Рейхстаг - автографы из 1945-го...

     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге...».

     *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


                *  *  *

     «...На стенах Рейхстага расписывался Народ-Победитель в своей Победе, к которой он шел тяжелых четыре года. Это не граффити, а наша Память, написанная углем, мелом, процарапанная штыками на стенах - закопченных стенах вражеского логова. И задача поколений - эту Память сохранить!».

    (Из откликов).

                *  *  *

     Быстротекущее время все дальше уносит от нас события Второй мировой войны, неотъемлемой частью которой была Великая Отечественная война. Но время не властно над памятью о тех, кто ценой огромный лишений, страданий и самой жизни спас мир от величайшего зла ХХ века – нацизма. Тем дороже нам сведения о каждом воине, оставившем в Истории свидетельство личной причастности к великому подвигу человечества.

     Вторая мировая война в Европе завершилась в ночь на 9 мая 1945 г. подписанием Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, и оставила после себя необычайно сильный социальный феномен – множество надписей воинов-победителей на стенах поверженного Рейхстага. Впоследствии они были названы в республиках бывшего Советского Союза «автографами Победы». На Западе эти надписи известны, как «русские граффити».

     Тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, воодушевленные известием о Победе, взяли в руки мел, древесный уголь, краску и доверили свои имена, мысли и чувства холодным закопченным камням полуразрушенного здания. Никто из них и не предполагал, что временные, по сути, надписи могут сохраниться на века.

     Однако, жизнь рассудила иначе – многие из автографов Победы оказались увековеченными на пленках фронтовых фото- и кинооператоров. У иных и вовсе счастливая судьба – они благополучно пережили послевоенные ремонты и реконструкции здания, и стали, в итоге, органичной частью внутреннего интерьера современного здания Рейхстага – с 1999 г. постоянного места работы депутатов Бундестага Федеративной Республики Германии.

     Новый импульс развития данная тема получила в конце ХХ – начале ХХI века. В 1990 г. произошло объединение Германии. Бундестаг ФРГ, заседавший ранее в Бонне, принял решение о переносе столицы в Берлин, а парламента – в Рейхстаг. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл всемирно известный британский архитектор Норман Фостер.

     Когда в ходе реставрационных работ в 1994 – 1999 гг. были демонтированы гипсокартонные панели, установленные на стенах во время предыдущего ремонта здания в начале 1960-х годов, удивленным взорам рабочих, инженеров и архитекторов открылись множество солдатских надписей, сохранившихся с 1945 г. в первозданном виде. См. немецкий видеоролик этого события по ссылке:

     http://www.dctp.tv/filme/graffiti-im-reichstag/

     Встал вопрос – что делать? Была создана специальная объединенная комиссия, в состав которой вошли и дипломаты из России. Комиссия приняла решение о сохранении надписей, приняв во внимание, что в России, и республиках бывшего Советского Союза с Рейхстагом ассоциируется взятие Берлина, победа над Германией, и окончание Второй мировой войны в Европе в целом.

     Началась реставрация автографов Победы, в ходе которой их очистили, обвели глубоко проникающим в стены клейким раствором, обдули пыль десятилетий сжатым воздухом, и затем покрыли специальным высокопрочным прозрачным раствором – для защиты от внешних воздействий.

     Не все немецкие политики смирились с принятым решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».

     Таким образом, сотни сохранившихся надписей победителей вошли в историю Рейхстага, и начали жить самостоятельной жизнью, обессмертив имена более 700 их авторов.

     Законным основанием для этого послужили результаты голосования депутатов Бундестага Германии, проведенного в 2002 г. Решением большинства голосов, обнаруженные и реставрированные во время реконструкции здания надписи оставлены там навсегда. В назидание потомкам, как напоминание о тех ужасах, которые принес на нашу планету нацизм.

     Сохраненные надписи располагаются в Рейхстаге на стенах первого этажа Северного и Южного флигелей, на стенах и в нишах коридоров уровня Пленарного зала Северного флигеля, на стенах уровня Пленарного зала Восточной стороны, на стенах восточной и юго-западной лестничных клеток Восточной стороны, и даже на крыше.

      В настоящее время победные надписи доступны для обозрения туристами со всего мира, следствием чего стало появление в интернете множества фотографий «русских граффити» (на протяжении многих лет автографы Победы воинов Красной Армии были объектом моих исследований! – авт.).

     Это означает, что постоянный и устойчивый интерес к надписям из 1945-го года, а также к их авторам, предопределен на многие десятилетия вперед. Но даже через 100 лет основным вопросом у туристов, а также профессиональных историков будет: «Кто были эти люди?».

