Рак-отшельник путешественник

Рак-отшельник и морская звезда


Жил был маленький рак-отшельник под большим камнем среди зарослей водорослей. Ему страшно было покидать своё убежище. Ведь он крепко накрепко запомнил, как мама-рачиха внушала ему и его братьям-сёстрам, тогда ещё икринкам:

– Никому не доверяйте, ни с кем не дружите, всего опасайтесь, никуда не удаляйтесь!

Она повторяла это много-много раз, пока икринки были прикреплены у неё под брюшком. И теперь, живя под камнем, маленький рак-отшельник хоть и был уютно закрыт в своём домике-ракушке, а всё равно опасался всяческих врагов и неожиданностей.

Но до сих пор было всё спокойно, никто на него не нападал. И стало рачку-отшельнику скучно. Сколько же можно так вот сидеть под камнем, ничего не видя и не зная, что там, снаружи.

Вдруг рачок заметил движение. Необыкновенное цветное существо очень медленно двигалось по дну в его сторону. У этого зверя было пять длинных лап, а на каждой лапе очень-очень много маленьких ножек с присосками.

Рачок сразу спрятался в раковину и прикрыл вход клешнёй. Но ничего страшного пока не происходило. Рачку надоело ждать, и он выставил наружу сначала один глаз на стебельке, потом второй. Повращал глазами туда-сюда – вроде бы не опасно. Этот пятилапый зверь двигался тихонько по дну мимо камня. И тогда маленький рак-отшельник решился. Он выставил из ракушки всю свою переднюю часть и помахал неведомому зверю длинными усами:

– Эй, кто ты, зверь о пяти лапах?

Неведомое существо остановилось.

– Ах, рак-отшельник! Что же ты сидишь там, под камнем? Выходи, познакомимся. Я – морская звезда.

– Ой, как здорово – морская звезда! Я никогда не встречался с морскими звёздами! Если честно, я почти ни с кем в море ещё не встречался, – грустно сказал рачок-отшельник.

– Вот и давай подружим с тобой! – сказала морская звезда и двинулась к раку-отшельнику.

Как обрадовался рачок-отшельник! Наконец, он не один, наконец, есть с кем поговорить. Ведь морская звезда постоянно передвигается и, наверно, многое знает.

– Да, давай дружить, морская звезда! Скажи, пожалуйста, а что там, вдалеке от моего камня, за теми густыми водорослями?

– О, мой маленький друг, там – великое и бесконечное Море! Представляешь, я иду по дну уже не один год, а конца этому морю не предвидится.

– А там, далеко, есть ещё раки-отшельники?

– Конечно, там не только раки-отшельники, там и рыбы, и крабы, и моллюски, и ужасный зверь осьминог… но тебе уже нечего бояться, мой вкусненький дружок, ведь ты теперь со мной.

При этом морская звезда обняла своими многочисленными ножками раковину рачка и подтянула прямо к своему рту, который выдвинулся наружу и прямо-таки облепил рачка-отшельника.

– Дружок, так хочется тебя поцеловать!

– Эй! Ты, оказывается, обманщица! – вскрикнул рачок и больно ущипнул звезду своей большой клешнёй.

– Фу, какой невежда! Не умеешь ты дружить, – сказала морская звезда, сделала вид, что обиделась и поползла прочь.

«А ведь мама верно говорила, что нельзя в море незнакомым доверять», – подумал рачок и заполз поглубже под камень.



Рак-отшельник и камбала


Сидел рачок-отшельник под камнем и думал. А мысли всё время возвращались к встрече с коварной морской звездой. «Вот ведь как получается: хоть она меня чуть не съела, зато я столько интересного от неё узнал! Это надо же – Морю нет конца! Вот бы так же как звезда ходить и ходить по дну из года в год, сколько интересного можно увидеть!»

Так думал маленький рак-отшельник, и чем больше размышлял, тем больше ему хотелось посмотреть бескрайнее Море. И однажды он решился. Вылез из-под камня, пробрался сквозь заросли водорослей и оказался на краю песчаного дна. Песочек мелкий-мелкий, белый-белый и волночками весь покрыт – красотища!

Осмотрелся рак-отшельник – никого не видно. Эх, будь что будет! И пошёл по песочному дну – только след за ним ровненький остаётся. Обернулся – красота: водоросли на краю песчаного дна колышутся, за ними камни просматриваются, вода сине-зелёная, чистая, прозрачная. Здорово!

