Архимандрит Тихон Руднев

Архимандрит Тихон (Руднев) был настоятелем Свято-Даниилова монастыря в 1901-04 годах.

Духовный писатель, историк, член совета и казначей Миссионерского общества, товарищ (помощник) председателя братства святой равноапостольной Марии Магдалины, один из руководителей "Общества любителей духовного просвещения".

Настоятели московских монастырей несли чредное Богослужение – сослужили с митрополитом Московским и другими архиереями в Успенском и Архангельском соборах Кремля и в храме Христа Спасителя (примерно два раза в месяц), а иеромонахи вызывались на празднования в Боголюбскую часовню для служения молебнов.
На большие церковные праздники совершались крестные ходы – или из монастыря в Кремль, или из Кремля – в монастырь.
Одним из самых торжественных был крестный ход в Светлую Субботу 12 апреля 1903 года. На этот день по благословению Святейшего Синода было перенесено празднование 600-летия со дня кончины святого князя Даниила, исполнившегося 4 марта и, как всегда, пришедшегося на дни Великого поста. В крестном ходе участвовало замоскворецкое духовенство. Возглавлял его Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский. После молебна, начавшегося в восемь часов утра, под колокольный звон крестный ход двинулся в путь через Спасские ворота. На всем пути его встречали с хоругвями и храмовыми иконами духовенство близлежащих храмов. В половине одиннадцатого крестный ход подошел к монастырю. У святых врат его встретил Высокопреосвященный Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский, с отцами архимандритами и прочим духовенством. Среди них был и настоятель Даниилова монастыря архимандрит Тихон. В соборе Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и в Троицком соборе были одновременно совершены литургии, после чего крестный ход в прежнем порядке, но возглавляемый уже Преосвященным Трифоном (князем Туркестановым), епископом Дмитровским, отправился обратно в Кремль, куда возвратился в четвертом часу дня.

При настоятеле архимандрите Тихоне в Данииловом монастыре действовала бесплатная церковноприходская школа для бедных.
В 1903 году в школе училось пятьдесят два ученика. Некоторое время она размещалась в настоятельских покоях, в особой палате, затем была переведена за пределы монастыря, в двухэтажный дом напротив Святых врат обители. Школьники получали завтраки.

В Данииловой обители существовала Послушническая школа.
В 1902-03 годах в ней учились трое монахов и девятнадцать послушников. Они изучали (по программе церковноприходских школ) катехизис, священную историю Ветхого и Нового Завета, Богослужение. С 1903 года было добавлено церковное пение, а в церковную историю введен особый раздел: «О монашестве». В конце учебного года по всем предметам выставлялись оценки.

В монастыре настоятелем, священниками и диаконами проводились внебогослужебные беседы для церковного народа. Иеродиаконы и послушники руководили общим народным пением, которым всегда начинались и сопровождались собеседования. По окончании собеседований народу раздавались листки и брошюры духовно-нравственного содержания.
По окончании бесед народ принимал благословение настоятеля. Монашествующие и послушники пребывали в храме во все время собеседований. В начале XX века внебогослужебные собеседования посещало по сто-сто пятьдесят человек, во время Великого поста – по двести-триста (все население Москвы было тогда менее пятисот тысяч).

В нижнем этаже храма преподобного Даниила Столпника имелась монастырская библиотека, насчитывавшая несколько сот книг.

В апреле 1904 года архимандрит Тихон докладывал Московскому митрополиту, что монастырю восьми имеющихся иеромонахов не хватает для совершения Богослужений: четверо по старости и болезни с трудом отправляют чредное Богослужение и «ходить с панихидами по кладбищу совершенно не могут; один иеромонах – смотритель больницы-приюта для монашествующих; один ежегодно летние месяцы командируется для совершения Богослужения на флот», а между тем в некоторые дни в монастыре заказывалось по четыре или даже по пять литургий и еще служили молебны при мощах святого князя Даниила.

В 1904 году отец Тихон скончался и был похоронен у южной стены Троицкого собора.


Рецензии