Дорогами жизни Гл. 17 1990 г. Часть 6 Письма

 
  ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

  ГЛАВА  17  1990 год ЧАСТЬ

  ЧАСТЬ 6   ПИСЬМА СОЧИ  -  МОСКВА


   
  11.03.90 г. ЗДРАВСТВУЙ, ВИКТОР!

  Вечер. В поезде доехала нормально. Отсыпалась. Утром 10-го приехала в санаторий. Конечно, он старый. Приблизительно, как в пансионате, где мы были. Три больших старых корпуса. Комнаты по 2 или 3 места.

  Мне повезло трижды.
Первое - я попала на третий этаж. Их всего три.
На первом и втором перед окнами - темень от ёлок, сосен и лиственниц. А с третьего этажа видно море. До него метров четыреста по воздуху. Но на самом деле подхода к нему нет. По берегу тянется нижний дендрарий. Через него не перепрыгнешь.

  Во второй раз мне повезло в том, что есть балкончик. Я взяла напрокат шезлонг, утюг и тазик (кипятильник и посуда с собой).

  Здесь всё, кроме постели, дают на прокат. Если будет погода хорошая, буду дремать на балконе в шезлонге, а, может быть, и загорать.

  Ну и третье - после того, как сегодня подарила мед. сестре банку кофе, она обещала 14-го числа перевести меня в 2-х местный номер, а сейчас я в трёхместном.

  Лечение... На каждом этаже свой врач и своя мед. сестра, она же - хозяйка на этаже по организационным вопросам.

  Врач - мужчина. Посмотрев мою медицинскую карту - ахнул. Мне никогда не говорили, что у меня что-то с сердцем, кроме общих названий. А, оказывается, кроме гипертании левого желудочка, ещё какая-то - "белая ножка"...

  Никаких нагрузок. Ни ванн, ни душей, даже бассейн не разрешил - говорит, что активных нагрузок нельзя. Разрешил только главное - мацестинские ванны. В основном, все сюда едут только из-за них. Дают после его назначения - талончики. Возят через день на автобусе. Сеанс от 6-и до 10 минут. Я очень просила бассейн. Он назначил мне все анализы и ЭКГ тоже.
Потом сказал, посмотрим. Но две уезжающие женщины отдали мне два талончика и поэтому у меня - 12,14,16 и 18 - Мацеста, а 13 и 15 - бассейн. А там придётся и ему "презент"...

  Кормят посредственно, как обычно... Но меня это пока не волнует.

  В день приезда засверкало солнце. Температура поднялась до 20 градусов. Все разделись. А сегодня почти весь день - дождь и прохладно. И всё-таки есть надежда, что при хорошей погоде можно будет погреться на солнышке.

  До моря - одна автобусная остановка пешком и по аллее вниз... Всего пешком ходьбы - минут 20. До бассейна в ту же сторону - 15 минут. Я ходила в первый день. Море-то море, но там - пирс и в общем-то рядом - городская площадка. Пляж - камушки, а по краям пляжных площадок - уходящие в море бетонные быки. Поэтому по пляжу не походишь.

  В первый день я почему-то не полезла к воде. А сегодня не ходила из-за дождя и холода. Если завтра будет тепло, пойду к морю за водой.

  С балкона море лазурное или серое. Уже на второй день пришла мысль - а зачем я сюда приехала? Больница со свободным режимом. Поживём, увидим...

  Поражают женщины. Пожилые и моложе - малюются, прихорашиваются и бегут гулять: на танцы в соседний санаторий (здесь нет) или просто на лавочки - в парк. Мужчин в общем-то много и разных; и чучмеки и пенсионеры с колодками, из которых сыплется песок, и страшных и всяких... И вроде бы идёт какая-то игра- кто кого заарканит, а потом вместе проводят время... А потом смотришь - уже провожают уезжающих женщин с чемоданами, а вечером - уже с новыми... Может быть так и надо, но мне всё это противно. Я поняла, как устала. Мне не то, что с мужчинами, с женщинами разговаривать в тягость. Апатия.

  Зато вчера и сегодня ездила на рынок. Там есть палатка - семена.
 К сожалению, они все дорогие, т.к. кооперативные. Тем не менее, я накупила, как и хотела.
  Цветочные: душистый горошек, петунью, астры, розовую гвоздику и какие-то другие.
  Томаты: факел, русич, и титан.
  Огурцы: тополёк.
  Перец - горький астраханский.
  Зелень: кинзу и кое-что ещё по мелочи.
 
  Позвони Ларисе Михайловне и спроси, покупать ли ещё томаты и огурцы? А там есть ещё такие:
  Огурцы - майские, кристалл, родничёк.
  Помидоры - факел, новинка приднестровская, агата, белый налив, волгоградский, чёрный айсберг, карлсон, майский.

  Продают дынные семена, арбузные (огонёк). Но это нам, наверное, рано сажать. В принципе то, что я купила, мы высадим уже с опозданием рассаду. Это будет - более поздний урожай (на 3 недели где-то) - это пойдет под новую теплицу. И ещё я поняла. Посадки нужно чётко метить - где какой сорт и главное - научиться самим делать (собирать) семена. Мало того, что их не достанешь, они ещё и будут дорожать с каждым годом.

  Начинается лечение и анализы, перестану ездить каждый день на рынок.
  Беспокоит - как там у родителей? Как ты себя чувствуешь? Как справляетесь с Димкой?

  Отсюда везти нечего. Перед отъездом куплю маленькие кустики или черенки.
 Ребятки, наверное, не нарадуются после Сингапура. Особенно, писем не жду. Но, если будут наказы - напишите.

На рынке продают кусты роз, азалий, актинидию. Виноградные лозы и т.д., включая лавр, грецкий орех, пальмы, лимоны, апельсины и т.д.

  Звонить не буду. Днем тебя нет. А вечером - темно, страшно. После ужина (6 часов) сижу дома. Взяла в библиотеке книги.

  Ну, ладно, всем привет и поцелуи. Как Динка - воет?
 
   МАМА ИРА

 

  15 марта 90 г. Утро. ВИКТОР, ЗДРАВСТВУЙ!

  Уже начинается шестой день. Надеюсь, ты поправился и у вас с Димкой - всё ОКЭЙ! Первые три дня я вам описала в первом письме. Четвёртый день был трудно - интересным. Здесь задолго берут путёвки на экскурсии, т.к. сухой паёк дают по заявке, сделанной за пять дней. Я подхожу к кассиру 12-го числа.  Есть билет на 13-ое. Я и взяла. Совмещённая поездка в Ново-Афонские пещеры и Озеро - Рица. Одна путёвка в пещеры - только туда, стоит 13 рублей. Только на Рицу - 12 рублей, а совмещённая - 15 рублей. Разница в 10 рублей. А стоимость большая из-за бензина. Мы проехали туда и обратно - 380 км.

  В 7 утра мы отъехали. Здесь повезло дважды. Маршрут начинался от нашего санатория и я сидела справа, на третьем сидении у широкого окна Икаруса. Всю дорогу до поворота - море. Ну, а второе везение - была изумительный экскурсовод. Ей лет 60. Бывшая туристка, спортивная. Эрудированная до невероятного.