     Ответ может дать только научно обоснованная идентификация авторов надписей…

     Казалось бы, уже невозможно установить, кому персонально принадлежат надписи, нанесенные на стены Рейхстага в победном 1945-м году. Однако, это не так – исследователю, который владеет научно обоснованной методикой идентификации, это под силу.

     Редкая фамилия, имя, отчество, их сочетание, инициалы, указанный в надписи город, воинское звание, род войск, являются именно теми «зацепками», или, говоря научным языком, идентификационными признаками, которые позволяют опытному специалисту, задействовав компьютерные технологии и доступные информационные ресурсы ЦАМО РФ, выйти на единственно верный, документально обоснованный результат идентификации, и установить подлинного автора автографа Победы (или авторов коллективной надписи).

     Используя собственную, научно обоснованную методику, мне удалось идентифицировать, практически безошибочно, 320 авторов автографов Победы, фамилии которых запечатлены в победных надписях на стенах современного Рейхстага (по данным немецкой исследовательницы надписей Карин Феликс их число составляет 715 - авт.).

     В почетном списке победителей находятся пехотинцы, саперы, артиллеристы, связисты, танкисты, летчики, работники аэродромных служб, военные железнодорожники, автомобилисты – преимущественно представители 1-го Белорусского, и в меньшей степени 1-го Украинского фронта, участвовавшие в Берлинской операции.

     Солдаты и офицеры других фронтов, в том числе и Краснознаменного Балтийского флота, представлены небольшими делегациями, оказавшимися в Берлине в служебных командировках. Как сказал Борис Леонович ЗОЛОТАРЕВСКИЙ, опознавший свой автограф в Рейхстаге лично, почти через 60 лет: «...В то время вся Красная Армия мечтала расписаться на стенах Рейхстага!».

     И она расписалась, засвидетельствовав свою, солдатскую Победу! Начиная с 2-го мая 1945 г., на стенах Рейхстага практически ежедневно начали появляться сотни солдатских надписей, которые наносились в течение нескольких послевоенных месяцев.

     Наносились они, хотя это были уже единичные случаи, и в последующие годы - 1946-м, 1947-м, 1948-м, и 1949-м годах.

     Даже через пятнадцать лет после Победы в одиноко стоявшем полуразрушенном Рейхстаге, на его уже покрытых пылью стенах, можно было прочесть до 25 000 надписей (по данным американского издания «Stars and Stripes» («Звезды и полосы») от 29.09.1957 г. - авт.)…

     Зачем было нужно людям, прошедшим войну, с ее трудностями, лишениями, и ежедневной опасностью для жизни, расписываться в одержанной Победе именно на стенах Рейхстага?

     Это было предопределено всем ходом Второй Мировой (Великой Отечественной) войны, а также ее завершающим этапом. Рейхстаг стал тем местом, где было водружено Красное Знамя, символизирующее Победу над нацизмом не только воинов многонациональной Красной Армии, но и ее союзников по антигитлеровской коалиции (на стенах Рейхстага сохранены несколько автографов воинов из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады).

     Когда это свершилось, то и сам Рейхстаг стал один из символов Победы, а на его стенах произошла письменная интернациональная перекличка имен, городов и стран, причастных к Великой Победе.
 
     Об уже известных (после идентификации) авторах бессмертных надписей, об их боевых делах я повествую на настоящем сайте, в большой серии документальных рассказов «Рейхстаг – автографы из 1945-го…».

     Документальные биографические данные воинов, идентифицированных мною в ходе исследовательской работы, я дополнил выдержками из их наградных документов. Наградные строки раскрывают характер военной деятельности, а также посильный вклад в Победу каждого из авторов надписей.

     Я уверен, что результаты моих многолетних, сложных в техническом отношении научных исследований, выполненных на должном профессиональном уровне (как следствие длительной работы в ЦАМО РФ, и приобретенных там навыков идентификации – авт.), не затеряются, и окажутся полезными и востребованными столь долго, сколько будут сохранены сами автографы Победы, существующие в реальном физическом виде, либо в виде фотографий (и их электронных копий).

     В отличие от западных обывателей, они помогут нашим современникам и потомкам увидеть в победных надписях на стенах Рейхстага не «граффити», какими их зачастую преподносят обществу западноевропейские средства массовой информации, а автографы – подлинные автографы Победы, оставленные на память человечеству конкретными людьми, в исключительно трудных условиях военного времени, преимущественно воинами Красной Армии, которые вместе с армиями государств антигитлеровской коалиции сокрушили нацизм, и поставили окончательную победную точку (в виде автографов Победы на стенах Рейхстага!) в кровавой человеческой бойне, развязанной в 1939 г. в Европе цивилизованной и просвещенной Германией.

