Возвращение каравана-2

Автобиографическая проза

Из писем ко мне моих друзей
и мои ответы друзьям
(1982-1996 годы)
                "Как будто белый караван
                Залётных птиц из дальних стран..."
                М.Ю.Лермонтов
               
ЧАСТЬ 2
* * *   
Вы мне напомнили известное высказывание: «Кого Бог хочет наказать, того он лишает разума». А ведь и безумные бывают разные: первые - блаженные (юродивые); вторые - одержимые дьяволом. Даже на этом уровне идёт борьба Света и Тьмы.
Плюс ко всему: разве безумный сознаёт, что он безумный? Нет, не сознаёт. Тогда какое же это наказание?!

* * *
Заметила, что некоторые дружеские связи с годами распадаются потому, что кто-то стоит на месте, а ты движешься. Но ведь и я для кого-то перестаю двигаться: отрываюсь от тех, кто после меня, и не дотягиваю до тех, кто впереди? А с кем-то идёшь в одной упряжке, переливая из пустого в порожнее.
               
* * *
Депрессия и тоска - разные вещи. Первое - это "болезнь" слабонервных избалованных дамочек (скорее всего сексуально озабоченных). Лежит такая у себя на диване и стонет: «Ах, у меня депрессия!». Тоска - чувство возвышенное. Её плодами бывают довольно дельные мысли. Тоска по настоящему живому творчеству толкает меня на фестивали верлибра. И там - "И финн…". А потом - свой "Караван". Трудно сказать, насколько это дельная затея. Но для меня это не так уж мало.

* * *
Один поэт сказал, что если из общения с кем-то не выносишь ни одной строчки, время было потрачено впустую. Получая информацию - всё мотать на ус! Каторжная участь! А потом ночью кошмары снятся, как мне после фильма по "Карателям" Адамовича. И меня закопали живьём...
               
* * *
Ты говоришь: «Может быть Вы призваны помочь мне в учении любви?..» А я думаю о разнице между теми, кто не хочет любить, чтобы не обременять себя, и теми, кто не способен любить. Ты, похоже, относишься ко второму типу людей. И я вряд ли смогу помочь тебе...

* * *
Александр Мень пишет, что у Тейяра де Шардена в «Феномене человека» русским издательством пропущена целая глава о христианстве. Я, оказывается, когда-то читала усечённый вариант!

* * *
Словосочетание «облако в штанах» - поэзия? А словосочетание «штаны в облаках»? Читая второе, приходится думать, как штаны туда попали, с самолёта их  сбросили? Первое словосочетание не заставляет размышлять так скрупулёзно.

* * *
Мой мальчик! У меня - остался путь, в лучшем случае - протяжённостью в твою  теперешнюю  жизнь. Я  хочу  только  тишины и покоя. Тебе же необходимо всё... По Конфуцию в 15 лет человек устремляется к знаниям, а в 30 - устанавливается. Ты ещё не установился. И только к сорока годам «перестанешь сомневаться». Я уже во многом перестала. Следующий МОЙ этап - «познать волю неба»...

 * * *
У Чехова в одном из рассказов написано: «Навстречу мне вышла старуха лет сорока». О, я давно переступила этот порог. Старуха?
               
* * *
Раньше я читала с удовольствием, с желанием что-то узнать, а теперь - и вовсе заболеваю, если нет «чтива». Требуются всё новые и новые «дозы».

* * *
Чувствую, как плотнее и плотнее становится мой кокон.  Хотелось бы совершить какой-нибудь нелогичный и даже дикий поступок, чтобы кокон треснул и оттуда я выползла бы щедрым на общение человеком.

* * *
Знаете, это счастье, когда видишь свои стихи в прекрасно изданной тяжёлой чёрной книге «Антология русского верлибра». Сравнить не с чем. Пожалуй, это лучший подарок в мою жизнь.               