  В общем-то, обслуживают путешествия и кооперативы. Плохих они держать не будут. Эта женщина - Ленинградка,  химик-технолог по образованию, работала по порохам. Ушла на пенсию по вредности. С детьми, после их замужества, вернее, женитьбы (у неё сын) переехала в Сочи. И стала, как турист, изучать край, вскоре стала экскурсоводом. Вопросы истории, литературы, философии, художества и т.д. - всё изучает лично, выезжая по стране во все места, где есть первоисточники. Причём, всё перемежает анекдотами, песнями, шутками и т.д. Артистична.  Я завидовала белой завистью. Я еле ползла по маршруту, а она птицей летала. И так каждый раз...
 
  Итак, мы доехали до Нового Афона. Строем сходили в туалет (за 15 коп.). И, наконец, пещеры! Впечатления превзошли все ожидания...

  Пошла на завтрак, потом поеду на рынок, куплю чеснок, зелень и в бутылочке - жидкую аджику.  А то обеды постные, безвкусные. Правда, щи бывают каждый день. И я вспомнила, как мы с тобой крошили туда всё остренькое.

  Дороговато. Зелень - 50 копеек пучок. Чеснок в магазине - 2-50 прошлого года, но хороший. На рынке - 3 р., но тоже прошлого года. Надо бы домой привезти.

У меня уже осталось ровно 100 рублей (уже!) - по 5 руб. в день. Теперь надо осторожничать, чтобы не выходить из этой нормы. А то я за 5 дней "фукнула" 114 рублей. Зато жила, как хотела! Такая радость – тратить,  не думая!

  Приехала с рынка и магазинов. Сегодня такой ледяной ветер и холодная погода. Поэтому после обеда буду дописывать письма и читать.

  Гуляла до тех пор, пока не дотратила положенные 5 рублей. Сегодня по рынку пробежалась быстро - ветер пронизывает. В ряду с кустами видела - виноградные лозы всех сортов. У нас они пойдут только как декоративные, наверное. Есть груши - 10 руб. деревце. Черешен и вишен здесь нет. Зато, есть персики. У нас они, наверное, помёрзнут все? Зато, много роз - кусты сильные. Есть по 3 - 4 рубля за кустик.

  Если всё не дотрачу, куплю что-нибудь на развод.

  Купила к обеду зелень и аджику, 300 грамм чеснока. Винного магазина не видела. Да пока и желания нет никакого. После месяца воздержания и трезвости,  дома, надеюсь, меня будет ждать сытный пьяный стол и ласковый муж. А пока - пошла обедать с чесноком.

  P. S. После рынка узнала - где книжный магазин и часик погуляла в нём. Купила две серии открыток из цикла "приусадебный участок", россыпью открыток на ту же тему - штук 20 и две книжонки - "Древесно-кустарниковые питомники и основы дендрологии" и последний справочник - "настольная книга овощевода". Теперь есть, что читать для души.

  Итак, вернёмся к экскурсии.

  Ново-Афонские пещеры открыты в 1961-ом году. Действовать начали - в 75-ом. Рассказывают - раньше в них нельзя было попасть ... – буквально,  паломничество... А сейчас - свободно.

  Несколько вагончиков по типу метро - туннель. Подъезжаем к первой пещере. А дальше весь путь - от одной смотровой площадки до другой по узким висячим или на высоких опорах - мосточкам, которые идут то вверх, то вниз.
И так из зала в зал, с промежуточными остановками и объяснениями.

  Первое впечатление, что попали не на земную планету, а на какую-то лунно-фантастическую панораму. Валуны с дом в форме различных зверей. Высоченные, все в пещерах и колодцах,  потолки и стены. Глубоко внизу застыло озеро. Всё это в темноте. Два прожектора выхватывают противоположные точки, а всё остальное тонет в рассеивающемся лёгком лунном свете. Дух перехватывает - сначала от восторга, а потом от подъёма вверх. И так 1,5 км при влажности - 100 %. Два верхних зала - "Москва " и "Сухуми" - не открыты для всех, хотя, говорят, именно, они самые торжественные и царственно - роскошные. В них ведут вертикальные лестницы, которые не для всех.

  По мере прохождения пути, появляются сталоктиты. Подсвеченные стологмиты и даже стологнаты. Первое - это сосульки сверху, вторые - когда с них срываются капли вниз - растёт палец.  А третьи - когда сосулька с пальцем (свечёй) сходятся, образуется столб. Жаль, что экскурсия ограничена временем. Иногда, приходится идти быстро, не успеваешь. И в последнем зале была самая настоящая сказка - и застывший фонтан и фигуры зверюшек и старик со старухой...

  Но я так устала... Сердце жмёт, воздуха не хватает...

  Наконец, вышли. Нас накормили сносным обедом. И... предложили идти дальше, к Ново-Афонскому монастырю. Для начала спустились в ущелье к водопаду. Выше стоит третья по порядку строительства ГРЭС, которую построили монахи. А потом... в гору! Я попросилась не ходить. Экскурсовод дала мне валидол и через каждые 20 - 30- метров останавливала группу и что-то рассказывала,  давая передохнуть.

  Монастырь великолепный.  Роспись почти вся цела. Его закрыли после революции, когда он стал прибежищем беляков. Около часа экскурсовод вела беседу о вере, христианстве и т.д. Возле храма продавалось различное вино и чача. Мужички некоторые "тяпнули".  А я уже и без вина еле ноги передвигала. Вниз спускались дорогой грешников. Раньше паломники приходили на берег Черного моря, ночевали три ночи, потом брали в руки камни, сколько унесут и на четвереньках ползли вверх, мостя дорогу грешников...

  Уставших нас привезли на Рицу. Лежит снег. Встречает каждый автобус сытая местная собака (булку есть не стала). Повели нас на шашлыки (4 рубля - 2 шампура - порция). Дорого, но все взяли и я тоже. Буду вспоминать шашлык на Рице. Банку с сосисками брала с собой, привезла назад - теперь съем на обратном пути, в поезде.

  Остановились у Голубого озера. Здесь нас встретили голодные собаки, (булку съели). Чудесная поездка. Не хотела я на Рицу. А, оказывается, всё забывается, надо освежать не только память умственную, но и зрительную.

  А вчера была - Мацеста. А после обеда ездила за ведёрком.

  Сегодня после обеда - дрыхла.

  Напиши - нужно ли покупать сетку на окна для комаров? Здесь есть в продаже. 90 см ширина - 1-60 погонный метр. Голубая и рыжая. Если купить только домой, это нужно немного. Если купить и на дачу, то сколько это нужно? Двери и рамы здесь дороже, т.к. их делают кооперативы.

  Как дела с машиной? Едут ли Олег с Таней в августе и когда? Как отец? Забыла, когда у Милочки день рождения? Какого числа? Телеграмму, если и дам, так только на маму с папой. Адреса её я тоже не знаю.
  Сейчас пойду на ужин. Не успеваю больше ничего написать, т.к. хочу письмо опустить сегодня.

  Послал ли маме  своей посылку?

Смотрела вчера первый фильм. Это - в смысле - первый раз сходила в кино. Фильм США - "Стеклянный зверинец". Такая тоска.

Ну, ладно, целую. Всем привет. Как Дина? Целую ещё раз.

   ИРА.

