Мог ли Лермонтов назвать Россию немытой?

"Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей."

Это стихотворение было опубликовано спустя 32 года после смерти поэта.

Это стихотворение проходят в школе, о некоторые литературные критики считают его чуть ли не верхом политической устремлённости Лермонтова.

Хотя конечно же, Лермонтов никогда не смог бы назвать Россию - "немытой",  грязной. Ведь всегда существует грань, или же ватерлиния, ниже которой не могли опуститься великие поэты. Поэт никогда не смог бы противопоставить противопоставить себя России в силу своего величия.

Каркас рифмы стихотворения, которое приписывают Лермонтову, вероятно,
был взят каким - то литературным пародистом из стихотворения Пушкина "К морю":

"Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

О чём жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн."

(1824, А.С. Пушкин)

Стихотворение Пушкина не содержит неприязни или досады о отношению к окружающему миру, хотя автор называет свой берег скучным:

"Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!"

В окончании стихотворения у Пушкина есть  оптимизм :

"В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн."

И если мы сможем позиционировать своё внимание на стихотворение о России, которое многие приписывают Лермонтову, то тогда мы увидим и ошибки, которые содержатся в нём. Например, - "от пашей" - и "от их ушей" - это правильно. А  всевидящий глаз в единственном числе противоречит смыслу, который без рифмы должен был бы быть таким - "от их глаз, от их ушей". Гениальные стихотворения потому гениальны, что они не содержат ошибок. Если в начале стихотворения поэт прощается с Россией, то было бы более логично написать, например, так - "где власть -  мундиры голубые, и где их преданный народ". Получается же, что поэт прощается с Россией,  и далее идёт перечисление, сильно зависящее от рифм. Прощание с неодушевлёнными мундирами и с неким однородным по составу, преданным этим мундирам народом ещё больше вызывает сомнения в том,  что сие русофобское стихотворение относят к Лермонтову совершенно напрасно.


Рецензии
Лично меня всегда умиляют такие утверждения, как "он не мог". А почему собственно "Не мог"? Тут собственные поступки порой объяснить не можешь - как же можно отвечать за других людей! Пионерская песня какая то - "не мог". А ЭТО он мог написать:

«Мой друг! — ему я говорил. —
Ты не в свои садишься сани,
Танцоркой вздумал управлять!
Ну, где тебе ее е.бать?».

Алексей Курганов   22.11.2017 15:06     Заявить о нарушении
Знаю биографию Лермонтова, мнения о нём современников, жизнь России в то время и думаю, что мог.
Василий с приветом

Василий Заяц   22.11.2017 18:28   Заявить о нарушении