Человек-Горошина и Простак

Наверное, у многих из нас, у людей, что родились и выросли еще при СССР, остались в памяти  книги из детства, которые сохранились в виде каких-то смутных, неосознанных воспоминаний. Вроде что-то читал такое странное, но вспомнить не могу, но именно, что помню, что читал, и что оно оставило какой-то непонятный, странный след в душе. А вспомнить, что именно не могу. Так было и со мною. В памяти осталась некая книга из детства, странная и непонятная, но как она называлась, и даже про что она, вспомнить я не мог, только несколько неясных образов, женщина ножницы, какой-то поэт и всё. Время от времени меня посещала мысль найти книжку эту в интернете. Но поиски ничего не давали. Как найти то не знаю, что?

Я на днях простудился, и невольно на меня нахлынули воспоминания детства. В детстве я много болел простудными заболеваниями. Мой лечащий врач утешал родителей тем, что утверждал, что дети, сильно болеющие в раннем детстве, во взрослые годы отличаются крепким здоровьем.  В целом доктор мой оказался прав, болеть я стал немного меньше во взрослые годы, но речь сейчас не об этом. Просто сегодня я заболев ангиной, я себя снова почувствовал маленьким мальчиком и в памяти всплыло воспоминание, что ту странную книгу я читал именно, в тот самый момент когда был в очередной раз болен. Видимо, будучи здоровым я больше бегал с друзьями на улице, а болея, я лежал и читал книжки. И тут мне в голову пришло слово. Вогнуто-выгнутый. Оно явно было из сказки. Из детской книги. Так велел себя величать какой-то сказочный король, который не хотел, чтобы его называли кривобоким. Я не был уверен, что это слово именно из той сказки, но попробовать явно стоило. Я набрал в поисковике и о чудо! Искомая книга, наконец, нашлась!  Она называлась «Человек-горошина и простак» и автором её был Александр Шаров.

 Интересно, что на одном из сайтов в откликах на книгу я прочитал следующее высказывание:      

- Я тоже читал эту сказку в детстве, в 1976 или в 1975 году. Было очень страшно, атмосфера сказки, как гофмановский "Щелкунчик". Но почему-то имя колдуна мне запомнилось, как Туппоруппо. И я много лет искал по этому ключевому слову эту сказу, и не мог найти. И вот сегодня вместо Туппоруппо написал Туппо Руппо - и нашел, сначала форум, а потом уже, зная имя автора, и саму книгу. Зачем я искал эту книгу? Страх с того самого 1976 года сидит у меня в подкорке головного мозга. Хочу прочитать заново и изгнать все страхи.

Получается, не я один искал именно эту сказку и не мог ничего толком о ней вспомнить, что мешало поиску. В отличие от автора замечания я даже не помнил, что в книге был какой-то злой колдун. Только нечто странное, смутное и непонятное. Но увидев обложку на экране компьютера, я сразу понял – это та самая книга. Она у меня в детстве долго лежала на полке. Начал читать.
Не знаю, как это правильно выразить. Были в моем детстве книги, фильмы, которые было совершенно невозможно понять моим детским умом. Взять «Человек-горошина и простак».  Вроде и книга, вроде и красивые сказочные картинки в ней, а всё равно вместо волшебной сказки в ней нечто невнятное и непонятное, нечто пугающее и веющее болезнью. И что странно. Хороших книг в городе было тогда не купить, они были большой редкостью. А эту книгу можно было купить свободно. С другой стороны много и добрых слов об этой книге я прочитал на разных сайтах. В основном авторы хвалебных рецензий женщины. Так что может я и пристрастен. Был такой фильм  «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Были еще фильмы,  «Иван да Марья»,  «Царевич Проша» и еще целый ряд фильмов-сказок. Фильмы в целом неплохие, но понять которые достаточно сложно. Видимо это было не просто отдельное произведение, это было некое проявление общей тенденции. По сравнению с чудесными фильмами А. Роу это была просто жуткая муть. Герои невнятные, придурковатые, злодеи такие же точно невразумительные. Как тогда всё это у меня не вмещалось в мозгу, так и сейчас не вмещается.

     Невольно вспомнился анекдот про Ходжу Насреддина. Сидели старейшины и обсуждали то, какими они были молодцами в юности и какими немощными стариками стали сейчас. Насреддин же сказал – я каким был таким и остался. Как же так? – спросили его старики. – А у нас во дворе лежит камень, я его ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы, ни теперь поднять с места не могу – ответил Насреддин. Видимо я в детстве старался осилить мудрость этой странной книжки, тех странных фильмов 70-х годов, и она тогда мне не далась, попробовал я её читать сегодня и так же ничего не понял. Одно только какое-то болезненное невесомое ощущение и осталось, как прежде.


Рецензии
Добрый день, уважаемый автор! Позвольте выразить согласие. Действительно, уродливые были сказки, среди них самая лучшая - "Золушка" и некоторые мультфильмы. Но мы этого не замечали... С уважением, СИ

Снежный Ирбис   27.11.2017 02:19     Заявить о нарушении
Спасибо!

Пюрвя Мендяев   27.11.2017 02:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.