 
 
  19.03. 90 г. ВИТЕНЬКА, ЗДРАВСТВУЙ!

  Послушала твой и Милочкин голос и ещё больше захотелось домой. Сама себя уговариваю - неделя прошла, ещё две - как-нибудь. Очень медленно, но улучшается здоровье. Чуть меньше задыхаюсь. Пальцы и ладони подсохли, но совсем не прошли. Локти всё ещё кровоточат. Мацеста всё-таки сушит кожу и поэтому замедляется лечение рук, да и не купаюсь, к морю не хожу - лень, далеко.

  Сегодня целый день - дождь. Вчера целый день - отравленная валялась. Здесь все по-очереди в столовой травятся, то ли свёклой полусырой - в салатах, то ли котлетами, внутри с сырой какой-то слякатью. А, может быть, от обжорства. Пока не отравилась, лопала всё подряд. Чтобы наедаться, соответственно, по 4 куска хлеба подряд зараз к еде. А хлеб белый - буханочками, деревенский, вкусный. А сейчас плюнула и ем только то, что нравится.
 
  Вторую банку кофе никому не отдала и чай тоже. Открыла кофе, сгущёнку, печенье и между обедом и ужином - пирую. А остальные бегают и подкармливаются из магазина: кур берут жареных, копчёных, пирожки и т.д. Благодаря запасам, обхожусь. У меня ещё и сыр остался.

  Узнала, что Эля тяжело болела (от Милочки). Я им домой не дозвонилась - ни им, ни в Дзержинку. То занято, то не отвечают... Я позвонила три раза, поэтому больше не буду звонить, может быть, перед отъездом, если ты мне не ответишь на мои вопросы.

  1. Как я попаду домой? Или ключ у тёти Гали оставишь или встретишь меня в Свиблово или на остановке дома утром перед отъездом на работу?
 
  2. Какие срочные дела я должна сделать, когда приеду? Я так понимаю, что бельё не сдали, машину не починили, на дачу не ездили... Слава Богу, что хоть ещё живые остались.

  В двуместный номер я так и не перешла, так как они все без балкона и не на море. У меня живут две женщины. Одна шумная, бойкая, из Свердловска. Её, практически не бывает (экскурсии, кино, танцы). И вторая , 29-и лет, из Ленинграда. Как не выйдет, к ней чёрные цепляются, и она от них прячется. Я сижу дома и она. Я сплю и она. Я её ругаю, а она смущается и валяется в постели.

  Через день Мацеста. Она расслабляет. Мы с ванн приезжаем, пообедаем и спим до вечера. Поужинаем и потом спим до утра. Здороваемся с соседями по столовой и только. Зато все остальные ходят парами. Смешно иногда - молодая женщина под руку с одуванчиком. А бабульки некоторые - страшненькие, старенькие и туда же, начепурятся и под ручку с какими-нибудь чудами (их мужчинами-то не назовешь), а всё равно нарасхват.

 Вот поэтому - один в санаторий не поедешь никогда. Тем более, что я теперь могу сопровождать тебя в любое время. Шутка, так как, думаю, что дальше дачи ещё долго никуда не поедем.
 
  Сегодня до Мацесты (она в час дня у меня по талончику) я ездила на рынок.
У меня это любимое развлечение. Особенно, в выходные, т.к. рынок - больше.

  И хожу я "по кустам" и ищу то, что покупаю по двум критериям: чтобы не так дорого и было величиной не больше маленькой веточки с корешками. Чтобы входило в моё маленькое ведёрочко.

  Сегодня я купила 4 кустика (с веточку) жасмина махрового (по 30 коп. штука) и по 1 рублю ещё два отводка вьющиеся розы, чтобы ими обвить или вход в беседку или крылечко. С двух сторон посадишь, а они срастаются по дуге или раме. Купила по два рубля клубни гладиолуса - белого и розового.
Перед отъездом хочу купить, если останутся деньги - кустика два гортензии, кустика два - роз, две сливы и одну черешню (сегодня были).

  Свои тонкие саженцы подсаживаю в своё ведёрочко и подсыпаю землю. Днём - на балконе, на ночь вношу в комнату. Они и дома в ведёрочке достоят до мая, пока посадим на даче. И поливаю их понемножку.

  А деньги тают. С учётом того, что я всего два раза покупала себе яблоки и больше ничего, как сквозь пальцы... Записываю все расходы. Всё сходится пока. А у женщин - сотни летят. И откуда они их берут только? Маленькие подарки купила пока только внучатам. Красные сандалики каждому, плавочки и футболочки лёгкие (как маечки с рукавами). Правда не знаю обувь по размерам точно. Я купила Люде - 18-ый, а Диме - 19-ый размеры. Пока не поздно, можно поменять на другие размеры, если ты успеешь написать.

  С Милой согласовала - куплю Серёжке гербарий за 3-60.  В обычной папочке - на листах засушены местные веточки и листья.

  Ни в кино не хожу, ни телевизор не смотрю (он у нас на первом этаже). Не хочется. И, вообще понемногу начинаю оттаивать. Насколько же последний год изломал и психику мою и здоровье и, наверное, не только мне одной. Уходит куда-то нервное напряжение. Ведь, несмотря ни на что, на работе я оставалась начальником хотя бы за счёт десятилетнего авторитета и опыта, ума и характера. А сейчас этот щит остаётся в прошлом и я обнаруживаю в себе комплекс неполноценности, зависимости. Ведь, кругом для всех я даже  - никто, а дома-то вообще помыкать мной будете. И вот это чувство неуверенности так угнетает.

  Нужно вписаться в новую жизнь и к тому же - не опуститься. И денег будет меньше. Но вот, может быть, потому, что здесь нет знакомых из ОКБА лиц, куда-то все волнения постепенно отходят...

 Наверное, несмотря на холод (в Москве передают - теплее) и дожди, санаторий лечит по-своему. Больница со свободным режимом. Нет чёрной работы.
 
  Я из-за Мацесты перевелась во вторую смену завтракать и т.д. . В 9-30 завтрак (представляешь, сколько валяюсь?). Обед - в 2-15, ужин в 7 вечера. Кончатся дожди, схожу на экскурсию в дендрарий.
 
  Сейчас приехала соседка -"гулёна" с экскурсии из Сухуми. Везде солнце кроме Сочи - по всему побережью. И что так не везёт?

  Я пишу только о себе, А что писать о вас и для вас? Наверное, приеду, всё обсудим и всё сделаем и всё купим и всё вырастим.

  Наверное, на этом закончим наше общение через эти строки, т.к. пора ужинать, да и письмо брошу.
 
  Ну, ладно, скучаю, целую. Позвони всем, скажи, что у меня всё в порядке...

  Я родителям отослала два письма, они ещё не получили. Целую.

   ИРА.

   
   
  20.03. 90 г. ЗДРАВСТВУЙ, ВИТЕНЬКА!

