Про то, как работает писатель

Про то, как работает писатель.

Вот и создал для себя минимальные правила по объемам рабо-ты и по тому, в какой последовательности писать. И сразу же при-нялся делать всё в соответствии с этим. Только написал тысячу слов в главное творение, как сразу сажусь за эту вот «ерундятину».
Мне ведь действительно не совсем понятно, что я делаю и в чём смысл написания этих вот строк. Изначально это задумывалось как нахождение способов и мотивов для творчества. Однако выразилось в своего рода не совсем вразумительный дневник.
Нет никакой конкретной структуры и не знаешь, куда идти и от чего отталкиваться. Просто пишу, надеясь, что со временем приго-дится. Наверное, я подражаю Никитину и надеюсь в итоге написать тоже «Как стать писателем». Однако не совсем понимаю то, что пи-сать такую книгу имеет смысл, когда имеешь кучу всевозможных произведений, признан и читаем. А писать просто потому, что ре-шил, будто умеешь этому учить. Но ничего:
-Пусть мир превратится в руины,
 А мы будем петь всё равно.
Так как всё же должен «работать» писатель.
Первое.
Необходимо определиться с жанром. Ведь, если решил писать фантастику, надо понимать, что в современной фантастики огромное количество направлений жанров и поджанров. И если не знать этих тонкостей, то можно не найти своего издателя. Но не только это важно. Если пишешь детектив, то не обязательно, чтобы там погибли все, словно в трагедии.
Сейчас мне кажется, что вся серьёзная литература умерла. Я не знаю, где у нас издают настоящую литературу. Зайди в книжный ма-газин и будешь поражён обилием фантастики, детективов, приклю-чений, авантюрного боевика и множества женских романчиков. А где же настоящее чтиво. Теперь такое время, что Бернар Вербнёр живая классика. А Пауло Коэльо вообще мэтр. Наверное, если бы Толстой писал сейчас, то ему места и не нашлось. Писал бы, издавал-ся, но размаха, славы и прочего ему не видать. Так же поражает, что если и идёт речь о «классике», то это и есть классики. Это Пушкины, Лермонтовы, Гюго, Бальзаки. А где современные литераторы? Где те, кто станет этим самым классиком.  Поэтому стоит знать, что хо-чешь делать – иметь внутреннее самоуважение, мол, двигаю вперёд литературу или же зарабатывать деньги на том, за что платят. С од-ной стороны, стоит возможность посмертного признания, возведения на пьедестал, но лишь потом, когда лично ты будешь в долине пред-ков, а с другой быть более-менее обеспеченным человеком. Конечно – это имеет смысл тогда, когда произведения удачные. А если ты пи-сал туфту, то и издать никто не издаст и классиком не станешь. По-этому, скорее всего самое главное, не зависимо от жанра писать хо-рошо и много, а там будет видно, в какую категорию становиться. А если умеешь работать, то никто не мешает занимать необходимые места в разных категориях.
Второе.
Размер. Ведь понятное дело, что роман имеет определённые от-личия от повести или рассказа. Это важно. Потому что если не име-ешь достаточно идей, придётся из пальца высасывать продолжение. И так может получиться, что прекрасный рассказ будет изуродован повестью. Размер — это важная вещь. Дело в том, что читая биогра-фии великих можно отметить - все начинали писать рассказы и лишь затем перешли к более серьёзным формам. Мне кажется, что теперь рассказы не катят. Я хожу по магазинам и не вижу там сборников рассказов, а литературных журналов, по которым Кинг или Лондон рассылали малую прозу -  у нас нет. А если и имеются эти журналы, то лично я стою в стороне от них. Это, в принципе, можно объяснить тем, что я вообще стою в стороне от литературного процесса. Ду-маю, стоит заняться литературой серьёзно, а не самодеятельно, то попадёшь и в эти журналы.
 Стоит вспомнить те времена, когда я имел удовольствие бы-вать на кружках молодых поэтов. Что такое издаться в литературном альманахе? Это представить несколько произведений – не столь важно хороших или плохих и дать заверение, что приобретешь определённое количество экземпляров. Таким образом, получается, что этот журнал выйдет только в таких количествах, сколько людей на него подпишутся. Т.е. круг читателей заведомо ограничен кругом писателей. Это имеет значение лишь для тщеславия. То же самое, что отпечатать свои произведения на принтере и разослать по знакомым. Но что вы, это же не так круто. Представь, как помпезно можно да-вать родственникам и знакомым альманах, вышедший тиражом 50 экземпляров и небрежно бросить:
- Вот, напечатали.
По сути это не более, чем самообман.
По поводу рассказов мне кажется, что в данное время этот жанр несколько отмёр. Ну, по крайней мере, несколько притаился. Прой-дёт время и станет всё на свои места, но пока в моде большие произ-ведения.
Третье.
Сроки. Когда был в музее А.К. Толстого, то был поражён сло-вами экскурсовода, что Князя Серебряного писатель писал десять лет. Следующий раз был поражён, когда почитал саму книгу. Очень просто, доступно, а главное ничего лишнего.  Понимаешь, что десять лет были потрачены не зря. А с другой стороны при такой произво-дительности многого не напишешь. Да к тому же если речь идёт о коммерческой литературе, то здесь самое главное производитель-ность. Как ни крути, а если писатель выдаёт меньше трёх-четырёх книг в год, то его могут и подзабыть. Если воспринимаешь литера-туру, как самое высокое из искусство и готов идти на великие жерт-вы ради служения ей, тогда иди работай на завод и пиши после тру-дов праведных. Или же не кушай, не пей, а пиши. Пиши остервенело и с надеждой на завтра.
Сроки — это важно. Именно от них зависит темп работы.  Как говорил Твардовский:
-Сжатые сроки хорошие сроки,
 Если иных нам уже не дано.
Так что определившись со сроками необходимо понимать, ка-кие на себя берёшь обязательства по качеству и наполненности тек-ста.
Четвёртое.
Иметь понимание, как будешь работать над произведением. Есть три основных метода.
Во-первых, пишут черновую болванку, а потом садятся обраба-тывать.
Во-вторых, пишут произведение сразу. Ежедневно обрабатывая написанное до совершенства.
В-третьих, намечают план и приступают к нанизыванию на его нити сюжета. Здесь можно писать хоть с конца, хоть с середины. Только потом небольшая корректировка и готово.
Это придёт со временем и станет само собой разумеющимся. Нельзя сказать, что какой-то из этих методов по сравнению с други-ми имеет преимущество. Главное, то, что будет получено на выходе, а это зависит от мастерства автора. Думаю, что при достаточном профессионализме как ни пиши, что-нибудь да получится.
Пятое.
Подготовка, сбор материала, сверка с источниками. Я, конечно, понимаю, что теперь писать можно что хочешь. Незнание ныне мож-но выдать за оригинальный литературный ход.
- А я так себе представляю - это моё литературное допущение.
Это, по сути, то же самое, когда я в детстве начинал писать ка-кой-то рассказ и по незнанию и глупости имена героев писал с ма-ленькой буквы. Когда меня поругали за это -  я заявил:
- Это не ошибка, это будущее, а там имена собственные пишут-ся с маленькой буквы.
Понимаю, что хороший писатель может не обращать на это внимания, но хороших не много. Поэтому важно следить за тем, что пишешь. Как говорят в сред братков:
- Фильтруй базар.
В любом случае не будет лишним и для самого себя, садясь за роман по средневековью почитать пару научных книг по этому вре-мени, чтобы не расходится хотя бы в основных моментах.
Когда-то это требовало усилий, а теперь, достаточно подклю-чить интернет. И тогда к твоим ногам весь мир. Как пишет современ-ный автор:
- Смог бы я уложиться в короткий срок, не имея под рукой бездонного кладезя информации, коим является интернет? Едва ли. Я писал текст, упирался во что-то, открывал браузер, вводил ули-цу, загружал карту, просматривал фотографии, читал историю…
Поэтому главное не лениться, а работать, понимая, что лучший контролёр — это совесть.
Шестое. Самое главное.

А что и как не пиши, главное пиши, а не жуй сопли. Если долго-долго готовиться, определяться с жанром, сроками и сбором матери-ала, можно, в конце концов, остаться у разбитого корыта.
Писать и писать. Чем больше пишешь, тем лучшим автором становишься. Да и для себя надо понять, способен ли ты на то, про что так долго говорил. Или кишка всё же тонка. А не попробовав и ответа не дашь. 11.01.11


Рецензии