Пока вы молодой, вы можете делать всё, что угодно!

В рамках «Ретроспективы финского кино» после показа фильмов «От отца к сыну» и «Звездачи» Висы Койсо-Канттилы состоялась творческая встреча с режиссёром, который рассказал о своём методе работы с актёрами и о принципах, которым он следует в формировании съёмочной группы.
Многие документальные работы Висы такие, как «От отца к сыну» (2014), «Зимнее путешествие» (2007), «Портрет человека» (2010) не один раз становились лауреатами на кинофестивалях мира. Режиссёр, который на протяжении двадцати лет работал только в жанре документального кино, в этом году выпустил свой первый художественный фильм.
Игровой дебют режиссёра вызвал большой интерес у аудитории. После просмотра фильма «Звездачи» были заданы самые разные вопросы: от метода работы режиссёра с актёрами до легальности съёмки некоторых сцен. С не меньшим интересом сам Виса рассказывал о съёмочном процессе. Режиссёр подчеркнул, что для успешной работы коллектив должен обладать эмоциональной близостью. В первую очередь важно общение людей друг с другом. «Общаться должны все, даже художники», - говорит Виса.
Общаться и доверять – вот основной принцип Койсо-Кантиллы. Режиссёр, по мнению Висы, не должен быть авторитарным, задача режиссёра – предоставить актёру и оператору свободу. Но, будучи ещё и сценаристом своих работ, Виса подчёркивает важность чётко прописанных диалогов, поэтому импровизацию как метод своей работы он рассматривает только в рамках сценария. Режиссёр считает, что бесконтрольная импровизация возможна только в театре, в кино же всё должно быть организовано.
На вопрос зрителей о том, какое кино будет следующим – документальное или игровое – Койсо-Канттила ответил просто: «Я люблю оба». Но режиссёр отметил и ряд отличий. Для него документальное кино – это отражение жизни такой, какая она есть. Режиссёры игрового кино, по словам Висы, не умеют фиксировать реальность и живут в своём выдуманном мире, что делает многие кадры на экране довольно наивными и неправдоподобными. Для создания реалистичности изображения режиссёр склонен даже в игровом кино работать с оператором-документалистом.
Хорошие фильмы – это источник вдохновения для Висы. У него нет любимого режиссёра, но есть любимые фильмы, одним из них Койсо-Канттила называет «Изгнание» Андрея Звягинцева.
Практика – вот, что является для режиссёра, основой развития творчества. Обращаясь к студентам, как к будущим кинематографистам Виса Койсо-Канттила даёт единственный совет – снимать всё и всегда. Именно эта «кинематографическая привычка» помогла самому режиссёру обрести собственный стиль, ведь овладеть ремеслом можно только при помощи практики.
«Пока вы молодой, вы можете делать всё, что угодно! Когда вы окончите вуз, перед вами встанет проблема денег. Сейчас этой проблемы нет. Вам ничто не мешает», - таково убеждение Койсо-Канттилы. И с этими словами поспорить трудно. 


Рецензии