  Редко ты меня удивляешь такими порывами доброты - выслать деньги на просто так... Когда пришёл перевод, почта была закрыта на обед. Пока ждала, голову сломала - кто прислал и зачем? Лариса - на семена? Эля для какой-нибудь покупки? А потом читаю и так тепло и приятно стало. Если бы ты не выслал, я бы всё равно обошлась. А теперь опять поиски и траты. Если бы на все эти деньги купить одну какую-нибудь вещь - были бы сапоги или пальто. А так - были деньги и  - нет. Какие-то мелочи, ерунда... Но так хочется привезти всем хоть маленький сувенир или подарок! Спасибо ещё раз. Я постараюсь не всё истратить. Но как получится - не знаю. Я, конечно, эти 100 рублей верну. Ведь, ты, наверное, из целевых взял. Хорошо, что мне есть пока из чего возвращать, а когда-нибудь не будет.

  Два вечера не писала писем, а то я писала : вечер - тебе письмо, вечер - родителям. А здесь ходила в кино. В видео-кино смотрела по запомнившемуся названию - "Греческая смаковница". Мы с тобой отрывки видели в 5-ом колесе. Фильм сексуальный, художественный, с весёлым сюжетом.

 А в основной кинозал я ходила уже дважды и, наверное, больше не пойду. За счет этих кинозалов, вероятно, выполняют план кинопроката. Клюнула на название - "Стеклянный зверинец" - США - тоска зелёная. А вчера смотрела - Франция - "Зелёный луч". Вообще ерунда.

   Зато сегодня записалась и была на экскурсии в дендрарии. Цветение только начинается, но всё равно интересно. Он заложен 100 лет назад, занимает 50 гектар, насчитывает 2500 видов и форм деревьев. Чего только нет. Дуб пробковый. Кору снимают, а она восстанавливается. Разные магнолии, финиковые пальмы, 15 видов пальм, кипарисы, бамбуковые рощи, самшит, кипарисы, сыквойя, олиандр, туя и т.д..

  И всю эту прелесть создал, вернее, заложил Худяков. Дача Худякова (вилла Надежды в честь жены) - воздушное белое здание с колоннадой, от которой к морю сбегают по уступам аллеи и широкая мраморная лестница. А беседки! - Чудо. И всё это украшено чугунным литьём из Италии. После революции здесь был парк Кима, в отечественную - госпиталь. А теперь будет музей. А что было все эти последние годы, нам не сказали.

  В нижнем дендрарии - пруды и аквариум. Поразили меня сделанные туннели из лиановых . Точно сделаю такой у нас на даче - по центральной дорожке к дому.

  На одном из маленьких прудов живёт одинокий лебедь. Два года назад у него умерла подруга. Но он не умер и не улетел и новую подругу отверг.
Живёт один на том же месте. Как сказка, правда? Он такой красивый. И крылья у него сложены, как у ладьи.

  Ещё у меня было запоминающимся - посещение психотерапевта.
  Оказалось, в санатории ведёт приём врач - психотерапевт. В понедельник утром у него первичный приём. Он со мной беседовал час. Я сказала, что в связи с трудностями на работе - был последний год очень тяжёлый. Резкий переход к пенсии - вызывает чувство неуверенности, комплекс неполноценности.

  Во-вторых появился страх перед наследственными болезнями - инсульт, склероз...

  И в третьих беспокоят сами болезни - сердце и голова. Он посмотрел мою карту и после общей, не обязывающей беседы, вынес следующий приговор…

  До 50-и лет я жила за счёт железного здоровья и собственных источников энергии и т.д. Упустила я себя лет пять назад. Наступил момент, когда только за счёт собственных сил уже не проживешь - нужно было поддерживать, пополнять силы, здоровье.

  А я (думаю, что и у тебя то же самое) - продолжали жить, черпая силы из себя и не пополняли... Это главное, но поправимо. Разумный сон, отдых, питание, аутотренинг и т.д., гимнастика (кстати - лечебная, а не на износ).

  Ну, посмотрев мой диагноз, он сказал, что моё сердце уже не выносит мой вес. Если я за последующие три года не скину 18 кг. (по 6 кг. в год), моя сердечная мышца откажет совсем - мой вес меня съест.

  А я, наверное, не смогу отказаться от еды, сна. Впрочем, если ты меня в чём-то поддержишь?...?

  В тот же день, в 12-15 была у него на сеансе аутотренинга - 30 минут. Кто на постели, кто в кресле - кровати устраивается. Потом он начинает медленно спокойно говорить. В комнате полутемно, тихо (задрапированы стены). Команды простые - "Положите руки вдоль тела, расслабьте руки, ноги, лоб, щёки, нёбо, язык, челюсти, тело, внутренности и т.д.. Потом - спать, спать ..." и что-то в том же духе.

  Старенькие спали все. Из трёх новеньких - мужик храпел, а я и Света, соседка по палате, не уснули. Во-первых мне кресло давило в затылок, во-вторых, я боялась, что захраплю. Новенький мужик таки захрапел. Я врачу сказала о своих опасениях. А он сказал - должны научиться отключаться, хоть на палке верхом. Он старый, старый и я не думаю, что он имел ввиду что-то иносказательное... Он, вероятно, имел в виду обыкновенную палку.

  Следующее занятие в четверг, потом - в пятницу.

  Он сказал, что целый год нужно заставлять себя 30 минут делать комплекс лечебной гимнастики, а ещё ежедневно - аутотренинг. Засыпаешь и через 30 минут - просыпаешься. Это восстанавливает силы, экономит энергию. Вот какие дела.

  Повесили афишу - 26-го у нас в кинозале - спектакль гипнотизёра. Я бы пошла, но билетов, наверное, не достанешь.

  До обеда - устали в дендрарии. А после обеда (появились деньги) помчалась по магазинам.
 
  Купила семена.
  Огурцы - Нежинские. Помидоры: Агата, Белый налив, Волгоградский 323, Новинка Приднестровья, Чёрный Айсберг.
  Лук - Стригуновский и Краснодарский. Баклажаны - Универсал и Алмаз.

  Я не знаю, что просила Лариса, но я купила почти всё, что могла. Мы столько не посадим. Я думаю, хотя есть пакетики всего по 2 грамма, тем не менее, поделим поровну нам, Милочке и Ларисе Михайловне. А потом - попробуем не путая сорта получить свои семена.

  Мои маленькие веточки болеют пока, но, надеюсь - выживут. Недалеко обрезали Тыткому - цветущая лиана. Мне обрезали сухие веточки и рассказали - как сажать. А сливы не советуют везти и фруктовые деревья тоже. Говорят, могут погибнуть от морозов. И, как ни странно, советуют взять виноград. Он выдерживает до - 30 гр. зимой. Я ещё не знаю, что ещё куплю. Зато сегодня увидела, постояла в очереди (сравнительно не долго) и купила 2 бутылки водки (Столичная местного разлива). Привезу для встречи. Кстати, здесь пить и не тянет. Надеюсь, у вас всё хорошо и ты поправился.

  Мой вагон - 13. А когда приходит поезд, не знаю. Не забудь поздравить Милочку с днём рождения.

  Целую. Всем привет.

   ИРА.

   
   
  20.03. 90 г. ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГАЯ ИРАИДА!

  Получил в пятницу от тебя письмо, а в воскресенье ты позвонила, сегодня утром получил второе письмо.

  В основном, по телефону я тебе все новости передал. Для уточнения могу только подтвердить, что в среду, вдруг, пропал голос. Даже сегодня он ещё не восстановился. Появилась слабость, сопливость. В течение трёх дней пил горячее молоко, горячий чай с молоком, молоко с мёдом, молоко с газированной водой, молоко с маслом и т.д.. Много потел, много спал (правда, телевизор работал).