     Сохраненные в Рейхстаге надписи, и имена людей, их начертавших, принадлежат не только Рейхстагу, Берлину и Германии. Они являются достоянием всей человеческой цивилизации – как один из самых наглядных, и впечатляющих символов победы человечества над величайшим злом в его истории - нацизмом.

     Победные надписи считают своей Святыней десятки семей, во многих странах мира. Они гордятся тем, что их старшие предки воевали, и волею судеб обессмертили свои имена в центре Европы.

     Вот почему так важна проведенная мною работа по идентификации значительной части сохраненных в Рейхстаге настенных победных надписей (всего идентифицировано 320 из 715 - 45 % сохраненных надписей!). Она кардинально меняет их статус – с безликих и безмолвных «граффити» на персонально известные автографы Победы - собственноручные победные надписи конкретных людей, имевших неповторимые, уже известные биографии, и общую для их поколения человеческую судьбу, опаленную огнем Второй Мировой (Великой Отечественной) войны.

     Именно в этом я, собственно, и вижу смысл проделанной мною многолетней, весьма нелегкой и трудоемкой, но столь необходимой обществу работы по идентификации сохраненных в Рейхстаге автографов Победы.

                *  *  *

     Результаты идентификации окажутся полезными профессиональным историкам, путешественникам международных маршрутов, экскурсоводам Рейхстага, ежедневно объясняющим туристам происхождение «русских граффити», студентам вузов, а также всем, кому дорога история Отечества.

     Основные биографические данные авторов сохраненных автографов Победы изложены по определенной логической схеме – этих данных вполне достаточно для безошибочного опознания воинов всеми заинтересованными лицами, включая родственников.

                *  *  *

     Разумеется, как специалист по победным надписям в Рейхстаге, я прекрасно знаком с той большой научно-исследовательской работой, которую провела на рубеже ХХ и ХХІ веков референт Службы Бундестага по работе с посетителями Карин Феликс, на протяжении почти четверти века.

     Отдавая должное ее неоценимому вкладу в дело учета, изучения и сохранения автографов Победы, необходимо все же отметить, что в силу объективных причин, и определенных обстоятельств, возможности Карин Феликс в деле кардинального решения проблемы идентификации надписей были весьма ограниченными.

     Спасибо ей за преданность профессии, за все то, что она сумела сделать и сохранить! Русскоязычный 20-страничный фрагмент книги Карин Феликс «Когда история оживает», которая является впервые предпринятой попыткой немецких специалистов провести «научную инвентаризацию» сохранившихся надписей, можно найти в интернете. По этическим соображениям, надписи с фамилиями, освещенные в этой книге, которые ее автор считает, как идентифицированные, я не исследовал.

     Я позволил себе лишь провести дополнительное исследование двух автографов, которые в начале 2000-х гг. были опознаны ветеранами боев за Берлин – Борисом ЗОЛОТАРЕВСКИМ и Борисом САПУНОВЫМ, с целью их идентификации, а также более полного освещения фронтовых биографий бывших воинов. Их автографы Победы находятся на уровне Пленарного зала, в нише «A», и нише «D», соответственно.

                *  *  *

     В 2018 г. в Германии была издана книга Карин Феликс «Здесь был...»* (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018), которая является результатом ее более, чем 10-летнего (подвижнического, за счет личного времени!) научно-исследовательского труда.
     *На русском языке книга Карин Феликс «Здесь был...» была издана в 2020 г.

     По сути, это первый в мире фото-каталог, где 715 сохраненных в Рейхстаге надписей систематизированы по местам их физического местоположения, и сгруппированы в «координатной сетке» внутренних залов здания, которая позволяет быстро и точно найти в огромном здании каждую, даже самую мелкую надпись (их полный список приведен в книге).
     Без такого каталога поиск необходимой надписи специалистами весьма затруднительный, а быстрый вообще невозможен.
     Теперь, благодаря многолетней работе, проведенной Карин Феликс, эта проблема решена раз и навсегда.

                *  *  *

     Мое знакомство с фрау Карин Феликс лишь подтвердило, что результаты наших многолетних научных исследований, проведенных независимо друг от друга, являются «двумя сторонами той же медали».