Очень такое зрелище нравится рачку-отшельнику! И так он повернётся, и в другую сторону посмотрит… Вдруг, прямо перед ним – клешнёй дотянуться можно – два круглых глаза из-под песка поднялись и вращаются. Потом прямо в песке рот открылся и говорит:

– И сколько ты по мне топтаться собираешься? Всю добычу мне распугал!

– Ой, простите, я же не знал, что вы здесь, подо мной… а вы кто?

– Как же ты морских обитателей не знаешь? Я – камбала.

– А почему же вы под песком сидите?

– Мне так хорошо: меня хищники не замечают, зато я добычу вижу.

– А давайте с вами дружить, уважаемая камбала!

Камбала повертела глазами, подумала, потом сказала:

– Дружить – это хорошо. Но как же мы с тобой дружить будем? Ты ползаешь по дну, раковину на спине таскаешь, я плаваю или в песок зарывшись лежу. Вряд ли у нас дружба получится, слишком мы разные.

– Тогда хоть расскажите мне о Море и о его обитателях, – попросил рачок-отшельник. – Я ведь совсем ничего не знаю.

– Ишь ты – «о Море»! Море – оно без конца и края. Сколько не плыви, никогда всё Море не проплывёшь! А обитателей так много, что если я стану тебе их перечислять, то останусь голодной.

– Ну, хотя бы о самых страшных расскажите.

– Для меня акула – очень страшная рыба. Но таких как ты акулы не едят, не станут они зубы о ракушку ломать. А для тебя самый ужасный, пожалуй, осьминог. Этот зверь абсолютно незаметный, словно камень на дне, плавает очень быстро, а щупальца у него имеют волшебные свойства – если к кому прикоснутся, тот уже не вырвется, каким бы сильным не был. Ну, и клюв у осьминога такой мощный, что твоя ракушка только хрустнет! Так что, осьминога остерегайся. А сейчас сойди с моей спины в сторонку, да побыстрее. Вон, в нашу сторону полихета плывёт. Ах, как я люблю полихет!

Не успел рачок как следует отползти, как вдруг песок вихрем поднялся вверх, камбала взвилась ото дна, распахнула рот, да и проглотила несчастную полихету.

Улёгся песок на дно, огляделся рак-отшельник: где же камбала? Нет камбалы, словно испарилась! «Ну что это за дружба, если друг так прячется? Наверно она права: слишком мы разные», – подумал рачок-отшельник и двинулся по песку дальше, на другой край песчаного дна, где колыхались водоросли совсем иного внешнего вида, чем в том месте, где рачок жил сначала.



Рак-отшельник и креветка


Рачок вошёл в заросли зелёных водорослей. Таких он ещё не видел. В том месте, где он родился, произрастали водоросли бурого цвета. Рачок любовался медленным колыханием зелёных стеблей, как вдруг один стебелёк отделился и подплыл к нему. Рачок рассмотрел у него усики, ножки и даже глазки на стебельках, почти как у самого рачка-отшельника.

– Здравствуйте, – сказало существо, – меня зовут креветка, я живу в этих зарослях всю свою жизнь и никуда не уплываю, потому что так наставляла меня мама-креветка. А вы, как я вижу, путешествуете и, наверное, посмотрели всё Море. Расскажите мне о нём, пожалуйста!

Рачку-отшельнику стало приятно, что его назвали путешественником.

– Здравствуйте, уважаемая креветка, – сказал он. – Меня зовут рак-отшельник. Что я могу утверждать наверняка, так это то, что Море – бескрайне! Ни у кого не хватит жизни, чтобы проплыть его всё! Но, по правде говоря, я и сам узнал это от других. Путешествую я совсем недавно и ещё недостаточно изучил обитателей нашего водного мира. Ещё могу подсказать вам, что самый опасный обитатель морского дна называется осьминог. Но я его ещё не встречал. К счастью.

– О, вы так много знаете! Давайте же будем дружить, дорогой рак-отшельник! Вам не кажется, что мы чем-то похожи?

Креветка подплыла совсем близко, и рачок подумал: «Какая неосторожная! А если бы я был хищником, ведь я мог бы её проглотить! Но с другой стороны, если подумать, надо же как-то заводить друзей. Я ведь тоже доверяю этой креветочке».

