Осенняя меланхолия

               
                КАК СПАСТИСЬ ОТ ОСЕННЕЙ ХАНДРЫ?

     С приходом листопадно-слякотной осени, когда уходит последнее тепло минувшего лета, многим людям свойственно жаловаться на различные недомогания. Не секрет, что в этот период обостряются всевозможные хронические заболевания. Как физические недуги, так и нервные расстройства. Не зря именно поздней осенью в речевых оборотах граждан всё чаще можно услышать термины «депрессия», «хандра», «меланхолия», «сплин», «апатия», «уныние»…

     Нетрудно догадаться, что вышеперечисленные понятия весьма тесно связаны с нарушением энергетического баланса в организме человека. И медики в первую очередь   связывают это явление с сокращением продолжительности светового дня. На сегодняшний день существует огромное количество справочной литературы, которая способна помочь населению того или иного региона избавиться от симптомов так называемой «осенней тоски». Однако, если честно, всё это уже где-то и как-то читалось, слышалось, виделось, переносилось на «ультракоротких волнах сарафанного радио». А вот ознакомиться с народными рецептами борьбы с сезонной хандрой удавалось, пожалуй, немногим. Тем более – узнать о них от своих же земляков.
     В теории этот замысел выглядел вполне привлекательно. Но на практике… Горожане почему-то не очень охотно шли на контакт. Видимо, и здесь сказывалось влияние пресловутого осеннего синдрома. Тем не менее некоторых удалось разговорить. Вот какими «секретами»  поделились дубнинцы с корреспондентом «ПМ»…

     Анна Владимировна, работник торговли:

   – Вообще по натуре я оптимистка. Но иногда и меня одолевает такой душевный раздрай, что хоть волчицей вой. И чаще всего это происходит в пасмурные осенние дни. Когда становится совсем невмоготу, при первой же возможности я отправляюсь в ближайший лес. Одна. Даже через «не могу» стараюсь забраться как можно глубже, в самые непроходимые чащи. Туда, где редко встретишь людей… По этим «нехоженым» тропинкам брожу не менее двух часов. Постоянно отгоняю от себя все дурные мысли. Дышу ровно и спокойно. Искренне любуюсь увядающей природой, наслаждаюсь свежим воздухом. А под конец прогулки отыскиваю в лесу стройную молодую берёзку и, поочерёдно прикладывая к её гладкому и чистому стволу то правую, то левую ладонь, тихо шепчу: «Забери у меня, берёзонька, всё самое плохое и тёмное. Отдай мне только хорошее и светлое». Меня так бабушка учила, ещё в детстве… Вы не поверите, но из леса я обычно возвращаюсь совсем в другом расположении духа. Усталая, но какая-то умиротворённая. Выходит, природа действительно лечит! Если сомневаетесь, попробуйте сами…

     Максим Игоревич П., сотрудник ОИЯИ:

   – Осенью довольно часто посещают меня грустные, даже фатальные мысли. Ни с того ни с сего начинают вдруг атаковать печальные раздумья о болезнях, о возрасте, о бренности всего сущего на земле. Чтобы хоть как-то избавиться от подобного гнетущего состояния, вернувшись вечером с работы, я нахожу в Интернете подборку музыкальных композиций для так называемой релаксации. Выключаю в комнате свет, ложусь на диван и погружаюсь в эти звуковые электронные вариации, которые и в самом деле до определённой степени способны настроить на романтическое расслабление. Только слушать эти вещи необходимо не менее полутора часов, отключившись от всех дневных забот… Если музыка начинает утомлять, я включаю запись какой-нибудь увлекательной аудиокниги. Предпочтение отдаю зарубежной классике. Вслушиваясь в этот профессионально выстроенный текст, начинаю постепенно обретать гармонию с окружающим миром. Чувствую, как ко мне медленно возвращаются душеспасительные  флюиды, способные возродить интерес к жизни, к близким людям, к новым научным открытиям… В общем, рекомендую!..