     Мы имели общий объект исследований, и общую цель – помочь семьям, чьи родственники расписались на стенах Рейхстага, узнать об этом, и по возможности быстро найти надпись в самом Рейхстаге, при его посещении.

     Первую часть задачи выполняют результаты моей работы по идентификации сохраненных в Рейхстаге надписей, размещенные в интернете.

     Вторую – созданный фрау Карин Феликс каталог. Его «координатная сетка» внутренних помещений здания Рейхстага присутствует, с согласия Карин Феликс, в каждой моей статье об авторах надписей.

     Собственно говоря, взаимодополняющие результаты нашего труда привели к созданию в интернете «Комплексной системы информирования о победных надписях в Рейхстаге», или, (на английском): «The comprehensive system of information about the Victory Inscriptions in the Reichstag», которая уже доказала свою эффективность (см. завершающую статью «Автографы Победы - потомкам от победителей» : http://www.proza.ru/2018/03/29/110 ). 

     Если кто-то из числа родственников авторов надписей случайно, ради интереса, наберет в интернете самые минимальные биографические данные своего воевавшего предка (фамилию, имя, отчество, год рождения), интернет-система, в случае наличия статьи об идентифицированном авторе, сработает, информируя о сохраненной в Рейхстаге надписи (биографические данные по каждой идентифицированной фамилии присутствуют в интернете на страницах моих научно-публицистических рассказов!).

    Там же, в начале каждого рассказа, на русском и немецком языках указано и точное место нахождения надписи, благодаря каталогу фрау Карин Феликс.

     Однако, перед планированием поездки в Рейхстаг необходимо учесть, что перед посещением внутренних залов здания, где находятся надписи, необходимо соблюсти некоторые формальности по оформлению разрешения на их посещение (подробнее см. в статье «Современный Рейхстаг – открыт для посещения!»: http://www.proza.ru/2019/03/20/1131 ).

                *  *  *

     Автографы солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, армий союзников, поставивших победную точку в военных действиях в Европе в 1945 г., навсегда останутся в истории Рейхстага и Мировой истории символом, олицетворением совместного подвига народов мира во имя победы над нацизмом. К памяти воинов, победивших нацизм, а также к их посланиям из своего времени, всем нам необходимо относиться с должным уважением, независимо от расовых, национальных, политических, религиозных и иных отличий.

                *  *  *

     Фактически, весь цикл логически связанных между собой статей (более ста пятидесяти документальных рассказов!) представляет собой научно-публицистическую интернет-книгу. Первые статьи служат введением в тему, остальные знакомят с биографиями авторов сохраненных в Рейхстаге автографов Победы.

                *  *  *

     Серия рассказов, размещенная на данном сайте, является самой полной версией результатов моей научно-исследовательской работы по идентификации авторов сохраненных автографов Победы, поэтому ее с успехом можно использовать в роли интернет-справочника в данной области военно-исторических знаний.

                *  *  *

     Полный список военнослужащих, надписи которых сохранены в Рейхстаге, и идентифицированы, размещен в статье «Рейхстаг 1945 - многонациональный триумф Победы» (см. http://www.proza.ru/2018/04/07/2177 ), а рассказы о каждом из них находятся на настоящем сайте.

                *  *  *

     Результаты идентификации более 100 военнослужащих, автографы которых сохранились только на фотографиях, сделанных в 1945 г. (в физическом виде надписи не сохранились!), размещены в следующей серии статей - «Рейхстаг - фантомы Победы из 1945-го...», которая начинается после первой серии рассказов - «Рейхстаг - автографы из 1945-го...».
     Наградные листы этих воинов доступны для просмотра на наградном сайте МО РФ:  https://pamyat-naroda.ru/heroes/


                *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 1 (слева, в Рейхстаге): 2019 г., Рейхстаг. Карин ФЕЛИКС и Леонид ИГНАТЕНКО.
     Фото 2 и 3 (в центре и справа, в Рейхстаге) найдены в интернете. Установление их подлинного авторства не представляется возможным.
     Художественная обработка снимков произведена автором статьи.

                *  *  *

     Закономерным итогом моих многолетних исследований стало создание книги «Автографы на стенах Рейхстага», изданной в 2020 г. в Харьковском издательстве «Харьков на ладонях» к 75-летию Победы.
     Ее подробное описание и возможности прочтения см. в статье «О книге Автографы на стенах Рейхстага»: http://proza.ru/2020/02/23/1988 .


     2017 - 2021 гг.

     Для ознакомления с содержанием всей серии статей «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…» необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.