Они рассматривали друг друга. Действительно, у обоих было много похожего: почти одинаковая головогрудь, покрытая панцирем, такие же длинные усы, глаза на стебельках, у креветочки были даже клешни, но очень маленькие. Рачку-отшельнику показалось, что у него с креветкой одинаковое количество ножек. Чтобы их посчитать, рачок даже вылез на короткое время из своей раковины. Он осмотрел свою заднюю часть и произнёс:

– А хвост у вас просто прелестный, гораздо красивее моего!

Креветка от радости так дёрнула своим хвостиком, что сразу оказалась далеко в зарослях.

– Ой, простите, это я от неожиданности. Нельзя же так хвалить скромную креветку… – и рачку показалось, что усики у креветки покраснели.

– А не хотите ли немного прогуляться? – спросил рачок.

– Мама мне запрещала, но мне так хочется путешествовать!

– Мы тут недалеко, по песочку пройдёмся и сразу вернёмся. Поверьте, я уже пересекал это пространство и не встретил ничего опасного.

 И они пошли.

Рак-отшельник шёл несколько впереди и то и дело показывал клешнёй:

– Посмотрите налево, там изящная отдельно растущая красная водоросль.

– Обратите внимание направо: какая крупная раковина брюхоногого моллюска! А ведь в ней некогда кто-то проживал. Если я дорасту, займу когда-нибудь эту раковину.

– А вон, видите, из песка глаза виднеются? Это камбала, помните, я вам рассказывал…

Они пересекли почти всё пространство, покрытое белым песком. Креветка была без ума от захватывающей красоты подводного мира.

– Видите, там небольшая скала, а под ней нечто вроде грота, – сказал рак-отшельник. – Давайте укроемся в нём и в безопасности обсудим, что мы видели, а после двинемся дальше.

Креветка и в мыслях не держала спорить с умнейшим и отважным путешественником. Конечно, она последовала с ним. Рак, как ему свойственно, нёс свой домик по дну, а креветочка плыла несколько над ним, то отставая, то немного опережая. У креветок способ плавания такой – скачками, причём, хвостом вперёд. Перед скалой креветка ускорила своё плавание и первой оказалась у входа в грот. И вдруг!..

Это произошло так неожиданно, что креветочка даже хвостом хлопнуть не успела. Из грота стремительно вылетело нечто длинное, схватило креветку и утащило в грот.

Рачок с испугу бросился в первое попавшееся убежище – что-то вроде норы, и спрятался в раковину, закрыв вход клешнёй.

Ему было очень страшно! Но он всё-таки приоткрыл клешню и выставил глаз на стебельке. В нише, куда утащили его спутницу, переливалась всеми цветами некая масса… Ужасное зрелище!



Рак-отшельник и бычок


– Тьфу! – сказал некто, и рачок полетел кубарем и оказался на песке. У него было такое ощущение, будто его выплюнули. Но раздумывать было некогда, рачок снова ринулся в ту же нору – нельзя же оставаться на открытом месте, когда рядом такое чудовище! Но нора вдруг захлопнулась, по бокам от неё показались два больших глаза и рачок понял, что это огромная голова!

– Не бойся, – сказала голова, – я ракушки не ем. Но больше в рот ко мне не забирайся!

– Простите меня, – прошептал рак-отшельник. – Я так от страха поступил. Вы видели ЭТО?

– Ещё бы! Я потому и замер с открытым ртом, несмотря на то, что ты в него забрался. Нельзя было шевелиться, чтобы ОН не заметил.

– А если бы заметил?

– Тогда ты уже не разговаривал бы со мной. Я был бы там же, где твоя несчастная спутница.

– Ох, зачем я позвал её путешествовать! Мне так жаль… Но скажите же, кто ЭТОТ жуткий в пещере?

– Ах, так ты до сих пор не понял? Это же сам ОСЬМИНОГ!

– Какой ужас! – воскликнул рачок-отшельник и спрятался в домик.

Так он сидел, укрывшись в ракушке, довольно долго и переживал случившееся. Но сколько же можно сидеть неподвижно? Рачок выставил глаза. Ничего не изменилось, кроме того, что этот глазастый снова открыл свою пасть.

