Сравнительный анализ фильмов

Сравнительный анализ фильмов «Воцарение дома Романовых» и «Трёхсотлетие царствования дома Романовых»

В 1913 году Торговый дом Александра Ханжонкова выпустил исторический фильм «Воцарение дома Романовых», в этом же году вышел фильм кинокомпании Александра Дранкова «Трёхсотлетие царствования дома Романовых». Оба фильма приурочены к значимой дате, их объединяет патриотический дух и общая цель – увековечить род Романовых в контексте российской истории. Но, несмотря на близость тематики, фильмы имеют ряд различий. Практически одновременное появление на экранах этих двух фильмов – это самый показательный пример конкуренции, возникшей между Ханжонковым и Дранковым за несколько лет до этого. Постоянное соперничество и стремление «сделать лучше» и «выпустить раньше» началось практически с первых дней знакомства режиссёров, когда Дранков решил сорвать фильм Ханжонкова «Песнь про купца Калашникова».

В фильме «Воцарение дома Романовых» центральным событием становится восхождение на престол Михаила Фёдоровича, которое произошло в 1613 году. Именно с этого значимого события начинается правление династии Романовых и именно вокруг этого события создатели фильма строят весь сюжет. Но до начала праздничных торжеств в честь венчания на царство 11 июля 1613 года, было совершено немало значимых для российской истории событий. И одной из главных задач фильма «Воцарение дома Романовых» явилось увековечивание этих дат на страницах нашей истории.
Отличие «Трёхсотлетия царствования дома Романовых» в том, что в этом фильме показана целая цепь событий разных этапов правления династии. На уровне сценария здесь нет определённых композиционных элементов таких, как завязка, развитие действия, кульминация. Структуру композиции можно увидеть в отдельно взятых эпизодах, связанных друг с другом только историческим временем, не зависимо от пространственно-временной организации. Этот фильм – является иллюстрацией событий, относящихся к разным периодам правления династии, связанных с крупными историческими деятелями, значимыми и актуальными для времени в которое фильм создавался.

«1613» – второе название фильма Василия Гончарова и Петра Чардынина. Дата, являющаяся началом правления династии, возникает в последних кадрах фильма. Её возникновению предшествуют другие даты. Фильм охватывает три года исторического времени. Первое событие: 1610 год. Московские бояре заключают с гетманом Жолкевским договор об избрании польского королевича Владислава русским царём при условии, что тот примет православие. Следующее событие – вход поляков в Москву – первая массовая сцена в фильме.

«Трёхсотлетие царствования дома Романова» начинается с похода польских войск во главе с Д. Жеребцовым. Этот герой – значимая историческая фигура, воевода, который был одним из ярких военных деятелей «тушинского» периода Смутного времени. Массовые сцены осады польскими войсками Троице-Сергиевой лавры – показательны для роли русского воеводы в российской истории. Периоду смутного времени, завершающегося воцарением Михаила Фёдоровича, посвящена только первая часть фильма, что позволяет судить о степени подробности изображаемых событий. Создатели фильма представляют только общий обзор событий, упуская подробности. Конечно, в «Воцарении дома Романовых» этот период раскрыт более детально, о чём можно судить даже по хронометражу фильма. Мы видим, что первая и начало второй части фильма Александра Уральского и Николая Ларина – это логически связанная цепь событий, которые легли в основу фильма «1613». Так как фильм «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» вышел на несколько месяцев позже, можно судить о стремлении режиссёров не просто скопировать вышедший ранее фильм, а расширить границы, отобразить те события, которые не были затронуты в предшествующем фильме.

Если сравнивать способ передачи на экране исторического события при помощи художественного языка кино в двух фильмах, можно увидеть немало общего. Большое количество массовых сцен. В толпе трудно разглядеть даже фигуры исторических личностей таких, как Минин, Пожарский, Иван Сусанин. Все сцены сняты либо общим, либо дальним планом. Но если в «Трёхсотлетии царствования дома Романовых» массовые сцены не позволяют никакого проявления психологизма – ни жесты, ни мимика героев не служат здесь способом выражения чувств – то в «Воцарении дома Романовых» героям не чужды эмоции, это подтверждает даже текст интертитров «Поляки, занявшие Москву, возбуждают неудовольствие жителей своими действиями». Затем следует сцена, в которой поляки изгоняют из избы жителей, на что те бурно, недовольно реагируют. В «Трёхсотлетии царствования дома Романовых» титры – просто констатация факта, а разглядеть характер героя в толпе практически невозможно. Создатели этого фильма не ставят своей целью показать чувства, они не предоставляют возможности актёрам дать оценку на происходящие события, общий исторический процесс выходит на первый план.

