Предзимье

Конец ноября, поздняя осень – предзимье. Самый мрачный и нелюбимый большинством период года – время депрессий и тоски по былому. День, не успев разгореться, гаснет, как костер из сырых дров и наступает ночная темень, кажущаяся бесконечной. Вот эта темнота, мглистые пасмурные дни, недостаток солнца здорово напрягают. Посмотрите с какими мрачными лицами в это время едут люди в транспорте на работу. В них вся вселенская скорбь, ни одной улыбки и тишина, только шум колес: сотня людей в салоне и никто не разговаривает. Хочется вырваться из цепких объятий города, его суеты, сменить обстановку и выехав за город отдохнуть душой, в полной мере ощутить фенологические изменения в окружающем мире.

«Утро туманное, утро седое…» Природа постепенно засыпает, готовится к зиме. В лесу поразительно тихо, лишь изредка стукнет дятел, да пискнут корольки, синицы-гренадерки и пищухи, порхая по голым сучьям. Лист с деревьев и подлеска давно опал, почернел от моросящих дождей, укрыв землю ровным слоем и леса стали прозрачными. Воздух, чуть замутненный утренним туманом, промытый осенними дождями, абсолютно чист. С усилием вдохнув его через нос, чувствуешь его морозную остроту, аромат грибов и можжевельника, случайно задетого при ходьбе. Снега пока нет.

На вырубке молодой подрост сосенок и березы, заросли малинника и вереск целиком покрыты инеем, который скрывает естественные цвета этих растений и, глядя на них понимаешь, что значит пятьдесят оттенков серого: от самого светлого, почти белого, до темно-серого, почти черного.

Внезапно небо прояснилось, открылась лазурь небесная и серые тени окрасились в интенсивно синий цвет, а кристаллы льда на растительности засверкали алмазами. Бриллиантовыми колье лучатся паутинки с нанизанными на них капельками-льдинками, создавая завораживающее зрелище. Но вот, набежала тучка, вернув назад оттенки серого и бриллианты погасли…

Жмутся друг к другу, почерневшие от первых заморозков, опята. Срезал пару штук – подморожены – не стоит брать, однако под сенью леса, прикрытые могучей хвоей от дыхания ночного космического холода и укутанные мхом, они оказались вполне живыми, молодыми и светлыми и росли не стайками, как на вырубке, а по одиночке или мелкими группами.

Собирая грибы, тихо подошел к куче хвороста, набросанной лесниками после санитарной рубки, а из нее выскочил некрупный молодой белячок, еще не вылинявший – серый с проседью, отбежал на десяток метров и присел, с интересом глядя на меня. Я замер, замер и заяц, что позволило вдоволь налюбоваться красотой дикого зверька. Видимо, он из того выводка, который я наблюдал в этих местах в начале сентября. Убедившись, что я для него не опасен, зайчишка неспешно поскакал по своим делам. Заглянув под хворост, я обнаружил очень уютную лежку, где зверек хотел провести дневку, а я нечаянно нарушил его покой.

При сборе грибов, конечно же, смотришь под ноги, но высокочастотное «цок-цок» заставило поднять голову. Белка на ближайшей сосне уставилась на меня. Хотел угостить ее сушкой из кармана, да не тут-то было. Это не ручная городская парковая белка – вскочила в момент на самую верхушку, громко вереща, как только протянул руку.

Грибы в конце ноября я раньше никогда не собирал, а тут, помимо опят, нашел еще пару лисичек, сыроежек, черных груздей – все молодые, можно сказать новорожденные. Почти ведро нарезал. Помимо перечисленных встречал множество условно-съедобных грибов, но не брал – хватало съедобных.

Вырвавшись на волю из города, я не мог не походить со спиннингом по берегам водоемов и, с учетом того, что Неман здорово вздуло в этом году осенним паводком и к нему просто не доберешься по залитым водой лугам, мне ничего не оставалось, как поехать на ближайшие пруды. Не очень-то веря в успех рыбалки, я хотел просто побродить, посмотреть, что творится на водоемах в это предзимнее время. Кроме меня на прудах никого из рыбаков не было.

Огромная стая крякв держалась середины пруда. Не спешат улетать: может зима еще не скоро? В воде вблизи берега громоздилась массивная куча ивовых веток – бобер натаскал себе запас еды на зиму. «Куча большая – зима долгая», - вспомнил примету. Оглянулся, а лозы-то поблизости нигде нет – издалека таскал. А вот и он! Вдоль берега медленно плыла солидная ветка, буксируемая зверьком. Он давно меня заметил и, видимо, долго ждал, пока я уберусь восвояси, а я все бросал спиннинг, не зная, что ему мешаю. Наконец, терпение у зверька лопнуло и он поплыл прямиком ко мне. Для того, чтобы добавить ветку в общую кучу, бобру надо было проплыть мимо меня, а я решил не отходить от берега и посмотреть, как он выйдет из положения. Подплыв ко мне на десяток метров, зверь нырнул вместе с веткой и проплыл под водой с нею порядка двадцати метров, после чего вынырнул, недовольно поглядел на меня и поволок ветку прямиком к куче. Бобры в последнее время совсем не боятся людей, поскольку никто за ними не охотится, а ведь еще на моей памяти бобер считался достойным охотничьим трофеем.

Ничего не поймав на одном пруду, я переехал на другой – поменьше. На нем плавала пара лебедей: тоже не спешат улетать, хоть и холодно. Понаблюдав за грациозными птицами, я забросил блесну-вертушку в студеную воду и, к своему удивлению, ощутив поклевку, вытащил окуня-горбача под полкило. Обнадеженный успехом, стал бросать разные приманки, ожидая повторения поклевки, но тщетно. Видимо, этот горбач решил покончить с собой, повесившись на мой крюк. Других дураков не нашлось.

Вот, оказывается и в предзимье есть свое очарование, свои маленькие радости и события, которые создают хорошее настроение, прогоняя прочь тоску и депрессию.

Как похожи времена года на периоды жизни человеческой: детство и юность – весна; молодость – лето; зрелые годы – осень; старость – зима. Зрелые годы я бы разделил на «золотую осень», когда много сил, много знаешь и все можешь и «предзимье», когда сил уже поменьше, знаешь еще больше, да уже многое поздно.

Когда накатит предзимье, прочувствую его душой, хотелось бы отринуть мирскую суету, заменить ее на тишину и душевное спокойствие, жить без удил, искать и находить счастливые моменты в повседневной жизни, занимаясь посильным любимым делом. Тогда и зима придет не скоро. Получится ли? Поживем – увидим…


Рецензии
Тоскливая пора, а как хорошо описана! Надо же: в ноябре сбор грибов, а у нас (в Забайкалье) уже в октябре -снег. Но снег-это красиво. Понравилось.

Валентина Забайкальская   21.10.2021 10:59     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за лестный отзыв. Здоровья и удачи Вам!

Александр Георгиевич Гладкий   21.10.2021 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.