– Скажите, пожалуйста, а как вас зовут? – спросил рачок.

– Здравствуйте! С этого надо было начинать. Я – бычок!

– Так вы – рыба?

– Конечно.

– И вы вот так тут сидите постоянно?

– Ну, бывает, плаваю немного, для разминки. А в основном, мне лежать на дне нравится.

– Я тоже подолгу на одном месте бываю, – сказал рак-отшельник. – Мы ведь похожи, правда? Давайте дружить, уважаемый бычок?

– Ну, какие мы с тобой друзья? И не похожи мы вовсе. Я – рыба, ты рак, какая уж тут похожесть. Я сижу ведь не просто так, я охочусь. А ты мне пищу распугиваешь. А охочусь я, знаешь как? Ого-го! Пастью хлоп – и проглотил! Понял? Тебе вряд ли такое зрелище понравится. Шёл бы ты дальше путешествовать.

Ничего не оставалось рачку-отшельнику, как покинуть это несчастливое место.



Рак-отшельник меняет квартиру


И поплёлся рак-отшельник по дну в одиночестве, волоча свою раковину-домик. Он решил как можно дальше уйти от несчастного места, где обитает страшный-престрашный осьминог.

Рачок пробрался сквозь густой лес морской травы, снова пересёк песчаное пространство, по которому ползали многочисленные и разнообразные звёзды, перебрался через гряду камней, покрытых разными животными. Теперь он не пытался знакомиться с другими обитателями моря, потому что опасался их и потому, что у него совсем не было настроения.

Иногда он находил пищу и съедал её, забравшись в укромное местечко. А затем двигался дальше, почти не останавливаясь. В море было то светло, то становилось темно, но это не останавливало рачка-отшельника.

Но вот, однажды он увидел необыкновенную раковину, которая привлекла его внимание. Он осторожно подкрался, постучал клешнёй.

– Эй, есть кто-нибудь дома?

Ему не ответили. Тогда рачок осторожно заглянул внутрь и увидел, что в раковине совершенно никого нет.  А раковина была хороша и внутри, и снаружи и так нравилась рачку, что он не мог отвести взгляд.

«Ах, вот бы у меня была такая! – подумал рачок. – Но она велика мне…»

Делать было нечего. Рачок ещё раз полюбовался находкой и пошёл своей дорогой.

И вдруг пришла умная мысль: «А почему бы не попробовать переселиться в эту прелестную раковину? Ну, хотя бы примерить».

Он со всех ног побежал обратно, опасаясь, что кто-нибудь более сильный уже присвоил замечательный домик. Но раковина лежала на прежнем месте и никого вокруг не наблюдалось. Рачок быстро вынул своё беззащитное тело из старой тесной раковинки и надел на себя просторный, комфортный домик. Да, жилище было несколько свободным, его было трудно удерживать на теле. Но снимать такую красоту рак-отшельник уже не хотел. Он подтащил свой новый дом в укрытие под нависающим камнем и решил тут переждать и подумать, а заодно и отдохнуть.

Теперь он целыми днями и ночами находился на месте и никуда не желал двигаться. А между тем, тело его наливалось силой, панцирь становился тесным и неудобным настолько, что хотелось его скинуть, чтобы не мешал.

И однажды такое случилось само собой. Одежда рачка лопнула вдруг вдоль брюшка по всей длине, и раку оставалось только вытащить из неё своё тело.

Ой, какая стала мягкая, нежная кожа! Его тело чувствовало движение воды, и даже щекотное прикосновение собственных усиков.

- Меня же теперь любой может съесть! – испугался рак, забился в новое жилище и прикрыл вход клешнёй, которая тоже была мягкой.

Так он сидел, не двигаясь, несколько дней и однажды почувствовал, что его кожа уже не так чувствительна. Он осторожно постучал клешнёй по раковине. Раздался звонкий звук – клешня была твёрдой! Твёрдой была и вся головогрудь, и все ноги. О, как это обрадовало рака-отшельника! Теперь было уже вовсе не страшно.

Он решил хоть немного прогуляться. И вдруг отметил, что идти ему не трудно, а раковина сидит на теле удобно, в самый раз!

– Вот это да – я вырос как раз до размера нового дома! Ура! Теперь снова можно путешествовать!



