. Он уселся впереди рядом с водителем.

Мы провели на дорогах  больше часа. Рустам изредка подсказывал, как лучше сделать тот или иной маневр. Но в основном сын вел без замечаний.

         - Не устали? - спросил я.
         - Нет! Я могу еще два часа ездить! - ожидаемо ответил сын.
         - Ты можешь, а машина нет. Надо заправиться! - он глянул на прибор, топлива было очень мало. Мы поехали на заправку.
         - Я сейчас! - инициативу взял в руки Рустам. Заправщик залил двадцать литров.

         - А сейчас везите меня домой! - весело сказал он, усаживаясь.
         - Минутку! - я достал из багажника  “пустышку”.
         - Вот! Это упрощенный вариант. - я протянул ее инспектору.
         - Спасибо! Нет слов! - обрадовался он.
         - Отлично водишь! - похвалил Рустам сына. -Ездите, но осторожно. А если что, я слово замолвлю!

         Дома сын с восторгом рассказывал маме и бабушке о своих успехах. Я с удовольствием слушал. И радовался. Он очень хорошо вел машину по непростым улицам старого города и в центре, где светофоры через каждые 100 метров.

         Так мы упражнялись много раз. Правда, выезжали часов в семь. Мы ездили по очень сложным маршрутам, пересекали трамвайные пути и разворачивались на узких улочках. У сына получалось хорошо.

Он приобрел опыт и уверенность. Но ездить так  было рискованно. Мы нарушали правила. Когда-нибудь могли попасться и мои права пришлось бы выручать. Да и штрафы были серьезные. Но ни разу не случалось эксцессов.

         Рустам иногда звонил, предлагал приехать, заправиться. Где он добывал десятки литров бензина, я не спрашивал. Мои друзья и соседи по гаражу удивлялись, что инспектор ГАИ часто работает моим личным водителем. От людей ничего не скроешь!

         Я заехал на стадион. Договорился с тренером о времени занятий на корте. На душе стало празднично. Я очень люблю теннис!

         Сын по выходным возил меня по городу, как заправский таксист. Я даже не подходил к левой двери. Мне это доставляло огромные радость и удовольствие. Я рассказывал знакомым, что учил сына водить на стадионе. Пригодились ли мои советы, я не знаю. Но для сына стадион стал местом, где он научился водить машину.

         Через несколько лет, он получил права и стал опытным и умелым водителем. Лучше, чем я!


Рецензии