  Ни по машине, ни по дому ничего не смог сделать. Сейчас начинается запарка с отчётом (темой), да и семинаром, который на ВДНХ начинается завтра.

  Динка ведёт себя нормально. При мне, в основном, не воет.

  Ребята звонят, Олег заходит за Димкой - беру его через день.

  В субботу Димка с Ларисой Михайловной приходили навестить "больного" - принесли хлеба и 3 пакета молока. Я дал Л.М. прочесть первое письмо, где идёт речь о цветах и семенах. Она кое-что написала - это я посылаю тебе. Большая часть не привьётся у нас, поэтому - не надо спешить что-то брать.

  Посадил помидоры - пока ещё не проклюнулись. Будут дней через пять. Ключи твои нашлись. Предлагаю 4-го апреля приехать утром на Курский (я сам приеду), постараюсь где-то в начале 7-го часа. Автобус до 6-и ходит. С ним и доеду до метро, а там - на метро. Ты выйдешь из вагона и -  сойдёшь вниз и у той же тумбочки буду тебя встречать. Ты приедешь, вероятно, раньше.
  Это только в том случае, если поезд не опоздает. Мне к 9-и на занятия, которые я не могу пропустить. В этом случае я позвоню Эле.

  Ребята собираются 4-го опять полететь, но не обязательно.

  Приехал домой. Олег после дежурства на агитпункте, сам взял Димку. Сегодня приезжала Эля - прочла все письма и по телефону передала Олегу содержание.

  Сегодня к вечеру мне стало немного лучше. Сходил на почту и выслал тебе 100 рублей телеграфом. (Дорого, правда, - 4-30.). Это помятую то, что обещали премию за 4-ый квартал - поэтому посылаю тебе её часть, может быть, пригодятся. Старайся  - очень много не покупать, а сетку тем более. Здесь она пока есть. Открыл окна сегодня, и полетели комары, которые закусали меня.

  Плёнку на теплицу не достал. Оксана обещала достать (у неё на кг., а в магазине на метры).

  Посылаю письмо вслед за переводом. Хотя я и брал билет, но забыл номер вагона. Сообщи на всякий случай.

  Бельё пока не сдавал - было некогда. Посылку не отсылал тоже по той же причине (забыл, что нужно в неё купить, кроме гречки и где это всё брать).

  Как-то не смог найти тетрадку, где записаны расходы (их распределение).

Трачу деньги и на всякий случай, записываю. Вот пока и все наши небольшие новости. Думаю, что, через два-три дня полностью поправлюсь. А на этой неделе хотя бы частично - починим машину.  Может, загоним в субботу к Оксане на работу?!

  Переборка двигателя обойдётся в 500 рублей и всё остальное - тоже близко к этому.

  У нас на работе (по заводу) на наш факультет и ещё один отдел дали один чёрно-белый телевизор - "Юность" – производство нашего завода, за 240 руб.
 У нас я был желающий один. Однако, розыгрыш между отделами дал преимущество другому отделу.

  Мои трудовые договора в ВОНЦ подписали. Вероятно, получу по ним всю или большую часть суммы.

  Был на ВДНХ и купил за 2 руб. пачку семян цветов, (без очереди). Так что часть семян есть.

  Заканчиваю. От всех ребят и внучат привет и пожелания. Хорошо отдохнуть. Вот пока и всё. Крепко целую. Можешь ещё писать.

  19 марта 1990 года - день рождения Коли.

   ВИКТОР.

  В письмо вложена записочка от Ларисы Михайловны.
   
  Азалия и Актинидия хорошо приживаются в нашей полосе.
  Из помидор - Белый налив, Черный Айзберг. Хорошие сорта, если в этом году и не посадить, не пропадут, можно посадить на будущий год. С остальными сортами – не знакома, а вообще, что огурцы, что томаты - лучше сажать районированные сорта.

  Арбузные и дынные семена сажают в фундаментальные теплицы, в нашей полосе они вызревают только в хорошее лето...

   
     22.03.90 г. ВИТЕНЬКА. ЗДРАВСТВУЙ!

  Наконец-то получила от тебя письмо и как будто побывала дома. Пришла после ужина и опять залезла в постель. Второй день болею. Видимо, кварцевое облучение (солнце на балконе) и Мацеста (расширение сосудов) так повлияли, что я свалилась на 3 дня. Испугалась, т.к. боялась, что отвезут в больницу.
Вчера не спала до трёх ночи, нервничала. Утром побежала к врачу. Мне сделали укол - викасол. И пью хлористый кальций. Весь день в постели (кроме столовой и сеанса психотерапевта). Пришлось пропустить Мацесту. Но к вечеру появилась надежда, что обойдётся без больницы. Но завтра весь день ещё полежу. Завтра утром - укол и послезавтра. В общем, вынужденный "отдых" от "отдыха по магазинам и рынкам".

  Сегодня у столовой ждал фотограф, который нас сопровождал в дендрарий и делал массовые снимки, которые не обязывают. Он принёс образцы фотографий. 6 видов по 2-10. А так стоимость - 2-50 фотография. Где я вышла похуже, вид получше, где я лучше - вид похуже. Поскольку больше фотографироваться не буду, решила взять все. Заплатила 12-60. Через 2 дня принесёт фотографии. Вот это мероприятие по плану выполнила.

  Каждый день лелею своё ведёрочко На ночь вношу в комнату, на день выношу на балкон. Лилия стала раскрываться - прорастает луковица. Жасмин дал точечные почки. А веточки розы вьющейся - болеют пока, а, может быть, когда были заморозки ночью - прихватило их (в первую ночь). Но на рынке мне сказали, что, если корни живые, то листья пойдут. Конечно, семян я накупила прилично. Надо будет их аккуратно разделить, может быть хватит на 2 года, а кроме того между Милочкой и Ларисой. А Оксана мне сказала, что не только с ней поделимся семенами или рассадой, но и посадим ей.

  Я думаю, что посадит она сама, а поделиться придётся. Часть посадим рассадой, а часть - прямо в землю. Обязательно нужно ещё три теплицы. Одна под помидоры, одна под огурцы и одна под перец, баклажаны и раннюю редиску.

  Мне сказали, что уже в апреле можно под плёнку или в теплицу сажать редиску и она в мае будет готова. А потом на её место высаживаем другое...

  Как хочется на дачу. Но и работы много. Единственное, отлично, что есть деньги. И поэтому, если что-то попадётся дефицитное, можно не задумываясь брать сразу. Я надеюсь, что меня не заставят отрабатывать 10 рабочих дней. Но, если скажут, покажусь на работе. Мне не верится, что у меня начался вечный отпуск. Только бы не болеть. Две ночи подряд снились тревожные сны.

  Первый сон. Второй этаж какого-то деревянного дома. Накрыт стол. Чей-то день рождения. Все свои. И привезли моего отца. Он сидит за столом, не падает, сам. Но застолье обычное, скромное. А рядом ещё стол. И Олег говорит - "Мам! Дай денег! У нас (это за вторым столом) завтра гости." Даю ему три красных десятки. Больше нет. Никак не соображу, почему после нашего дня рождения, подряд - у него?