Рак отшельник и краб


Рак-отшельник давно заметил, что если идти в сторону наклона дна, то становится всё темнее и темнее, а если подниматься по склону, то всё светлее. Вниз он ходил довольно далеко. Там холодно и почти никто не живёт. Теперь рак решил достичь самой светлой части моря. Он пошёл по склону дна вверх.

Шёл он уверенно, потому что уже имел жизненный опыт. К тому же, он стал значительно крупнее и сильнее, да и домик у него теперь не каждому по зубам. Рак-отшельник настолько осмелел, что однажды просто переполз через морскую звезду, попавшуюся на пути. Звезда от такой наглости чуть не поперхнулась поедаемым моллюском. Рак-отшельник чувствовал себя героем!

Но нельзя же идти без остановки, даже ракам иногда нужен отдых. Рак-отшельник нашёл укромное местечко, прикрылся клешнёй и уснул. Но одним глазом всё-таки посматривал в щелочку.

Неожиданно снаружи потемнело. Кто-то очень большой закрыл свет, нависая над домиком рака-отшельника. Через некоторое время раздался голос:

– Ну, меня-то тебе не стоит опасаться, дружище. Мы как-никак родственники. Да покажись ты наконец!

Рак выглянул, сказал: «Здравствуйте» и принялся разглядывать непонятное и очень большое существо. Ну, да, кое-что схожее у них было. В первую очередь обращали на себя очень большие клешни. «Интересно, – подумал рак-отшельник, – такой клешнёй он сможет раздавить мой дом?» Потом, похожими были ноги. Головогрудь была широкая и уплощённая, покрытая крепким панцирем. Конечно, такому зверю ракушка для укрытия не понадобится. Да и не отыскать раковину таких размеров! А вот глаза на стебельках были очень похожими, можно сказать, родные рачьи глаза!

– Так вы – рак? – спросил рак-отшельник.

– Ну, молодец, догадался. Конечно, я ракообразный, но зовут меня краб. Не стесняйся, вылезай, поболтаем. Тут, знаешь, и поговорить по душам не с кем, ты не заметил?

– Заметил, – вздохнул рак-отшельник, но полностью вылезать из раковины не стал. Кто знает, что на уме у этого краба?

Краб оказался добродушным здоровяком и хорошим собеседником. Они о многом переговорили, в том числе о судьбах ракообразных. Рак-отшельник вспомнил креветку, погибшую в щупальцах осьминога.

– Да, осьминоги – они такие. Я бы сказал, к ракообразным они безжалостны, – промолвил краб.

– Вы, наверно столько всего повидали ужасного за свою жизнь? – спросил рак-отшельник.
– Да уж, за двадцать лет всякого навидался!

– Двадцать лет! Вам удалось прожить целых двадцать лет? А я всего год живу, – сказал рак-отшельник. – Я вам завидую.

– Да, знаешь, повезло мне, надо сказать. Избежал всех зубов, клешней и щупалец.

– Конечно, избежать щупалец осьминога – самое большое везение, правда?

– Да, в море для ракообразных нет ужаснее зверя, чем осьминог, но есть в мире гораздо более страшный зверь.

– Неужели страшнее осьминога? Кто же это? Я даже не слыхал о таком. Где же он обитает и как его зовут?

– Обитает он ТАМ, – краб показал наверх, в сторону блестящей поверхности воды, – там, куда никто из нас добровольно попасть не может. Он – всесилен! Он выхватывает и уносит к себе в Верхний мир всех морских обитателей, даже огромных зубастых акул.

– И даже ужасных осьминогов?

– О, этим осьминогам иногда достаётся от него – всех повытаскивает из самых глубоких нор! Мне их иногда даже жалко становится.

– Да как же его зовут?

– Никто не знает. Он ведь с нами не разговаривает – вылавливает и уносит. И никто никогда не возвращается.

– А что он делает с теми, кого поймает?

– Я же говорю, никто не возвращается в море. Говорят, он всех съедает. Но это лишь предположение. Ещё выражаются иначе: кого он поймал, тот увидит конец света.

– Как же избежать такой участи?

– А никак не избежишь. Если он решил тобой пообедать, то только чудо может тебя спасти. Так что, просто не думай о нём, а живи своей жизнью в удовольствие.