* * *
Хочется на необитаемый остров. Но - сомневаюсь, надолго ли меня там хватит? Типичная рефлексирующая порода. Всё ищу отходные пути. Рефлексия свойственна людям, у которым нет твёрдой почвы под ногами. А проще говоря: не рефлексирует тот, у кого есть тыл. Жена  бросит мужа, если у неё есть любовник - потенциальный муж. И я бы уплыла на остров, если бы такой остров был у меня в наличии.
               
* * *
«Человек рождается и умирает в одиночестве». Рождается все-таки не в одиночестве. Ещё до рождения он составляет одно целое с матерью, то есть их уже двое. А особенно младенец не одинок, если мама собирается принести близнецов. А в небытие действительно человек уходит один.
               
* * *
Некоторые люди как нарочно рождаются для того, чтобы производить вокруг себя и даже на небесах беспорядки. Этакое беспокойное двуногое! Научился бы жить по божески на земле, а потом уж завоёвывал космическое пространство. Но подумала: а вдруг тем, кто работает на космос,  некогда ругаться с жёнами?
               
* * *
Звёзды в телескоп гораздо красивее, чем в отдалении. Чего не скажешь о человеке: как правило, чем ближе его рассматриваешь, тем он хуже.
               
* * *
Вышла на рассвете на улицу, моросил мой любимый тонкий дождик, прошла дальней дорогой вокруг своего дома - ни души!  Рассвет был сереньким, а жёлтый почтовый ящик, когда я подошла - зевнул и проглотил предложенное мною письмо. Оно упало мягко - значит там уже лежали запакованные в конверты фрагменты чужих жизней.
               
* * *
Необходимы легенды или хотя бы слухи. И - любовная линия. Пишущий, ни разу не совершивший ПОСТУПКА во имя любви или наперекор ей, ничего путного о любви не напишет. Даже предательство любви - поступок. Читателю не нужен гладенький фон стих-я, ему подавай сомнения,  покаяние,  и всё, что  с  этим  связано.  Не  знаю,  был   бы  так знаменит великолепный поэт Н.Рубцов, если бы его не задушила возлюбленная?
Талант гениального джазмена Чарли Паркера "подкрепляли" его безумные выходки.

* * *
Выступавшему на сцене священнику отцу Вячеславу послала записку: «Как вы расцениваете трактовку предательства Иуды в рассказе Леонида Андреева?». Отец Вячеслав ответил, что этот рассказ написан с еретической установкой  и потому он не может, как священник, говорить о своём отношении. Но ведь Иуда был реальный человек... Мне кажется, Александр Мень ответил бы.
               
* * *
Э. учит меня: «Считай, что ты самая лучшая женщина, и тогда и все окружающие будут так считать». За много лет я убедилась в верности её точки зрения. Есть похожая поговорка: «Если хочешь перепрыгнуть, думай, что уже перепрыгнул». Но как трудно настроить себя на это!
               
* * *
В духовной семинарии, кажется, не преподают психологию. Но Иисус был направлен Богом на землю и как человек. И поступки его были до определённого предела человеческими. Значит, верующие могут  расценивать их до определённого предела  с человеческих позиций.
               
* * *
«Я никогда не прощал... и добился чего хотел». А дальше пишете, что у вас «нелюбимая работа».
               
* * *
Я за прощение - троекратное (как в детстве). Один раз обманули, думаю: с кем не бывает. Второй раз обманут - делаю выводы. А третий - ухожу на дистанцию. Я верю в изначальную «хорошесть» человека.
Вспомнилась поговорка: «Не женщина несчастна, что полюбила подлеца, несчастен подлец, который потерял последнюю возможность стать человеком».
               
* * *
В третий раз вернули рукопись из Калуги и из московских журналов всё пришло обратно. Начинаю сомневаться в высоте своей поэтической планки. Два раза приглашали выступить. Отказалась, так как не покидает ощущение, что без публикаций  не имею права на выступления. Газеты не в счёт.
               
* * *
Поэтесса Лариса Васильева сказала, что у мастеров слова наступает момент, когда они уже не могут читать современных поэтов. И Окуджава говорил, что мало читает современной литературы. Я понимаю это. Но ведь и Окуджаву, и Васильеву, и Татьяну Бек когда-то кто-то всё же прочёл!
               
