без греха и искупления не было бы человека

Розанов в статье «О Достоевском» разделяет жизнь человека (народа, человечества) на три этапа: 1. непосредственной первоначальной ясности; 2. падения; 3. возрождения.

Первый этап – это растительное существование. Адам с Евой проживают в раю среди пальм, яблонь, малины и не предпринимают никаких усилий, чтобы существовать. Потому что у них все есть, они ни в чем не нуждаются.

Но однажды Кто-то вмешивается в растительное существование  первых существ посредством разрешенного (именно «разрешенного», поскольку Творец может все!) Им греха. Ева, а вслед за ней и Адам совершают грех, в результате которого они начинают различать Добро и Зло («Не вкуси плода с древа познания, ибо в этом погибель твоя»).

И вот этот второй этап, то есть, падение Твари чрезвычайно преобладает над остальными двумя: над растительном существовании и возрождением. Розанов говорит: в  истории человека (человечества) грех – центральное явление. Без него невозможно раскаяния и возрождения. То есть, без греха и раскаяния человек  …несовершенен, недостаточен, а, следовательно, не-до-человек.
Отсюда вывод: только грех, преступление являются достойным предметом для исследования литературой. Достоевский это, как никто другой, понимал («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).
 
Розанов приводит в пример образ Гретхен (Гете, «Фауст»). И незамутненная душа, светлое создание …один лишь день греховный, один час падения! После чего раскаяние и возрождение с помощью Бога.
Итак, сама жизнь и есть грех и раскаяние, ибо только в жизни есть место для греха и искупления.
 
Наш великий философ Бердяев, впрочем, оправдывает Творца, говоря, что Он не имеет никакого отношения к Злу. Источник Зла вовсе не падший ангел (по Библии порождение Бога-отца). Зло содержалось в меоне, в той точке, пространственно стремящейся к нулю, но обладающей чудовищной энергией, из чего был сотворен мир (как это сочетается с последней теорией «большого взрыва»!). Творец не имел власти над этой «точкой», которую Бердяев называет НИЧТО, Зло проникло в мир независимо от Творца, Бога Света.

Однако мы, дети Творца, недоумеваем и упрекаем Создателя за то, что Он допустил Зло. Злые недовольны тем, что Бог мешает им творить Зло; добрые упрекают за то, что Он допустил Зло. И вот уже тысячелетия длится распря между Богом и его Тварью, и из этой распри проистекают войны, ложь, предательство, стяжательство и прочие «ингредиенты» Зла.


Рецензии
Тема вечная и интересная.

Алла Щорс   29.11.2017 23:32     Заявить о нарушении
Мне ничего не остается,кроме того, чтобы согласиться с вами: "тема вечная"... Спасибо ха отклик.

Валентин Логунов   04.12.2017 23:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.