  В это время громко заорало радио. (в 7-40 одна соседка собиралась на зарядку на море и чтобы не проспать, включила на ночь радио на всю катушку). Я заругалась. Когда она ушла, я заснула и вижу продолжение.

  У Олега за столом сидит мой отец и собирается молодежь. Спрашиваю у Олега - "Что за праздник?" - "Я перехожу на новую работу, а это прощаюсь с коллективом" - "Куда?" - "В ВЦ программистом." - "Но это же уже совсем не то...?"

  Значит, что-то случилось? И с этим тревожным вопросом проснулась опять и мучаюсь до сих пор.

  Второй сон. Ты говоришь - нас позвали к Филиным в гости. Но попадаем в гости к Галке, а не к Борису. Много всякой родни. Опять стол. Потом идём от нас. И, вдруг, стена раздваивается. Я проваливаюсь в щель по грудь, а правая стена подо мной - рассыпается. Ты меня поддерживаешь и помогаешь забраться опять на стену. Осторожно поворачиваем назад. Через несколько шагов, чуть ниже, вдоль стены появляется карниз деревянный. Уже легче - одной рукой можно держаться. В одной впадине в стене лежит кошка со слепыми котятами. Один падает мне под ноги, я его беру и отдаю кошке. Ты стоишь рядом, смотришь. И здесь я вижу, что рядом со стеной - помост. Спрыгиваю на деревянный щит. Уже не страшно, земля не высоко.
 
  Вот такие сны.

  Сегодня ходила к психотерапевту. Спали все, кроме меня. Никак не научусь расслабляться полностью. Чувствую - напряжён живот, расслабляю - шея деревянная, шею расслабляю, опять что-то напряглось. Может быть, ощущение, что ты не одна, а значит, на виду - не даёт свободы. Но люди встают после сеанса и говорят, что чудесно выспались и хорошо ощущают свежесть в теле и мышцах.

  Мои девчата на танцах. Одна из Ленинграда, вторая из Свердловска. У них уже есть в городе кабельное телевидение - 25 руб. за установку и 5 руб. в месяц плата. Сеанс - три с лишним часа - обязательно мультики и затем фильмы (видеофильмы, вернее фильмы из того репертуара, который идёт в видио- салонах). Когда приезжал к ним Ельцин, он выступал у них по этому каналу. Скоро и в Москве будет такое же.

  Вот и все пока мои новости. Почитаю и буду спать. Целую.

   ИРА.

   
  24.03. 90 г. ВИТЕЧКА, ЗДРАВСТВУЙ!

  Сегодня у меня праздник. Три с половиной дня провалялась в постели. Помогли уколы. Так что обошлось без больницы. После обеда первый раз выползла в город и пошла в разгул. Конечно, проехала на рынок и купила три "Оскара" - это редкий у нас сорт гладиолуса. Так они стоят 60 коп. - 1 штука. А я купила у старушки на 1 рубль - три штуки. Взяла их на развод. У нас своих гладиолусов много. Но у нас - смесь. А это - элитные. От трёх штук получим деточек и соберём их отдельно, а потом ещё и ещё и поделимся со всеми.

  На рынке постояла и переписала характеристику самых дорогих семян: помидоры - Русич, огурцы - Тополёк и помидоры - Чёрный Айсберг (по 6 руб. пачка). Так вот, все они для сорока районов страны рекомендованы - гибриды, потому и дорогие. Я покупала более-менее свободно, а сейчас за ними очередь. Купила сама себе за 1 рубль букет цветов. По 15 копеек - 7 штук турецких нарцисов - с кулак величиной - белые лепестки по кругу, а в середине - белая гафрированная  чашечка.

  И последнее, что я себе позволила купить - 2 бутылочки пива. А рыбку (полрыбки) я купила попробовать неделю назад…  Кусочек съела и ещё оставалось.

  Угостила пивом и рыбкой своих женщин по комнате. Кстати, сегодня у меня и вправду знаменательный день без работы. 23 марта - был последний день работы в ОКБА.

  Ещё попробовала пирожок. Слоёные треугольнички, по 25 копеек. А когда-то они стоили по 15 копеек. Их продают с повидлой, капустой или яблоками. Я купила с яблоками. Ничего, вкусно.

  У меня сегодня радостное чувство - всего второй раз за "отпуск".

  Первый раз, когда после холода появилось солнце и вот сегодня, когда встала с постели.

  Сегодня фильм французский - "Влюблённый мужчина". Попробую сходить. Неужели опять дрянь? Очень боялась, что врач больше не допустит до Мацестинских ванн - испугается, что расширение сосудов опять вызовет то же самое.

  Но в обход врача подвалилась к медсестре. И она без врача дала мне талоны. Ещё раз вспоминаю поговорку - "Ты мне, я - тебе".

  Сегодня же рискнула и приняла Мацесту... Ничего, только сердце очень стучало. Нужно всего принять 10 ванн. Я сегодня приняла 6-ую. Хорошо, что я договорилась и мне дали ванны в те дни, когда нет психотерапевта. У него я уже была три раза. Так что, у меня все дни расписаны до обеда. А после обеда буду гулять.

  Хочу на фуникулёре ещё раз попасть в дендрарий и пройти его сверху вниз, где не ходили с экскурсией. Может быть, один раз решусь прокатиться на катере прогулочном в море, Говорят, близко плавают дельфины. Мои денёчки покатились на убыль. Всё больше думаю о вас. А ночью снилась работа, хотя я запретила себе о ней вспоминать.

  Я звонить вам не буду, т.к. пишу часто. Значит, Олег собирается лететь? Рада, что у тебя всё хорошо и ты тоже пошел на поправку.

  Всё-таки хорошо, что я поехала в Сочи. В связи с трудностями по национальным вопросам - не принимают в санаторий грузин и др

  В Кисловодске из какого-то санатория пропало 27 человек. И только в Сочи более-менее спокойно. Но вечером не выходим. Кино - в соседнем корпусе, под столовой. А гуляем только днём.

  Я постриглась. И, хотя болела, говорят, что посвежела. Руки немного лучше, но ещё не до конца вылечились. Балдеем от морского воздуха. Балкон днём открытый. Полотенце повесишь сушиться, а потом от него пахнет йодом и свежестью. Вот, видишь - провалялась три дня и писать больше не о чем - нет впечатлений.

  Никак не выберу тебе подарок. Даже Эле с Таней купила по браслетику - змейке. А что мужчинам и родителям? - Не знаю.

  Теперь будем ходить к Олегу на просмотр фильмов. А дома - починю магнитофон, восстановлю и пополню записи, починю швейную машинку и т.д... И... на дачу!
 
  С Милочкой будем по очереди ездить к родителям. 

  Хочу домой! Соскучилась.  А ты, небось, упиваешься от восторга, что я не ворчу и не ною, и как хорошо быть одному

  Пошла ужинать.

  25.03. Утро. Фильм понравился. Сюжет незамысловатый, но артисты - блеск! Маму играла Клаудио Кардинале, молодых - не знаю - кто, но обаяние и талантливая игра налицо.

  Сюжет. Молодой актрисе предоставили возможность сыграть роль в кинофильме с известным актёром. У него - жена и двое ребятишек. Короче, у них - любовь, но, при всём при том, он не может бросить семью. Но любовь - чисто французская... Он, всё-таки, перегорев в страсти (она не может быть бесконечной) остаётся с женой, хотя и любит Габриэллу. А, Габриэлла, пережив смерть матери и прощание с любимым, пишет этот сюжет.