* * *
«Большая честь попасть ко мне в друзья», - я говорю шутя, не полагая, что кто-то вдруг поверит мне всерьёз. Но верят все. И только летний Вечер ко мне приходит. И новости небесные приносит. Я пользуюсь его расположеньем и думаю с признательностью грустной, что он своим непрошеным визитом большую честь оказывает мне.
               
* * *
Александр Македонский говорил (по И.Ефремову), что прекрасное помогает примириться с жизнью. Меня только это и мирит. В трудную минуту беру альбом репродукций известных картин и обнажённая "Красавица" Кустодиева, откровенно и честно (без позы) возлежащая среди атласных одеял, всегда заставляет меня весело улыбнуться её несуразно-толстой фигуре. Художник сумел изобразить некрасивое тело и оно выглядит прекрасным. Опять работает не ЧТО, а КАК. Это для вас пример?
               
* * *
Случаи в жизни - это некие вешки или бакены судьбы. Но частенько получается, что мы не замечаем или стараемся не замечать эти вешки. Откуда человек может знать, что некий случай представился ему один раз в жизни? Могла ли я предположить, что моя несостоявшаяся поездка на Курильский остров Шикотан была моим  последним шансом, чтобы моя любовь не выглядела только словоблудием?
               
* * *
Для семейной жизни, мне кажется, подходит любой мужчина, если он не алкоголик и не круглый дурак. Всё зависит от женщины. Но какой надо быть женщиной! Ведь «кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят...».

* * *
Циолковский утверждал, что мы нужны космосу. Я уж наверно не дождусь, когда сам космос скажет, зачем мы ему нужны.
               
* * *
Сотрудники редакции стояли на ушах от смеха и от растерянности давать или не давать объявление: «Сделаю из вас полового гангстера. Телефон такой-то». Дали. Человек же заплатил.

* * *
Принесла на «Вечернюю среду» пять томиков стихов чудесного поэта Юрия Кузнецова. Но никто из молодёжи даже не прикоснулся к ним. Взял почитать две книжки Коля Прохожий - человек моего поколения.

* * *
Моя строгая дочь не нашла общего языка с хорошим богемным поэтом из Мариуполя, хотя он в своём сборнике «Библиограмма»  посвятил ей стих-е, заканчивающееся строкой: «Я слишком недавно влюблён в тебя, Белла».
               
* * *
Не сотвори себе кумира... А я сотворила. Сколько буду жить, столько и помнить, как Вячеслав Глебович Куприянов, совершенно меня не зная, а только прочтя мои стихи из «типичного российского захолустья» (так называет наш наукоград московский корреспондент), - отозвался, откликнулся, аукнулся. И потом несколько лет «не спускал с меня глаз»: я обязана ему публикацией в «Дне поэзии», упоминанием в статье в «Студенческом меридиане», приглашениями на фестивали и, наконец, - Антологией русского верлибра. А сейчас он редко бывает в России, но все же успел дать мне рекомендацию в Союз писателей. Ау, светлый человек!
               
* * *
Как умел улыбаться и радоваться мой умерший друг! А в гробу лежал страшный и горький человек. Значит, улыбался не себе и жил солнечно не для себя. Иначе в гробу хоть что-то бы осталось...

* * *
Он пишет: «Побывал в Вашей квартире и смотрел на Ваше житьё-бытьё с телеэкрана».

* * *
Порвала свои дневники за 20 лет, вычеркнула их из жизни. Ещё раз начинаю всё сначала. Вдох лучше выдоха.

* * *
Пришёл в редакцию настоящий англичанин из Лондона. Наш Володя Б., который когда-то перевёл несколько сонетов Шекспира лучше Маршака, говорил с иностранцем запросто. Англичанин тоже журналист. Что ему надо было от Володи, неизвестно. Очень жаль, что гостя не пригласили в чайную комнату. Редактор сказал, что у нас антураж неподходящий. Антураж как антураж, зато поговорили бы с настоящим мистером! Постеснялись! А я заметила, что у мистера брюки плохо сидят. У наших мальчиков - лучше. Вот и погордились бы!
            