Документальность – это одна из отличительных черт фильма «Трёхсотлетие царствования дома Романовых», так как его трудно назвать чисто художественным фильмом из-за наличия в фильме кадров из исторических хроник. Например, снятая ещё Люмьерами в конце XIX века хроника восшествия на престол императора Николая II. Мы видим на экране не актёра, а настоящего правителя, идущего под руку с императрицей. Затем показан фрагмент праздничного парада. Огромное пространство площади и тысячи маленьких человеческих фигур предстают перед зрителями. Ракурс съёмки сверху позволяет понять масштаб происходящего события, приглашённая массовка в постановочном кадре смотрелась бы не так эффектно, поэтому использование кадров из хроники здесь вполне оправдано. Этот эпизод является завершающим, за ним следует статичный кадр, с изображением генеалогического древа династии Романовых. 
 
Фильм «Воцарение дома Романовых» — это художественный фильм, где довольно чётко прослеживается авторская позиция. Режиссёр сам избирает значимые для изложения исторических событий сюжеты. Перед нами подробно раскрыты сцены грабежа поляками домов русского народа, так режиссёр показывает нам лицо истинного врага. В сцене, где Боярин Салтыков приходит в монашескую келью и с угрозой требует Гермогена прекратить рассылку призывных грамот, актёр использует широкие и грубые жесты, он даже замахивается на патриарха ножом, но ситуация разрешается раскаянием Салтыкова. Он падает в ноги патриарху, боясь божеской кары за свой эмоциональный порыв.

Образ Гермогена вызывает интерес создателей и того и другого фильмов. Призыв патриарха к борьбе, обращённый к народу, обретает большую значимость. Но исторические источники утверждают, что призыв этот был выражен им в грамотах, как презрение к изменникам, пытавшимся свергнуть царя Василия Шуйского. Гермоген довольно противоречивая фигура, роль которой в воцарении Романовых вовсе не положительна, патриарх здесь препятствует приходу Михаила Фёдоровича к власти. Но его поздние грамоты направлены против борьбы с польской интервенцией. Будучи противником семибоярщины, он всё же способствовал продвижению нового царя на престол.  Это противоречие отражено и в том, и в другом фильме.

Сравним сцены заточения Гермогена в Чудовом монастыре. В «Воцарении дома Романовых» поляки, охраняющие патриарха, уснули у двери, их сползающие набекрень и подпрыгивающие от похрапывания шапки придают комичность образам. Сама темница – это светлое помещение, в котором патриарх предаётся молитвам, его состояние нельзя назвать слабым и обезвоженным, он вдохновлён желанием помочь русскому народу. В «Трёхсотлетии царствования дома Романовых» мы видим обратную ситуацию. Поляки вторгаются в мрачное пространство темницы, грубо обращаются с Гермогеном, даже применяют физическое насилие – эта сцена одна из немногих в фильме, где перед нами раскрывается характер конкретных героев, а не общей массы. Состояние патриарха нельзя назвать одухотворённым, у него нет сил даже на то, чтобы удержать себя на ногах.
 
Некоторые события в фильмах расположены в хронологическом порядке отличном друг от друга. Так сцена обращения Минина к народу в «Трёхсотлетии царствования дома Романовых» предшествует сцене ареста Гермогена. В «Воцарении дома Романовых» наоборот, сначала мы видим Гермогена, передающего грамоту, затем пламенную речь Минина перед народом с призывом собрать средства на новое ополчение. Каждый режиссёр даёт свою интерпретацию российской истории, располагая события в порядке их значимости.

Фильм «Воцарение дома Романовых» включает в себя значительную часть незавершённой кинокартины «Жизнь за царя», которая снималась Гончаровым по мотивам одноимённой оперы М. И. Глинки. Именно благодаря этому отдельная часть фильма посвящена подвигу Ивана Сусанина, спасшего Михаила Фёдоровича от поляков ценой собственной жизни. В фильме «1613» Сусанина играют сразу два актёра: Павел Кнорр (сцены в доме) и Василий Степанов (сцены в лесу). Сцена гибели героя происходит в заснеженном лесу. Герой находится в центре композиции, он молится богу, а поляки на заднем плане греются у костра. Когда им предводитель понимает, что Сусанин их обманул и завёл в болото (вместо того, чтобы показать правильную дорогу) он закалывает русского героя саблей.

