Сажик

   Сажик...Пришло это слово словно ниоткуда, вначале немного ошеломило. И вдруг - стало понятным - из детства полузабытого, но живущего во мне, в моей сущности! Так мама называла небольшое строение для поросят, кур.
   И - сразу - в памяти: наш двор, поросший спорышем (все соседки завидовали и удивлялись - почему, Михаловна, у тебя растёт, а у нас - никак?)  всегда погожий  летний солнечный день...Он тянулся, бесконечный и счастливый, и много дел успевалось; а впереди - бесконечность.

В памяти отчётливо - лето, но одновременно и весна. В палисаднике росли две абрикосины, обрамляя вход во двор. Две сестры, но несхожие между собой характерами. У левой трудно отделялись косточки от мякоти, плоды были медового цвета и на вкус сладкие. На правом дереве абрикосинки - крупные, отделялись легко. Светились красными бочками, но на вкус - с горчинкой.

Зацветали абрикосовые деревья первыми в саду, а за ними буйно цвели молодые вишни вдоль дороги и - в глубине участка, расцветала рощица "пожилых" вишен. Белая кипень вишнёвого сада приводила в изумление, это было какое-то волшебство, чудо неземное! Когда, годы спустя, отец решил выкорчевать старый вишнёвый сад, душа моя болела долго. Я так любил в нём уединяться, читать, мечтать...Это был мой укромный уголок,необитаемый остров.

Мне повезло: вокруг много было соседских мальчишек (девчонок почему-то мало?). Вместе играли - в футбол днём, вечером - в прятки; жгли костёр, в нём запекали картошку, жарили сало на веточках. Чумазые от чёрной кожуры, перемазанные жиром - были абсолютно счастливы, и вкуснее еды не знаю до сих пор...

Старшие ребята рассказывали жуткие истории, анекдоты. А ночная тьма подступала всё ближе со всех сторон, окружала, и уже неузнаваемой становилась округа, и деревья, знакомые днём, пугали. И казалось, что там, за кругом света кострового - незнакомая, таинственная страна...

Забот и дел у меня было много по хозяйству. Отец работал от зари до зари трактористом, мать - в полевой бригаде. Во дворе - корова, поросята, куры. Я получал задание на каждый день: за всеми убраться, напоить-накормить, да ещё и огород прополоть.

Но работа не была в тягость, всё давалось легко и в удовольствие. Может и потому, что ждала интересная книга, которую я читал затем с упоением.

Читать выучился ещё до школы, и с тех пор приставал к старшей сестре (она работала в библиотеке) с просьбой приносить новую книжку. Очень обижался, если она забывала.

Где ты теперь, моя старшая сестра? На каких заоблачных высотах обитает твоя душа? Смуглая красавица, вся в мать: карие глаза, правильный (греческий?) нос, стройный стан. Отличница, как и все в нашей семье. Аристократка...

Старший брат...Он у нас средний. В 60-е его забрали в армию, служил он под Питером, там женился и остался в армии, окончив ускоренные курсы лейтенантов.

Приезжали они с женой Аннушкой раз в году, и это был всеобщий праздник для всей родни!

Всплывают в памяти мои родители: отец, его лицо в вековых морщинах, его большие натруженные руки; мать - светлая и красивая даже в старости, величественная княжеской статью; сестра - с возрастом всё более схожая с матерью; брат - добрый, сильный, напоминавший мне Жерара Филипа, а позже - Олега Янковского...

Люблю их, помню о них. И, вольно или невольно, сверяю жизнь свою с ними, моими родными...

Моим воспитанием родителям заниматься было недосуг. Вела по жизни книга, учила, наставляла и направляла. Вначале я прочитал все сказки в сельской библиотеке, затем настал черёд фантастики, жюльверновских и джеклондонских приключений, книг об индейцах. Окунаясь в чарующий мир литературы - растворялся в нём; терялась реальность быта. Открывались новые миры, герои вдохновляли одолевать препятствия, спасать попавших в беду товарищей и - хрупких очаровательных женщин.

Как ни странно, очень любил школу. С нетерпением ждал 1 сентября! Новые учебники пахли свежей типографской краской, и что это был за дивный запах! Словно экзотическая страна манила в путешествие за далёкий горизонт...

И ещё один запах детства со мной до сих пор: тончайший запах ночной фиалки. Мама высаживала эти цветочки-ниточки (слегка лилового цвета)под окном моей комнаты. Летней ночью так хорошо спалось под это волшебство; и убаюкивала перекличка деревенских собак, и полная луна над садом...

О цветах - особо. Мама очень любила неприхотливые сорта: "чорнобривці", "ногітки", пионы, астры. И - мальвы! Высокие стебли горделиво возвышались, усыпанные чудными крупными соцветиями - красными, белыми, розовыми.

А ещё у самой калитки во дворе росла черёмуха. Как она попала к нам, русская красавица, в украинское село? Росла буйно, раскидисто, несколькими стволами. В пору цветения вся округа полнилась непередаваемым ароматом; черёмуха словно перенимала эстафету у отцветающих вишен...И ягодки были потом крупные и вкусные!

...Нет теперь уже той черёмухи, и абрикосов, и вишнёвых деревьев. Ушли родители, и брат, и сестра. В моём доме детства живут чужие люди. Нет и сажика. Стоит коробка дома, наполненная чужой жизнью, чаяниями, бытом. И не осмеливаюсь я заходить в этот двор; не пускает меня моя совесть, словно я предал то светлое, что обрёл и впитал с детства в этом доме, в этом дворе...
12.11.2017


Рецензии