Рак-отшельник и мальчик


После этого разговора рак-отшельник долго переживал. Но тот, из Верхнего мира не появлялся, и рак успокоился.

Он исследовал новые места морского дна и всё ближе подбирался к тому месту, где заканчивалась вода, и начинался иной мир. Тут волны с поверхности иногда достигали дна, колыхали водоросли, поднимали песок, мутили воду так, что песчинки застревали в жабрах. Но чаще море было спокойным, и рак-отшельник пытался рассмотреть сквозь прозрачную поверхность тот самый Верхний мир. Он видел то синее, то зелёное, но что это конкретно, догадаться было трудно.

Однажды в светлый и тихий день вода прогрелась настолько, что раку стало даже жарко. И тут с поверхности раздались необычные ритмичные звуки, послышались странные неведомые голоса. В воду вошли гигантские светлые колонны и стали переступать по дну. Рачок догадался, что это Он, тот самый из Верхнего мира, неведомый и самый страшный для всего живого в море. Бежать было поздно, да и говорил же краб, что убегать и прятаться бесполезно. Рачок сжался в своей ракушке, затаился, замер. «Пусть подумает, что ракушка пустая. Может, мне повезёт, и я поживу ещё немного».

И тут его подняло и выдернуло из воды на яркий свет, настолько яркий, что рачок вообще ничего не мог видеть.

– Мама, смотри, кого я нашёл! Смотри, какая красивая ракушка, а внутри кто-то есть!

– Молодец, сынок. Это рак-отшельник.

– Папа, мама, давайте возьмём его! Мы посадим его в аквариум, и я буду его кормить. Ну, пожалуйста!

– Ладно, посади его в банку. Дома определим ему место, у нас где-то хранится аквариум из-под рыбок.

В банке была плохая вода, она скоро пропала на жаре, и рак стал задыхаться. Если бы он не догадался выставить головогрудь на поверхность, то, пожалуй, умер бы. Хорошо, что воды в банке было немного.

Долго тряслась банка с водой, но наконец, её вынули из машины, принесли в дом. Рачка вместе с его домиком-ракушкой пересадили в круглый стеклянный аквариум, налили морской воды, которую привезли в бутылке с моря.

Стало легче дышать. Рачок понял, что пока его не съели, и стал осматриваться в поисках укрытия. Но укрытий не наблюдалось. Тогда он попытался найти выход и сбежать. Но и это не удавалось. Под ногами было твёрдое прозрачное дно и такие же стены. Сквозь них было видно, как передвигались чудовища Верхнего мира. Их было несколько. Подошёл тот, который поймал рака-отшельника, опустил в воду руку, покатал по дну рака-отшельника, насыпал ему какой-то пищи, которой рак никогда раньше не пробовал.

Пища оказалась вкусной. «Может, мне действительно повезло?» – подумал рак и принялся за еду. Если честно, с этими переживаниями он здорово проголодался. Наверно, он так много никогда не ел. Но пищи было намного больше, чем рак мог съесть. «Какое изобилие! – подумал рак. – Кажется тут, в Верхнем мире не так уж плохо, как считают морские жители».

Снаружи вдруг стало темно и тихо. Ничего не оставалось раку, как закрыться в домике и дремать.

Он проснулся от того, что ему стало плохо. Вода прокисла от избытка корма, в ней не осталось кислорода. Рак почувствовал, что умирает.

Вдруг вспыхнул свет, над аквариумом появился тот, кого называли «мама». Потом подошёл «папа».

– Смотри, ему кажется, плохо, – сказала мама. – Он наверно умрёт.

– Да и ладно, – сказал папа. Подумаешь, рак-отшельник. Сынок другого в следующий выходной найдёт. Их полно под камнями.

– Нет, ребёнок будет грустить. Надо попробовать спасти этого рака-отшельника.

– Ладно, давай ему что-нибудь положим, чтобы он мог вылезти на поверхность. Говорят, эти раки могут дышать воздухом. А завтра я привезу с пляжа хорошей морской воды. Дай вон ту тарелку. Вот, подойдёт. Пусть сидит.

– А если он умрёт? – спросила мама.

– Ну, что я могу сейчас сделать? Сдохнет, смоешь в унитаз. А сыну скажем, что сбежал ночью.