  Но в фильме показывают виллу и бассейн. Витя! Бассейн с лежанками, столиком, надувными кругами на воде, тентами цветами...
  Хочу!!!...

  Кстати, в дендрарии видела бассейн - бетонное дно и стенки, а сверху просто покрашено голубой краской и, знаешь, на первый раз - ничего. А позже можно облицевать.

  Теперь перейдём к теме о посылке. Стыдно. Положить в посылку нужно два платка, гречку и чай (в стенке, где супницы). Там же где-то в кухне, в баре - печенье. Потом нужно купить конфет россыпью любых и лимоны. Это витамины. Здесь лимоны, мандарины и апельсины - по 8 рублей кг. В городах их нет нигде. Все везут их отсюда как подарок. А в Москве лимоны можно купить. А бельё - бог с ним. Машину починим, отвезём и бельё и макулатуру и бутылки.

  Вчера, проходя в кино, видела отрывочно по телевизору - конкурс песни. Пели офицеры. Вспомнился Женя. И ночью долго не могла уснуть, а потом снилась Тоня, как будто она приехала к нам...

  Вся неделя - пасмурная. Сегодня сквозь облака - разреженное солнце. Я приеду в среду утром. А в четверг ты бываешь дома. А, может быть, если будет готова машина, ты возьмёшь пятницу и мы на три дня поедем на дачу? Нужно землю копать. Нужно туалет делать. Для этого нужно рейки покупать. Тогда я в четверг съездила бы к родителям. Я им столько писем написала, а от них ничего нет.
 
  Мой вагон - 13. Во сколько приходит поезд - не знаю. Но у той тумбы центральной - буду ждать. Я, кроме этого письма напишу, наверное, ещё одно, т.к. больше не о чем писать, да, и письмо придёт после моего приезда.

  Ну, ладненько. Всем малышам и большим и маленьким - привет.
  Целую.

   ИРА.

   
 26.03. 90 г. НУ, ЗДРАВСТВУЙ, ПАПОЧКА И ДЕДУЛЯ!

  Начинаю своё последнее письмо. Сегодня ночью плохо спала. Видела во сне, что ты на свидании с Леночкой Гореловой (когда то это было?). Значит, пора домой.

  Но уехать раньше не могу, т.к. - ванны в Мацесте нужно пройти все. Те, которые лечатся через курортные поликлиники, оплачивают по 5 рублей за ванну, а "левые" по 10 рублей. Я прошла уже 7 ванн. Рекомендуют 10. У меня талончиков на одиннадцать. Ещё надо пройти - 4.

  Сегодня понедельник и опять после хмурой недели, один день - солнечный. Как-то будет в последние дни?

  Вчера, после обеда поехала на фуникулёре, вернее, по подвесной дороге в дендрарий. Поскольку было воскресенье, очередь на дорогу была на час.

  Да всё равно - делать нечего. Наверху, на вышке сифонило так, что я думала - заболею. Проехали вверх. А вышла - смотрю - лестница на смотровую площадку.

  Поднялась. Далеко внизу - город, вдали - море в дымке, но холодно. Спустилась вниз и до выхода - всё вниз и вниз... Прошла по лестнице от виллы, через беседку - она оказалась сквозная.

  Была в японском уголке, в бассейн кинула копеечку, видела павлинов (один распушил хвост), украла маленькую веточку с бутончиком розовым - камелию и отщипнула от плюща - стебелёк.

  Домой пришла - ноги гудят. Зато в свой букет поставила плющ, хвойную веточку и бутон камелии. От букета не отведёшь глаз.

  Сегодня иду на сеанс гипнотизёра (2 р. билет) - первый раз в жизни. Но у меня билет в первый ряд. Завтра допишу письмо с впечатлениями.
 
  Осталось мне ровно неделю пробыть здесь. У меня ещё 56 рублей. Наверно, я их дотрачу..., долго гонялась за бальзамом. Здесь выпускают безалкогольный концентрированный бальзам на букете южных трав и растений. Изготавливают его по технологии научно-производственного кооператива "Тонус" при Сухумском кооперативном заводе. Называется - "Бальзам - ЭЛИТА". Это натуральный концентрат из элеутерококка, лагохилуса, грецкого ореха и др. Добавляют его по 2 - 3 чайные ложки на стакан любых напитков.

  Это то, что мы с тобой давно имеем (корни Эля привозила, перемычки от орехов - ты собирал). В прошлом месяце бальзам продавали в городе. А сейчас начался сезон и его уже в продаже нет. Ездила в магазин в ближайшем посёлке под горой. Но 0,8 и 0,5 бутылок не было (кстати, они в полтора раза дороже за оформление). А мы достали в бутылочках, как от пепси-колы. В неё входит 250 грамм, а написано - масса 450 грамм и стоит 2-10 (с посудой). Я купила 8 бутылочек, на 16-80. Видишь ли - это дефицитный и, наверное, полезный подарок. Всем подарим и себе оставим. Добавим в водку. А, если будет случай, и во что-нибудь другое.
 
  Ещё здесь гоняются за краснодарским чаем, особенно за чаем с лимоном. Есть чай в красивых (вернее, бывает - надо ловить и стоять долго в очереди) металлических коробках по 7,14 руб., но есть и небольшие пачки - по 2-3 рубля. Если купить чаю, то это ещё сувенирный приятный подарок. И ещё есть печенье - буковки (3-40 кг,  может быть, куплю малышам. Ещё все отсюда везут рыбу - вяленый толстолобик (которую я покупала на пробу) - 3-60 кг. Но она хороша в первые два дня, а потом жир вытекает и она становится суховатая. Одна рыбина стоит 5-6 рублей. Если купить пива в честь приезда, то она очень бы пришлась кстати.

  А ещё, конечно, надо купить кустики. Хочу 2-3 розы. Помнишь, Коля Макаровец  говорил, что ему розы привозят с юга? Из Крыма? Хочется гортензии - белую и розовую.

  Здесь продают местную кооперативную колбасу (10 руб. за кг.) Но она не красивая. А вот за 18 рублей продают бастурму. Это вялено-сыро - копчёное мясо в перце. Ну, что возьмешь - 100 грамм? Мало. 500 грамм - десятки не будет...
 
  Сейчас иду с ужина. Уезжает через два дня москвичка с этажа. Шучу - "Все деньги истратили?" - "Нет, 100 рублей Н.З. оставила. Брала 700 и ничего не купила..." Так что я трачу ещё по минимуму. Если на сегодняшний момент посчитать, я истратила уже 258 рублей...

  Провела анализ. Оказалось следующее.

  Семян, цветов, луковичек и т.п. купила на 62-60 руб.
  Покупки - на 75 руб. Из них 35 рублей - в первые дни купила себе халат. Потом пожалела, а теперь успокоилась. 10 руб. - девочкам браслетики по 5 руб. Себе тапочки за 5-60 и 3-25. Остальное - внучатам.
  Бытовые расходы - 16 руб. (5 руб. стрижка, 3 руб. прокат, 3 руб прозвонила и др. мелочи).
  Продукты себе - на 14-65 (4 руб. - шашлык на Рице, остальное - яблоки, зелень).
  Экскурсии и билеты в кино - на 24 рубля.
  Водка и бальзам - 37 рублей.
  Фотографии - на 12-60.
  Открытки и по мелочи - книжки - на 15-65. В том числе Серёжке гербарий за 3-60.
  И рубль где-то не досчитался...