В «Трёхсотлетии царствования дома Романовых» подвигу Ивана Сусанина уделяется не так много внимания. «Славным подвигом Ивана Сусанина за веру, царя и отечество» начинается вторая часть фильма. Здесь образ героя прорисован плохо. Событию посвящено только две сцены в лесу, не показан момент согласия Ивана Сусанина на сопровождение поляков, как в первом фильме. Хронологически это событие происходит после сошествия Михаила Фёдоровича к народу, что нарушает логику исторической действительности. В «Воцарении дома Романовых» же подвиг Ивана Сусанина предшествует торжественному въезду нового царя в Москву – финальный эпизод картины. Мы видим толпу, кланяющуюся въезжающей в ворота повозке, толпу ликующую и радостно бросающую в воздух снятые с головы шапки. На этом событии авторы сочли нужным закончить историю о восшествии на престол Михаила Фёдоровича.
Интересен тот факт, что в фильме Василия Гончарова роль Михаила Фёдоровича исполнила актриса Софья Гославская, которая пользовалась популярностью у Петра Чардынина. А в фильме Александра Уральского мы имеем возможность увидеть в роли царя самого Михаила Чехова – эта роль была для него одной из первых в русском кинематографе.

Разносторонне предстаёт и образ матери Михаила Фёдоровича, инокини Марфы, ведь её роль в воцарении дома Романовых была не последней. Ксения Иоанновна Романова, будучи женой Патриарха Филарета, последовала за мужем в Москву, но после 1612 года не смогла покинуть столицу и осталась здесь вместе со своим сыном. По другим сведениям, Марфа жила с сыном в костромском Ипатьевском монастыре, куда были направлены послы земского собора с целью наречения её сына русским царём. «Великая старица» не хотела соглашаться на это, ссылаясь на молодость и неопытность своего сына. И именно эту интерпретацию российской истории мы видим в обоих фильмах.

В фильме производства Александра Дранкова Марфа в исполнении Лидии Сычёвой – властная женщина, уверенно раздающая указы, что мы видим в сцене, где бояре просят её дать согласие на правление сына. В фильме Александра Ханжонкова Марфа – слабая старушка, которая ищет поддержки у своего сына, её характер раскрывается в сцене сошествия царя к своему народу. Михаил Фёдорович спускается по лестнице сверху вниз. Этот кадр в точности был повторён Александром Уральским в его фильме.

В этих фильмах многие сцены такие, как заточение Гермогена в темницу, приём у польского царя Сигизмунда были сняты в павильоне, причём часто возникает ощущение, что в разных ракурсах использованы одни и те же декорации. Сцены битвы ополчения с поляками происходят у воссозданных стен кремля с огромными тяжеловесными воротами. Но немало сцен, снятых на натуре: сцены подвига Сусанина в лесу, пламенные речи Минина к русскому народу, осада поляками Москвы и прочие массовые народные выступления. В фильме «Воцарение дома Романовых» для создания атмосферы битвы используется дым. И в том, и в другом фильме во многих кадрах постоянно идёт снег. Например, схожие кадры, когда Минин призывает народ к борьбе, а на переднем плане выступает юродивый.

Театральность в изображении действительности проявляется в обоих фильмах, но в большей степени в «Воцарении дома Романовых», так как здесь меньше массовых сцен и больший акцент сделан на линии развития конкретных исторических личностей. Огромное количество исторических костюмов и воссозданных декораций мы видим и в том и в другом фильме: стены кремля, монашеская келья, темница, царские палаты и так далее. Но использование таких исторических реалий выглядит вполне правдоподобно. У нас ни на минуту не возникает ощущения, что создатели фильмов потерялись в пространстве и времени. Реквизит, костюмы, грим и декорации вполне соответствуют изображаемой эпохе.
 
Мы рассмотрели только первую часть фильма «Трёхсотлетие царствования дома Романовых», так как в ней отражены схожие с первым фильмом события. Во второй части нам представлен краткий обзор всего периода царствования династии, временные рамки которого охватывают 300 лет. После воцарения здесь следуют события: торжественная церемония выбора царской невесты, местничество, царский пир. Все эти сцены происходят в царских апартаментах. Костюмы актёров создают атмосферу роскоши. Сам император композиционно находится исключительно в центре кадра.

Трудно установить причинно-следственную связь между дальнейшими событиями фильма, все они объединены между собой только одной целью: увековечить род Романовых, который в период своего правления способствовал формированию национально-культурных ценностей нашей страны. Сцены, в которых французское посольство Людовика XIII прибывает в Москву просить союза, происходит приём этого посольства, резко сменяются сценой: Алексей Михайлович и его воспитатель боярин Морозов – сцена, где демонстрируется отсутствие самостоятельности юного царя, которому воспитатель подсказывает, как правильно написать указ.

