Глава 39. Ночной Грозный
– Конь в пальто.
– А, товарищ капитан, сейчас открою. – Загрохотали сапоги, в щелях дверей замелькали блики света. Поднимаясь по лестнице Трофимов недовольно смотрел на открытые провалы распахнутых дверей – Там что, не живет никто?
– Нет.
– Я же приказал заколотить, мародеры!?
– Завтра, товарищ капитан.. – Лестница вела на крышу, в полуразрушенную шальным снарядом чердачную будку. Ушлый пулеметчик уже приспособил разбросанные кирпичи соорудив из них укрытие. – Осторожно командир, тут пролом в крыше. – Из темноты показался старшина – Я чуть не провалился. – Капитан огляделся. Старшинка устроился классно. В углу, на куче барахла устроился снайпер Макаров, худенький востроносый солдат. На противоположной стороне на сошках стоял гранатомет без гранатометчика. Старшина откуда-то приволок кресло качалку, а Загальский в полуразрушенной будке уже звенел посудой. – Чай будете, товарищ капитан?
– Отставить глупые вопросы. Посущественней, ничего нет?
– Есть.
– Где достал? – капитан осторожно принял из рук писаря чашку гигантских размеров. – Ты точно знаешь, что это не ночной горшок?
– Не знаю, товарищ капитан, старшина откуда-то принес. – Трофимов крякнул – Старшина, ты где такой посудой разжился?
– Понравилось?
– С такой кружечкой только милостыню просить..
– Там нет никого, квартира брошенная и газ идет, может штаб-квартиру там забабахаем?
– Посмотрим. – Трофимов прикончил банку разогретой каши и отставил приторный от сладкого чай, откинулся на припасенный старшиной матрац. Совсем стемнело. Дул резкий, порывистый ветер. Нарастала густая, беспорядочная стрельба со всех сторон. Раньше такого не было. С крыши хорошо видно как кое где из домов и чердаков вырываются стремительные огоньки трассеров. А в самих домах, насколько видит взгляд, ни огонька. Темный, мрачный, стреляющий город. Капитан воткнул в рот сигарету, затряс спичками намереваясь закурить. – Не курите, товарищ капитан – подал голос Макаров.
– Что такое?
– Снайпер где-то справа, в девятиэтажках сидит.
– Ты что, видел что ли?
– Оттуда несколько выстрелов было в нашу сторону, парни внизу в окопах закурили.
– Засек?
– Далеко, и окон полно. – Спрятав сигарету Трофимов взял ночной прицел пристегнутый к автомату, лег положив цевье на мягкую подстилку. Щелкнув тумблером повернув ручку настройки. В темном круге замелькали блестки, проступив, позеленело яркое пятно. Разогреваясь, в приборе возникли очертания домов. До домов далековато однако, метров семьсот.. А прибор рассчитан на четыреста метров уверенного наблюдения и поражения. К прицелам, капитан относился трепетно и нежную электронику не доверял никому. Приборы новенькие, в комплектах насадок были все виды стрелкового оружия. «Ночник» можно посадить на гранатомет, пулемет, винтовку.. С прибором, можно было стрелять даже днем. Пристрелянный, четырех кратный прицел не уступал снайперскому ПСО-1 и позволял попасть в свечку. Вся проблема была в питании. Одна ночь, одна батарея. Тем более, на три аппарата. А прибор для подзарядки был только у Боярченко, и все время был занят. Что бы хоть как-то выйти из проблемы Трофимов разбирал блоки питания от «Транспортов» меняя круглые «таблетки» аккумуляторов. С зарядкой этих блоков, проблем у связистов не было и они меняли их по первому требованию. Приборы работали как часики, Все было видно как днем, только в зеленом свете. В белых панелях домов отчетливо виднелись квадратики окон. Стекла бликовали отражая пожары. В некоторых же, виднелись яркие точки света. Ничего себе.. Откуда? Капитан отвел голову от прицела, посмотрел в темноту. Разноцветная радуга, видать резкость слишком большая. Закрыв поплывший глаз, посмотрел левым – ни-че-го. Темнотища. Опять припал к прицелу. А в окнах был свет! Ага, понятно.. Электричества нет, жильцы жгли коптилки. Так как свет очень тусклый, обычный глаз на таком расстоянии не замечал его. Инфракрасный же прицел намного чувствительней, он эти огоньки видит и показывает. Толку правда от этого.. Снайпер был опытен и стрелял через оптику не включая подсветку, в ином случае ночной прицел мигом бы обнаружил характерную точку, даже на таком расстоянии. Хотя как.. опытный? Не очень. Скорее всего он даже не подозревал о наличии подсветки сетки прицела. Об этом говорило и то, что вражеский стрелок не реагировал на работающий прибор. Люминесцентным экранчиком, оборудован каждый снайперский прицел. Просто опусти его, и ночник вот он.. подводи метку и стреляй под яркую точку.