  Осталось 56 рублей. Если достану чай, то подарки будут всем, кроме тебя. И куплю кустики.

  Поезд где-то в 9 часов. Ехать минут 20 и до остановки - 15 минут и автобус ждать 10 - 15 минут. Ужин в 7. Попрошусь в первую смену, в 6. И тогда в 7 не спеша поеду на вокзал. Но, конечно, будет тяжеловато. В чемодан, с которым я приехала, затолкаю все шмотки. В сумку установлю бутылочки с бальзамом, обернув частью мягких вещей и то, что нужно в дороге (халат, тапочки). В тряпичную сумку положу корнями в целлофан с землицей - кусты и ещё - ведёрочко с землицей и маленькими кустиками. Даже, если тяжёлую сумку через плечо, остаётся ещё три места. Здесь я попрошу, может быть, меня проводят? Здесь обычай такой, что всех провожают жильцы по палате. Ну, ладно, доберусь как-нибудь...
 
  Сегодня пришли после гипно-концерта и Луиза (соседка по палате) позвала сходить с ней опустить письмо. Пользуясь темнотой, взяв с собой ножик, нарезали ирисов с корневищами и в землю посадили в пакетик. Если не погибнут, будут у нас с тобой: лилия, ирисы, гладиолусы - "Оскар", георгины и калы, розочки, (если куплю), а из трёх вьющихся, что купила, две пойдут, а одна погибает.

  Утро 27.03. Дописываю последнее письмо.

  Вчера были на концерте гипнотизёра - экстрасенса Александра Горбатого.
  Сеанс шел 1 час 40 минут. Сначала тесты. Все подняли правую руку, закрыли глаза. Он считает до 10-и и нагнетает чувство тяжести в руках: - "У вас висит на руках гиря, она тянет вниз и т.д." У многих руки опустились. У меня - нет.

  Второй тест: - "Зажмите руки в замок". Через несколько секунд многие не могли разомкнуть руки. Некоторых из них он вывел на сцену и, именно, на них проводил эксперименты.

  Первая часть - отгадывание мыслей. Пошло избито, старо.
  А вторая часть - гипноз - вызвала у всех гомерический смех. Один мужчина - зам, начальника Управления чего-то там - невозмутимый. Зовут - Виктор...

  Гипнотизёр провёл у него перед лицом рукой и говорит - "Вы Михал Михалыч
  Как зовут вас?" - "Михал Михалыч" - "Проверьте по паспорту" - достаёт паспорт и читает -"Михал Михалыч Иванов", - "О, у вас три штампа в паспорте. У вас три жены. Кто они? Прочитайте". И тот прочитал три фамилии. - "Сколько у вас пальцев на руке? Считайте. Три?" - "Да, раз, два, три." - "А где ваши пальцы - у этой девушки? Заберите их". И тот быстро подошёл к девушке и стал хватать её за руки, за карманы. Потом искал пальцы у себя в ботинках. А ещё полная, ну, просто огромная женщина, называющая себя басом - ХАЛИМА, после внушения нежно - Оксана. И т. д ...

  Любопытно увидеть гипноз близко, своими глазами, А под конец, он провёл общий сеанс оздоровления, как Кашпировский. У меня болела вчера голова, сегодня прошла.

  Сегодня спали при открытом балконе и у меня охрип голос. Но спалось, как в сказке.

  Сегодня подряд второй день - солнышко. Руки стали лучше, но локти не прошли пока. Сердце стало так громко биться, что страшно даже спать на левом боку. Иногда, почему-то заползает страх просто так и скорее хочется домой. Наверное, правда, говорят - дома и стены помогают.
 
  Ну, ладненько, До встречи дома звонить не буду. Надеюсь, что все здоровы и всё нормально.

  Всем привет.
 
   ИРОЧКА.

   
     26.03. 90 г. ДОРОГАЯ ИРИНКА, ЗДРАВСТВУЙ!

  Пишу тебе письмо, не надеясь, что оно дойдёт вовремя, т.к. осталась неделя до твоего отъезда. Третье письмо твоё получил. Однако, родители до сих пор не получили ни одного. Вероятно, ты не написала индекс (140056). Они мне звонили.

  Буду краток.
 
  1. Ты приедешь в 5-50 утра, если поезд не опоздает. Я постараюсь встать раньше и приехать на вокзал. Если поезд твой не опоздает, то ты выйдешь раньше, чем я приеду (кстати, не запомнил номер твоего вагона). Поэтому, как я уже писал, спустись вниз и встань у расписания (где мы стояли) - там я тебя встречу. Приеду обязательно и с ключами.

  Но, если поезд опоздает, я ждать смогу только до 7-45. Поэтому мы с Элей договоримся - кто из нас будет встречать. Так что, не волнуйся.

  2. Машину пока не поставили на ремонт.
  3. Помидоры посадил, но всходов почти нет ещё.
  4. В день приезда особых работ делать не нужно. У меня занятия, проводимые только мной, поэтому я не смогу их отменить.
  5.Я поправился полностью.
  6. Сдал бельё.
  7. Посылку пока не послал.
  8. Две последние недели занимался отчётом (сделал на ?). Однако, это не то, что нужно. Но, халтура есть халтура.

  Жду тебя, Дима - тоже. Пока всё. Послал тебе деньги, надеюсь - получила.

  Крепко целую. От детей привет.

   ВИКТОР.

   
   
  26.03. 90 г. ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГАЯ ИРА!

  Только вчера, 25.03. получили долгожданное письмо. Письмо ходило долго, потому что на конверте не было нашего индекса - 140056.

  Как обидно, что ты попала в холодную погоду. Почему же твои санаторные врачи не лечат твоё сердце? Мацестинские ванны, папа говорит, должны хорошо помочь от кожного заболевания рук.

  Нога у меня слава Богу, прошла - на перевязку не езжу. Папа всё по-старому - лежит и сидит. Навещала нас Эля с Людой и Юрой. Люда попросила игрушки, я ей дала коробку с ёлочными игрушками. Она их разложила на столе, долго с ними разговаривала. У неё были и принцы и принцессы. Она прямо сочинила целую сказку. Эля постригла и побрила папу - теперь он помолодел. Элю выписали на работу.

  Звонила Вите. Он поправился. У Серёжи Милиного весенние каникулы. Серёжа говорит Миле - "Учительница тебе поставит два, ты не выучила английские глаголы".

  Звонила насчёт семян Ларисе. Она сказала, что ей не надо, у неё все семена есть свои. То же самое сказала и Мила.

  Сегодня у Володи годовщина памяти матери. Приехала Соня, так что Милочка сегодня занята. Погода у нас стоит тёплая - собираюсь мыть балкон, но Мила говорит - "Подожди".

  Папа и я тебя крепко целуем и ждём возвращения. Олег сказал, что съездил нормально и всё.

   МАМА И ПАПА.












==   


Рецензии