С точки зрения операторской работы, кадры не отличаются разнообразием приёмов. В основном здесь представлены диагональные композиции, с одинаковой траекторией движения актёров, соответственно по диагонали. В массовых сценах можно увидеть хаотическое движение внутри кадра. Большинство выстроенных режиссёром мизансцен симметричны с фигурой значимого героя в центре – мы сразу понимаем, на чьи действия нужно обратить внимание. Такой принцип построения мизансцены наблюдается и в «Воцарении дома Романовых». Помимо этого, режиссёры фильмов используют фронтальные мизансцены для того, чтобы подчеркнуть торжественность и масштабность событий. Например, сцены выступления народного ополчения или документальные кадры из хроники парада в честь Николая II.

В «Трёхсотлетии царствования дома Романовых» встреча Алексея Михайловича со своей невестой следует сразу после сцены с боярином Морозовым. В соответствии с интригой, которая не раз возникает на страницах нашей истории, именно Морозов организовал венчание царя с Марией Ильиничной Милославской, дабы самому жениться на сестре будущей царицы. Так образ боярина послужил в фильме логической связкой двух, казалось бы, обособленных друг от друга кадров.

При попытках установления логики создателей фильма в избранных ими событиях, можно проследить важность для авторов кровных родственных связей, которые собственно и составляют то генеалогическое древо рода, изображение которого завершает фильм «Трёхсотлетие царствования дома Романовых». Следуя именно из этой логики режиссёр несколько раз повторяет сцены выбора царской невесты, чего нет в «Воцарении дома Романовых», поскольку у режиссёра нет цели показать правление Михаила Фёдоровича в контексте всей истории рода Романовых.

Для установления логики дальнейших событий необходимо иметь в виду, что несмотря на внутренние междоусобицы, Россия вела активную внешнюю политику. И фронтальный кадр, фиксирующий прибытие посольства Богдана Хмельницкого – это дань важному событию истории – присоединение к России Левобережной Украины. А сцена прибытия Шведского короля – иллюстрация заключения мира между Россией и Швецией, противоречия между которыми длились ещё со времён «Смутного времени». Далее следует сцена типичная для фильма «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» - «мудрые мужи» сидят за столом, что-то пишут и активно размахивают руками. Так показано здесь принятие реформ патриарха Никона. Это событие, повлиявшее на формирование национально-культурного сознания русского человека, актуально в начале двадцатого столетия со всеми царящими вокруг революционными настроениями и веяниями декаданса – создатели фильма не могли не включить это событие в ряд самых значимых для правящей династии событий.

Авторы пропускают эпоху дворцовых переворотов с целью показать достижения России, а не династические противоречия внутри правящего дома. Так фильм переходит к «окну в Европу» со всеми достижениями первого императора Петра Великого. Здесь и изображение иностранных ремесленников, и увеселительные ассамблеи, и празднование в честь победы в Полтавской битве. Сцена принятия императорского титула традиционно для обоих фильмов заключается в сошествии правителя сверху вниз по лестнице, только здесь дальний план сменяется на общий, у зрителя появляется возможность рассмотреть фигуру Петра I.

Далее следует дань эпохе русского просвещения – открытие первого Университета при Елизавете Петровне. Награждение Екатериной участников русско-турецкой войны, обучение солдат по прусскому образцу при Павле I. Нельзя не отметить пафос и роскошь этих сцен. Жесты актёров, исполняющих роль императоров и придворных, становятся более грациозными, а их костюмы соответствуют моде изображаемой эпохи.
Время правления Александра I и Николая I проиллюстрировано в фильме довольно прямолинейно: значимые фигуры (современники императоров) ведут друг с другом пламенные беседы на фоне бюстов правителей. Демонстрация бюста царя-освободителя Александра II предваряется ироничной сценой, в которой безграмотные крестьяне не могут прочесть указ о своём освобождении. Далее следует ряд хроникальных кадров – открытие памятника Александру III, парад в честь воцарения Николая II. Документальные кадры создают ощущение близости изображаемых событий для зрителей, увидевших этот фильм в 1913 году.

Фильмы «Воцарение дома Романовых» и «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» объединены общей целью – увековечить историю правящей династии, подчеркнуть памятную дату трёхсотлетия со дня восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова и поднять патриотический дух страны начала XX века в период предвоенного времени и предреволюционного кризиса. В обоих фильмах история России передана с гордостью и уважением, используемые режиссёрами для передачи исторической действительности средства имеют сходство, но масштаб охваченных событий в фильме «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» всё же превосходит раскрытие одного сюжета в предшествующем ему фильме. Но ни тот, ни другой фильм нельзя упрекнуть в искажении исторической действительности. Монументальность фильмов Дранкова и Ханжонкова очевидна. Но Александру Ханжонкову удалось воссоздать более полную картину правления династии. «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» можно назвать примером положительного влияния конкуренции кинопроизводства на развитие русского кинематографа.


Рецензии