* * *
Старшеклассники (двое), которые целились возле школы в меня из учебного автомата, приходили извиняться (послала директриса). У одного парня глаза нехорошие. Основной довод: такой автомат не может выстрелить. А я-то откуда знала?! Но хвалю себя, что не пустилась бежать. Пот по спине и ноги, почти не слушающиеся приказания разума, и вдруг ставшие холодными руки (в летнюю жару!) - не дай Бог пережить такое ещё раз. Но ведь это тоже надо пережить, чтобы знать, - скажет мне въедливый читатель.
            
* * *
Собачью конуру раздвинуть до ширины дворца? В этом Вы видите смысл радостной жизни? И я с Вами радостно соглашаюсь. Как и с тем, что хорошую музыку можно слушать и из консервной банки. Но раздвинуть - это значит усложнить жизнь окружающим. Лучше всего смотреть из собачьей будки в подзорную трубу и видеть те куски неба, которые не видят другие даже не находясь в конуре.               

* * *
Радуюсь, что есть один день в году, когда Вы можете поблагодарить меня за то, что я родилась. Ведь этот день не для меня, а для тех, кто рядом со мной.            

* * *
Иногда встретив у Н.Бердяева: «Абсолютизация динамических моментов духовного опыта в христианской онтологии и метафизике может стать великой неправдой   статики,   восставшей     против   вечной     правды    динамики абсолютной духовной жизни», думаю:  для кого это написано? Мне всегда хочется подобные тексты перевести на нормальный русский язык. Почему не так писал Платон? Или возьмём Аристотеля: «Надо обратить внимание на то, что у любой науки и умения есть какая-то цель и эта цель всегда есть некое благо: ни одна наука, ни одно умение не существует ради зла». В этом тексте нет ни одного специфического слова! Понятно всем и каждому! Я могу только не согласиться с высказанной мыслью в этой членораздельной фразе. Или дело в хорошем переводе?
С усилием продираюсь сквозь лес специальных слов, чтобы доползти до смысла в некоторых философских произведениях. Ну разве не одолеет уныние?! Мне  - простой смертной - искренне хочется поверить в гениальность философа. Но я - тётка упрямая. Дочитаю. Но кто сказал, что эти книги для нормального читателя? Конечно, читать понятные книги неинтересно. Но хотелось бы, чтобы трудный смысл был изложен в понятной форме. На одну фразу несколько иноязычных слов у русского(!) философа! Вместо Аристотеля я ведь не цитирую Афанасьева - автора для домохозяек. Аристотель, надо полагать, тоже знал слова «абсолютизация», «онтология» «метафизика», «динамика»...
               
* * *
Миллионный город Донецк - король карманных и сумчатых воров: у меня в троллейбусе из сумки украли кошелёк на следующий день. Когда рассказала аборигенам, удивились: «Как! Вы разве не знали, что Донецк этим славится?!». «Предупреждать надо!» - подумала я.
Но съезд верлибристов был прекрасен (лето 1990 г.) ! 150 человек со всего Союза! Создали Ассоциацию русских верлибристов, получили членские белые корочки по аналогии с книгой верлибров «Белый квадрат».

* * *
В давние времена, чтобы отличать людей духовного звания, к их фамилии добавлялось окончание -СКИЙ. Например: Матвеев если становился священником, то фамилия приобретала вид - Матвеевский. То-то у меня такое пристрастие к религиозной литературе! Но только пристрастие. Хочу знать!


Рецензии
Встретил знакомую фамилию человека, которого знал.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   03.07.2023 12:53     Заявить о нарушении
А кто этот человек? :о)

Вера Чижевская Августовна   05.07.2023 19:02   Заявить о нарушении
Написал в личку.

Владимир Врубель   05.07.2023 19:42   Заявить о нарушении
Я ответила, но - проверьте. Личка у многих не работает.

Вера Чижевская Августовна   05.07.2023 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.