Если вы умеете слышать, вы услышите

Режиссёр входит в зал под радостные аплодисменты, поднимается на сцену, отодвигает в сторону кресло и заявляет: «Я не лектор, задавайте вопросы». Правда каждый ответ Камы Гинкаса – это настоящий режиссёрский этюд, включающий в себя событие и острые предлагаемые обстоятельства.

Гинкас спускается со сцены в зал, чтобы быть ближе к публике, чтобы держать контакт с каждым человеком. Микрофон здесь не нужен. Мастер-класс режиссёра без всякой предварительной репетиции рождается у нас на глазах, прямо здесь и сейчас. «Я знаю актёров, как себя», - так начинает рассказ о своём первом режиссёрском опыте Гинкас. По словам режиссёра, постановка спектакля «Традиционный сбор» стала для него уроком на всю жизнь.

«Когда ты создаёшь спектакль, каждый из участников с тобой, каждый важен», - рассуждает режиссёр. «Ты живёшь в персонажах, в задаче, в спектакле. Ты каждую секунду живёшь в этом». И свои слова Гинкас подтверждает действиями, он наблюдает за реакцией своих слушателей, ловит каждый ответный взгляд, и эти ежесекундные наблюдения становятся поводом для очередной его истории.

«Не будь рабом своего замысла», - Гинкас цитирует слова своего мастера Г. А. Товстоногова. В своём методе работы с актёрами режиссёр всегда следует этому наставлению. «Я есть я благодаря Товстоногову», - вдохновлённо произносит Гинкас.

Единственный его совет актёру: «Откройся! И тогда я пойду за тобой». Живой материал, а не заученные мизансцены – вот, что пробуждает в режиссёре настоящий интерес. Главным в постановке спектакля для Гинкаса является слово «куда». «Вы должны знать, куда вы идёте», - так говорит режиссёр, но при этом замечает, что сам не знает, какой финал может быть у его спектакля – «Куда – это не значит финал».
 
Главный принцип Гинкаса в работе с актёрами – это так называемая им «неприличная параллель», другими словами - готовность актёра полностью отдаться процессу творчества. А важность способности расположить к себе демонстрирует сам Гинкас. С первых минут творческой встречи он берёт на себя зрительское внимание и не отпускает его до своего выхода из зала.
 
«Если вы умеете слышать, вы услышите», - этими словами можно завершить отчет о встрече, которая оставила в зале эстетическое послевкусие. Надеюсь, что мы услышали.


Рецензии