Тем временем, рак-отшельник отдышался на свежем воздухе. Последние слова он слышал, и понял, что «унитаз» – это и есть конец света, о котором говорил старый краб.

Утром тот, которого называли «сын» и «мой мальчик», первым делом подбежал к аквариуму.

– Мама, а что случилось, почему мой рачок сидит на тарелке над водой, а вода такая мутная?

– Сынок, ты бросил ему много корма, вода пропала, и твой рачок чуть не умер. Мы с папой его спасли. Папа сегодня после работы привезёт свежей воды с пляжа.

Рачок весь день сидел на тарелке. Ему было очень плохо. Всё тело его пересохло, ему хотелось в прохладную чистую воду. Сейчас он понял, как было прекрасно в том замечательном месте под камнем, где он когда-то родился, и где мама-рачиха наставляла своих детей, что не следует покидать убежище. «И зачем я её не послушался?! Наверно, мамы всегда правы».

Мальчик тоже весь день был грустным. Он подходил к аквариуму, брал в руки рака-отшельника, переворачивал, дул на него, тянул за клешню, спрашивал:

– Ты ещё жив? Ты не умирай, дождись папу, он воды из моря привезёт. Уже скоро.

Наконец, хлопнула дверь, и папа принёс большую бутыль воды.

– Держи, сынок, теперь твоему раку надолго хватит.

Аквариум помыли, налили чистой воды и пустили туда рака-отшельника. Мальчик долго смотрел сквозь стекло на своего рака. Но тот только сидел в своей ракушке и дышал, сидел и дышал. Есть он не стал, и вообще ничего теперь не хотел.

Так прошло три дня. Рак понял, что даже если ему будут каждый день привозить из моря чистую воду и кормить самой вкусной пищей, он всё равно больше никогда-никогда не увидит своего родного Моря, колышущиеся разноцветные водоросли, всяких плавающих и ползающих по дну обитателей. Рак даже однажды пожалел, что ужасный осьминог не съел его тогда вместо креветки.

И так рак-отшельник сидел в своей раковине и грустил. А снаружи, около аквариума грустил мальчик. А в пятницу, когда папа пришёл с работы и они всей семьёй сели ужинать, мальчик сказал:

– Моему рачку очень грустно. Ему плохо в неволе. Он мне сказал, что мечтает жить в море.

– Ну, ты, сын, фантазёр! – сказал папа. – Рак ему нашептал!

– Да, я слышал! Он сказал, что умрёт от горя, если мы его не выпустим! Давайте отвезём его снова в море!

– Ладно, – сказал папа, – погоду обещают хорошую, поедем завтра на пляж. Отпустишь там своего рака, который с тобой разговаривает.

– Ура! – закричал мальчик так громко, что даже рак-отшельник встрепенулся на дне аквариума. Ему показалось, что должно произойти что-то значительное.



Рак-отшельник снова дома


Утром рака снова пересадили в маленькую банку. Всю дорогу в машине мальчик держал банку на коленях и тихонько разговаривал с раком-отшельником.

– Эй, рачок, ты меня понимаешь? Знаешь, куда мы едем? Мы едем к морю. Там я тебя выпущу, и ты пойдёшь путешествовать по дну и увидишь снова свои родные места.

Рачок пытался как-то ответить, шевелил усиками, махал клешнёй. Он ведь не умел разговаривать как эти великаны из Верхнего мира.

Наконец, приехали. Мальчик вынес банку с раком-отшельником на берег, тихонько погладил красивую ракушку-домик и прошептал:

– Будь свободен, рачок!

Оказавшись в воде, рак-отшельник вздохнул полной грудью морскую соль и словно ожил. Но он не стал поспешно убегать, он видел сквозь воду лицо и грустные глаза мальчика. Это был поистине могущественный мальчик! Ведь он вернул рака в море из Верхнего мира – оттуда, откуда никто никогда не возвращается.

– Спасибо тебе, мальчик! – помахал рак клешнёй.

– Мама! Рак мне спасибо сказал!


Рецензии
Очень интересная и поучительная сказка!.. С какой любовью вы описываете этого рачка и других обитателей подводного мира! Да уж, животный мир намного совершеннее людского... http://proza.ru/2019/10/08/1363

Светлана Шакула   05.06.2020 15:58     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Светлана!

Виктор Квашин   06.06.2020 01:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.