Симулянты в первом классе

                Вторая декада января в тот год на селе сильно отличалась от первой. Если в новогодние дни разгулялась не в шутку метель, а столбик термометра опускался всё ниже и ниже, то уже одиннадцатого января тот же столбик пополз вверх. А в пятницу, тринадцатого числа, погода на дворе напоминала раннюю весну.

                В связи с этим школьники в этот день направлялись на занятия без особого энтузиазма. Им хотелось наверстать упущенное на каникулах: покататься на коньках на пруду, на лыжах в лесу. Но учёба – есть учёба. Её на селе отменяют только, когда мороз зашкаливает, но никак, когда на улице становится теплее, чем обычно.

               В первом классе первым уроком по расписанию значилась не очень любимая всеми математика. Тем не менее Лидия Олеговна, как обычно, начала его своевременно.

                Среди первоклассников и первоклассниц не оказадлсь ни кого с повторяющимися именами, поэтому их первая учительница не обращалась к ним по фамилии, а только по именам.

                - Коля, ты сделал, домашнее задание? - обратилась педагог к мальчишке на первой парте, - иди к доске и расскажи нам, как ты его делал.
                В ответ ученик схватился за голову:
                - Ой, не могу, Лидия Олеговна, что-то голова у меня разболелась.
                - Понятно, иди в медпункт срочно. Оля, проводи его, - последовал ответ учительницы.
               
                Когда за Колей и его соседкой по парте закрылась дверь, урок продолжился, но в течение нескольких секунд. Затем снова прервался.
                Вася со второй парты с испуганным видом жаловался на боли в печени. Но как ни странно, при этом хватался руками за левый бок.
                - Точно болит печень, может что-то другое? – услышал он вопрос.
                - Печень-печень, мне бабушка говорила, когда она заболит, отпрашивайся домой. Бабушка вылечит.
                - Ну иди тогда к бабушке, но только напомни ей, она ,видимо, из-за возраста забыла, что  печень должна находиться с правой стороны.
                - Простите, Лидия Олеговна, может я бабулю не правильно понял, но у меня действительно сейчас болит с левой стороны.
                - Тогда иди домой.

                Несмотря на то, что учительница поступила в школу в августе месяце прошлого года как выпускница педагогического училища, до неё стало доходить, что внезапное заболевание  первоклашек - это  не просто так. Но с чем оно связано понять пока не могла. Не  реагировать тоже нельзя. А вдруг детям и на самом деле стало плохо.

                Третьим заболевшим оказался Роман, у которого начался с его слов, приступ аппендицита, хотя он от «боли» клонился на левый блок. Что насторожило педагога:
               - Рома, может  тебя грыжа, беспокоит?
               - Да-да, она самая. Аппендицит меня беспокоил год назад, а теперь – грыжа. Ой, как мне больно.
                Пришлось пригласить в класс детского школьного врача. Последний увёл больного. Однако как только ученик, оказавшись в медпункте и услышавший слова об отправке его в больницу на операцию, моментально выздоровел и убежал со словами: «Я лучше дома полежу, пройдёт».

              Опытная женщина, имеющая врачебный стаж тридцать лет, всё поняла: первоклассники решили таким образом сорвать молодой учительнице урок, а самим оказаться дома. Она прямиком направилась к директору школы. Тот в свою очередь вызвал в кабинет Лидию Олеговну:
             - Что там у тебя творится, уважаемая учительница?
             - Не пойму я, Степан Афанасьевич, то ли разыгрывают меня, то ли есть на то другая причина?
             - Причина есть, посмотри в окно: какой прекрасный день сегодня. Захотелось твоим подшефным, не дожидаясь выходного дня, поиграть на природе. Да что мне тебе объяснять, все мы в их возрасте такими были. Забирай-ка их сейчас и веди на улицу в наш дивный сад. Там и проведёшь урок математики.

                Вдыхая свежий воздух,  любуясь маленькими снежинками, опускающимися медленно на голые деревья сада,  первоклассники готовы были выполнить любое задание по математике, но учительница их пожалела:
                -Любуйтесь, ребята, прекрасным зимним днём, дышите чаще, а занятия мы продолжим  завтра утром.

                Ребята согласились: отдыхать – не учиться. В это время мимо них проходил сельский киномеханик, отец одной из учениц, которая предложила:
               - Папа, покажи нам кино в школе.
               
                Просьба возникла не просто так: тот нёс с собой кинопленку фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Перед этим он «крутил» кино в детском садике для старшей группы. Тогда, в конце 1960-х годов в сёлах не у всех имелись телевизоры, и фильмы ходили смотреть (и взрослые, и дети) в сельский клуб. Колхозы побогаче обеспечивали дополнительно свои подшефные школы и садики киноаппаратурой.

              Киномеханик согласился выполнить просьбу первоклассников, но при одном условии, что учиться они станут прилежно, с большим желанием и во всём будут слушать Лидию Олеговну, по сути, их вторую маму. Все согласились.

              А в это время их одноклассники Коля, Вася, Роман во главе с "двоечником"-третьеклассником Иваном ждали остальных мальчишек из класса на пруду, зажав в руках клюшки. Собирались играть в хоккей. Не дождавшись и оставив своего «главаря» на пруду, ребята вернулись в школу, не попав в закрытый на ключ класс. Увидев их, уборщица тётя Фаина сообщила  место нахождения класса.

           Роман, Вася и Коля тихонько зашли в актовый зал и присели на последнем ряду. Однако этот «номер» у них не прошёл. Они не знали, что тётя – «агент» директора школы. Через несколько минут последний заглянул в зал и увёл с собой симулянтов в кабинет.

          Если на экране в это время был один Мальчиш-Плохиш, то в кабинете руководителя школы  их имелось в три раза больше. Вскоре сюда зашла и школьный психолог. Лекция для мальчишек на тему: «Как себя правильно вести в школе»  принесла свои результаты.

          Безо всякого наказания Коля и его два друга к учёбе со временем «повернулись лицом», став одновременно примерными октябрятами,  пионерами,  комсомольцами. А секрет оказался прост: директор школы не стал повторять ошибку в отношении ранее упомянутого ученика Ивана. Родители этих ребят так и не узнали о «внезапной болезни» их детей на уроке математики. В противном случае, они могли повторить историю "двоечника".

            Тот мальчик в первом классе тоже  «болел» на уроках и прогуливал их, неся каждый раз наказание, не соответствующее поступкам. В основном дома от родителей.  В итоге бросил школу, связался с плохой компанией и оказался в колонии для несовершеннолетних. Хотя, пришедший когда-то в первый класс,  не выглядел «пропащим», просто в отношении его применялись не те педагогические методы воспитания. Дети, в отличие от взрослых, несправедливость воспринимают болезненно.  Главное здесь, как говорят, «не переборщить».

          Что касается Васи, Коли и Романа, то они после окончания средней школы поступили и успешно окончили (каждый своё) высшее учебное заведение. Однако в школу, уже учителем вернулся только Николай. Когда его ученики на уроках жалуются на боли в области печени с левой стороны, он только улыбается, рассказывая  о своём опыте в этом вопросе. Понятно, что сразу же "боль"  проходит. Педагогика – это искусство. Жаль только, что им становятся частенько те, кого и на «пушечный выстрел нельзя допускать» к школе, а тем более к первоклассникам.

23.11.2017 г.

Фото из Интернета
             
          




 


Рецензии
Спасибо, Петр, за интересный и поучительный рассказ о первоклашках
Хорошо когда есть понимающие и любящие детей учителя. Поздравляю с наступающим новым годом!

Татьяна Чуноярочка   03.01.2022 15:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.