Когнитивный диссонанс

В базовом понимании того, как функционирует общество, люди делятся на две группы. Первые считают, что все человеческие особи различаются по качеству, и в соответствии со своей относительной ценностью могут быть  распределены вдоль символической вертикали, составляя естественную иерархию. Вторые же полагают, что все люди равны, и никакой ценностной вертикали не существует. Первые всегда утверждали, что их правота самоочевидна; сторонники же равенства возражали, что разное качество людей определяется разными условиями существования: - мол, обеспечьте всем равные условия, и все станут одинаковы по качеству. В XX веке была создана генетика, и было доказано, что качества индивидов заданы генетически, но сторонники равенства упорно продолжают талдычить: все люди по определению равны, и поэтому должны быть одинаковы, а тот, кто отличается, пусть помалкивает, иначе ему же будет хуже. Первые построили капитализм, основной лозунг которого, согласно Карлейлю, провозгласил Наполеон: «Дорогу талантам!» Вторые построили социализм советского образца под лозунгом (он был начертан буквально на всем): «Пролетарии (то есть неконкурентоспособная часть общества) всех стран, соединяйтесь!» Не удивительно, что при наступлении постиндустриальной эпохи коммунистический проект провалился, но это не обескуражило поборников равенства, придерживающихся тезиса: «Верю, ибо нелепо!»
Базовые социологические представления являются частью самосознания личности, и не поддаются внешней корректировке. Они определяют отношения между людьми. Сторонники рационалистической социологии и приверженцы  социальной справедливости, понимаемой как равенство, идентифицируют друг друга, подчас, с полуслова, и воспринимают, как враждебных инопланетян. Поэтому в том, что касается отношения к нашим истории и будущему население резко расколото, и граница раздела проходит не столько между социальными группами, сколько между отдельными людьми.
В первый раз я лично столкнулся с эффектом неприятия враждебного мировоззрения в девяностых годах. После Августа 1991 года я в течение нескольких лет был постоянным читателем «Независимой газеты» Виталия Третьякова, и даже как-то написал письмо в редакцию, и оно было напечатано. Однако со временем я стал замечать, что вся система оценок общественных явлений, которую использовали писавшие в ней авторы, вызывает у меня глухое раздражение, иногда переходившее в настоящее недомогание, заканчивавшееся вспышкой гнева. Наконец, в один прекрасный день я полностью прекратил чтение «Независимой газеты», перейдя на газету «Сегодня», и сразу почувствовал себя, как будто выздоровел от серьезной болезни.
Во второй раз это происходит сейчас по отношению к передаче «Вечер с Владимиром Соловьевым», постоянным слушателем которой я долго являлся, и отторжение от которой начало уже приобретать характер едва ли не физической боли, и я, наконец, решил больше не мучиться. Я достаточно наслушался призывов ее ведущего и многих из ее участников «Назад в будущее!» Владимир Рудольфович, спасибо, я возвращаю Вам билет!
                Ноябрь 2017


Рецензии