Поведя прицелом по фасадам многоэтажек, капитан разочарованно вздохнул. Да тут этих окон, туча.. сотни, тысячи! В какой квартире микрорайона, в глубине комнаты затаился стрелок? Еще раз тяжело вздохнув, капитан отключил прибор. – Давай Макарушка, смотри. Если что долби, да не забудь потом с этого места смотаться.
Трофимов курил лежа на спине и разглядывал небо в ярких огоньках трассеров. Иногда, на крышу шлепались упавшие с высоты пули. Навалилась дремота, он перевернулся на бок – Старшина, разбудить к трем.
– Не беспокойся командир, все будет отлично! – Поерзав, капитан накрылся ватным одеялом. Заморосили редкие капли дождя. В полудреме слушал, как шаркая подошвами по гудрону, бодро покрикивая ходил старшина. Скрипнув, захрустела полозьями кресло-качалка. Шумно схлебывая старшина пил чай. Что-то пробормотав в адрес Макарова, чиркнул спичкой. Старшина не успел даже затянутся и выбросить спичку. Из темноты, глухо чмокнув ударилась в будку пуля. Опрокинувшись набок Широков метнулся в сторону отползая на карачках, отряхиваясь от горячего чая – Козел..! Откуда стреляли, Макар?
– Не понял товарищ старшина, не успел увидеть.
– Куда ты смотришь, баран! Твоего старшину чуть не убили, а ты прохлопал? Дай сюда винтовку! И чаем весь облился.. – доносился сдавленный смех дежурной смены. – Чего ржете дураки? – Но курить в наглую, больше никто не решался.
– Командир, вставай, вставай.. – старшина мягко тряс за плече. Сладко потянувшись под теплым одеялом Трофимов скинул сапоги и почесал зудевшие ноги. Надо было снять когда спать ложился. Старшина быстро затих. Одно из немногих достоинств Юрки, он не храпел во сне. Стрельба совсем стихла. Стыла черная и глухая тишина. Ночь как чернила, не видать ни звезд ни края крыши. Пулеметчик тихо сопел носом. – Красно-ов.. – Тишина. – Краснов! – Солдат проснулся и тихо засвистел какой-то веселый мотивчик. – Звали, товарищ капитан? – Капитан не ответил разглядывая лежащие внизу окопы через ночной прицел. Люди шевелились. Забрезжил мутный рассвет. На тыловом перекрестке показались два развернутых в стороны транспортера. У темных заборов переминались тени дежуривших солдат. Сидеть в окопах, было значительно хуже. Замполит тоже не спал, сидел съежившись у дымившегося под раскидистым тополем костерка. Холодно. Мозжила утренняя сырость. Спустившись с крыши, капитан подошел к посту и присев рядом, протянул к тусклым языкам пламени озябшие руки – Кажется с этой улицы ночью стреляли. – Замполит смахнул слезы от дыма – Мне тоже так показалось. – Поднявшись ротный подошел к углу и долго смотрел в глубину утренних сумерек. – Бери пятерых бойцов, пойдем проверим.
Разбившись на тройки, группы осторожно крались вдоль домов. Стволы беззвучно перемещались по темным льдинам окон, сторожа любое движение. Тихо, не гавкают даже собаки.. Подозрительный дом был совсем рядом. Трофимов поднял руку вверх. – Стой. Движением кисти показал замполиту шедшему по другой стороне улицы – Пройдем через другой дом. Дергунов кивнул. Осторожно потрогали калитку, заперто. Взявшись за приклад и ствол автомата бойцы встали на колено. Трофимов ткнул в солдат и крутанул рукой показав на запертую дверь – Ефремов, Паха, через забор, открыть калитку. Рассыпавшись полукругом группа настороженно замерла. Лениво клубясь ползли клубы предрассветного тумана. В сером рассвете все дома казались одинаково серы, не было ни одного цветного пятна. Глухо стукнул подошвами приземлившись на той стороне Ефремов, зашуршал об доски забора второй. Наступила тишина. Осмотревшись, солдаты зашептались. Негромко звякнув откинулся запор. Бесшумно растворилась калитка. Во дворе полумрак стал еще гуще. Только бы собаки не было, ни к чему сейчас шум.. По одному, озираясь шмыгнули во двор. Последний солдат пятясь прикрывал тыл. Мимо сарая, скорее в огород.. Ветхая изгородь торчала длинными разнокалиберными палками. Все так же, молча, капитан поднял два растопыренных пальца. Остальные опустившись на колено в засохшем, хрустящем бурьяне настороженно ловили звуки. Первая пара с замполитом полезла через изгородь. Гнилые палки не выдержали. С шумом и треском солдаты рухнули на другую сторону. Шепотом, испуганно заматерились. Нервные смешки. Пара, перебежав открытое пространство залегла у другой стороны огорода. В образовавшуюся брешь проскользнули остальные. Влажный чернозем лип к сапогам. Ноги разом отяжелели. Другую изгородь перемахнули тенями. А вот и подозрительный дом. Широкие окна занавешены белыми занавесками. Не колыхнется ни одна. По два человека на стены с окнами. Потряс гранатой – приготовить. Бойцы зашевелились, распластавшись у стен, приготовили оружие. Едва слышно щелкнули предохранители. Слава Богу патроны дослали заранее.. догадались. – Пошли, Васильев. Стучи. – Подняв оружие, ротный направил его в дверь и отошел на пару шагов. Приклад Васильева грохнул в тяжелую, дощатую дверь. Сержант спрятался за косяк. Тишина. Еле заметно шевельнулась занавеска, как будто кто-то открыл внутреннюю дверь. Все напряглись, выстрелы вот-вот ударят через дверь! Послышались осторожные шаги. – Кто там? – раздался негромкий мужской голос.