     Анастасия Фёдоровна, пенсионерка:

   – Знаете что? Все эти ваши хворобы – только от одного. От безделья! Нынешняя молодёжь работать не привыкла. Им сразу квартиры трёхкомнатные подавай, машины, да добра побольше. А сами – только у телевизоров лежать и пиво с водкой трескать. Откуда ж тут здоровье возьмётся?.. Вот я в деревне выросла. Семья была большая. Взрослые с утра до ночи в колхозе ишачили. Детишки – по хозяйству помогали. Мы с малолетства привыкли и сено косить, и за скотиной ухаживать, и дрова пилить, и в огороде пластаться. Скучать было некогда. Уставали, как собаки. По вечерам еле до своих подушек добирались. Чтобы в пять утра опять рукава закатывать. А сейчас что? Напридумывали разных там депресиев. Тьфу, прости, господи! С жиру надо меньше беситься, тогда никакая хандра не возьмёт. В доме всегда какая-нибудь делина найдётся, было бы желание трудиться… Моя мать-покойница о лодырях так говорила: «Войны на вас нету! Берёзовым поленом пару раз по башке огреть – и сразу вся дурь вылетит». В том числе и тоска-печаль ваша. Вот так! Извините, если грубо сказала…

     Виктория, молодая мама:

   – Сразу после рождения малыша я окунулась в счастливые хлопоты по уходу за ребёнком. Честно говоря, не подозревала, что такому маленькому существу требуется  столько заботы и внимания. Но это ещё ничего, все мамочки проходят через подобный период. Спустя некоторое время я поняла, что мною овладевает какое-то странное,  тягостное чувство обречённости и несвободы. Стало весьма затруднительно посещать торговые точки, ходить с мужем в гости, в кино или на интересные мероприятия. Я не могла оставить дочку с моей мамой более чем на два часа. А тут ещё осенняя непогода накатила и полностью накрыла меня ощущением, будто я оказалась в тюремной камере. Чуть позже врачи объяснили, что это состояние имеет медицинский термин – послеродовая депрессия. Я запаниковала. Решила, что теперь уже никогда не обрету былое спокойствие… Но, по счастью, как-то раз увидела на одном из интернетовских сайтов весьма полезную информацию. Такая же молодая мама делилась своими опасениями относительно проблем, которые возникли и у меня. На её отклик пришло множество сообщений из разных точек планеты. А там – столько замечательных советов! Самые ценные из них я записала в блокнот. И поняла, что в своих опасениях и терзаниях далеко не одинока… Сейчас у меня уже целая команда единомышленников из социальных сетей! Мы постоянно переписываемся и обмениваемся накопленным опытом по уходу за детьми. Мало того, – я начала помогать девчонкам, которые только что родили. Отправляю им те же рекомендации, в которых крайне нуждалась сама ещё четыре месяца назад. И с радостью осознала, что оказывать помощь другим даже приятнее, чем получать её самой. Кстати говоря,  от моих былых страхов и переживаний теперь не осталось и следа…

     Георгий Николаевич, сотрудник НИИ «Атолл»:

   – Где-то лет пять каждой осенью страдал я от обострения ревматоидного артрита. Особенно мучила правая нога. Иногда – хоть на стенку лезь! Отсюда почти всегда настроение было  – хуже некуда. Сказать по правде, я стал ненавидеть этот период: от середины октября и до самого Нового года… Но помог счастливый случай. Как-то раз решил я перед сном погреться в горячей ванне. А для расслабления плеснул туда хвойного экстракта. Погрузился в воду, закрыл глаза, начал размышлять о чём-то своём. Не заметил, как прошёл целый час. Наутро нога ныла уже не так сурово. Вечером я решил повторить успокоительную водную процедуру. А вскоре по радио услышал, что для снятия нервного напряжения существует целый ряд целебных эликсиров и пенок, которые можно растворять в тёплой воде, принимая ванны перед сном. Не знаю, как для кого, но мне эти «купания в пене» потихоньку стали помогать. И в первую очередь нормализовалось психическое состояние. Изнуряющая осенняя меланхолия куда-то испарилась. А с её уходом и болезни ног постепенно притупились. Хочется надеяться, что надолго…

     Юная Незнакомка:

   – Ха! Да чё тут париться?.. Просто надо полюбить кого-то. И чтоб тебя любили. Тогда будет по фигу любая погода за окном…

     Ксения Альбертовна, домохозяйка:

   – Для страдающих от осенней хандры у меня есть только один совет. Всегда следует помнить, что наш земной шарик находится в постоянном вращении. Вокруг своей оси и вокруг Солнца. Значит, течение жизни на планете ни на секунду не останавливается. Следовательно, ничего не стоит на месте. И за осенью неизбежно придёт зима. А потом также неизбежно наступит весна. И куда денется ваше уныние? Правильно! Вот и пошлите его туда же. Только прямо сейчас. Просто наберитесь терпения, и через несколько месяцев всё вернётся на круги своя. Потому что… «Сотни лет и день и ночь вращается карусель-Земля». И остановить это движение ещё никому не удалось…


Рецензии