– Открывай, поговорим.
– Кто вы, о чем нам разговаривать?
– Ты сам откроешь, или как? – капитан нервно облизнул пересохшие губы. Звякнул запор, ключ провернулся. На крыльцо вышел невысокий щуплый мужчина. Одетый. Чеченец. По лицу не видно что спал. Настороженно смотрел на солдат. Вытянув голову посмотрел по сторонам, увидел еще двух вооруженных людей. – Что вы здесь делаете? По какому праву вы вошли сюда? – Трофимов криво улыбнулся – Права начинает качать.. – Это ты, что здесь делаешь? Где хозяин дома? Ты один здесь? Отвечай, быстро! – Чуточку помедлив, мужчина кивнул головой – Это мой дом. Я его купил.
– Ах ты его купи-ил! В девяносто четвертом, небось, домишко пробрел, а? – капитан недобро прищурился – Семейку, что раньше здесь жила, в огороде вместо удобрения закопал или на свалку вывез, что б не воняли? – Как в Чечне «покупают» дома, он был наслышан.
– Нет. – Чеченец сдерживая страх старался смотреть прямо, волнение выдавали только мелко дрожащие пальцы на косяке. – В девяносто третьем. Я сотрудник милиции, если хотите, могу показать документы. В доме еще есть пистолет. Осматривать дом будете? – Прямота обезоружила. Капитан опустил автомат, истеричная злость прошла. Если бы тот вздумал продолжать разговор в прежнем духе, его бы просто прибили. А дом сожгли. По крайней мере к этому все шло, поскольку стреляли именно отсюда. А может, его подставить хотели? Но этот человек не врал. Ни одной фальшивой нотки, мужик говорил очень искренне. – Тащи документы. – Хозяин скрылся в доме. Быстро вернулся. Не соврал. Документы и впрямь были оформлены в девяносто третьем. На белой плотной бумаге временное удостоверение сотрудника новой милиции. Фото, разрешение на ношение оружия, номер пистолета. Капитан сверил номера на стволе. Сходится. Облегченно вздохнул. Вернул бумаги. – А кто это по ночам от вас стреляет?
– Не знаю.
– Смотри, если еще повториться, разбираться не будем. Из гранатомета твою избу разнесем. – Чеченец промолчал. – Давай, двери открой, выпусти нас.
– А вы как, через забор перелезли? – вскользь, тщательно скрывая неприязнь, открывая двери осторожно поинтересовался чеченец. – Военная тайна! – усмехнулся замполит. Негромко свистнув позвал – Пошли! – Мужчина ошарашено смотрел на выныривавших из-за угла солдат. Торопливо гремел ключами запирая двери. Напряжение разом спало. Солдаты пересмеивались. В разброд, брели по улице негромко переговариваясь. Разгоравшийся солнечный свет успокаивал, дома уже не казались такими мрачными и враждебными. – Что еще заметил, Сань? – Трофимов в несколько затяжек прикончил сигарету, полез за следующей. Замполит флегматично переставляя ноги пожал плечами – Ничего вроде, только какой-то придурок с соседней улицы трассерами вверх шмалял. Тут где-то рядом морпехи стоят, они наверное. – Трофимов остановился – Какие морпехи, ты что, откуда они здесь? Ты чего-то путаешь.
– А я говорю морпехи, знаешь какие они придурки?
– Ты чего-то путаешь – твердо повторил капитан. – Надо сначала все разузнать прежде чем так говорить.
Свидетельство о публикации №217112302170