Творческий портрет кинематографиста Тим Бёртон

«Кошачий» мир

Его фильмы называют «пляской смерти», и это не удивительно, ведь своё детство будущий режиссёр провёл в маленьком городке под названием Бёрбанк, а дом его находился неподалёку от кладбища. К счастью было это в округе Лос-Анджелеса. Казалось бы, до мечты рукой подать, но юному Бёртону довелось преодолеть немало трудностей. Из чего же сложилась фигура этого человека, которого вне всяких сомнений можно назвать не просто личностью, а настоящей индивидуальностью?

С самого детства Тим наблюдал за всем, что его окружало: за людьми, животными, даже за фигурками кошек, которые продавались в магазине его матери. В своём маленьком мире он чувствовал свою причастность к миру кино. Но такому человеку как Тим Бёртон было тесно в ограниченном пространстве города, именно об этом он снимает фильм «Эдвард-руки ножницы». Среди законсервированного мира разноцветных домиков будущий режиссёр ощущал себя лишним человеком, которому стоило бы жить в грозовом заброшенном замке неподалёку. Вот, что писал о первой встрече с ним Джонни Депп: «И вдруг меня словно ударило прямо в лоб двухтонным кузнечным молотом. Его руки — то, как он почти непроизвольно машет ими в воздухе, нервно постукивает ими по столу, его высокопарная манера выражаться (я разделяю с ним эту черту характера), широко открытые глаза, этот нездешний взгляд, полный любопытства, глаза, которые много повидали, но с жадностью впитывают новые впечатления. Этот сверхчувствительный безумец и есть Эдвард Руки-ножницы». Но кто был настоящим мертвецом в этом мире? Тот человек, в голове которого родился сюжет мультфильма «Трупп невесты» или жители маленького городка, которые живут в неизменном мире и не видят ничего дальше своего носа? «Ребенком я был чрезвычайно сосредоточен на себе самом. Мне нравилось думать, что я все воспринимаю не так, как другие. Я делал все то, что любят делать другие дети: ходил в кино, играл, рисовал. Ничего необычного. Гораздо необычнее сохранять желание делать все это, и когда становишься старше» . В своём интервью Бёртон рассказывает, что он никогда не думал, что станет профессиональным режиссёром, ему просто нравилось рисовать, снимать короткометражные фильмы и гулять по тем улицам, где снимался фильм «Дракула».

«Дисней и я сочетались плохо…»

«Странно: на киностудии Диснея хотят, чтобы ты был художником и в то же время подобным зомби конвейерным работягой, лишенным собственной индивидуальности», – огромные муки испытывал Бёртон, когда работал аниматором диснеевских мультиков. У него было своё видение, но он вынужден был следовать шаблонам, это угнетало будущего режиссёра, но тем не менее он ничего не менял, продолжал плыть по течению, возможно у него не было сил сопротивляться. Бросить вызов сложившимся обстоятельствам помог мультфильм «Винсент», точнее не сам мультфильм, а человек, который его озвучивал. Винсент Прайс вернул Бёртону надежду на то, что искусству нужна его индивидуальность: «Это пугающая перспектива — повстречать человека, который так помог тебе в детстве, столь сильно повлиял на тебя, особенно когда следы этого влияния ясно прослеживаются в посланной ему плохонькой книжке для детей. Но он был так великодушен! Такое отношение чрезвычайно важно, чтобы эмоционально поддержать тебя, особенно когда жизнь сталкивает с таким множеством сомнительных личностей». Тим Бёртон признаётся в интервью, что ему трудно было общаться с людьми, он был немногословен и стеснителен, чем больше он работал, тем больше обретал уверенности в себе, он часто преодолевал трудности в общении, понимая, что на дальнейшем творческом пути ему всё больше придётся взаимодействовать с другими людьми.

О чём говорить?

«Если у вас есть любимая собака, вам хочется, чтобы она не умирала», – заявил Бёртон, рассказывая о короткометражном фильме «Франкенвини». Так после того, как диснеевский аниматор нашёл повод диалога со зрителем, у него появилось стремление к творческому росту. И он отправляется в приключение, «Большое приключение» с любимым героем Пи-Ви. Вместе с актёром Полом Рубенсом они создают полнометражный фильм, и фильм этот благодаря взаимопониманию актёра и режиссёра удаётся. «Мне неизменно близки все персонажи моих фильмов, иначе я не могу: ведь если ты что-то делаешь, то вкладываешь в это свою жизнь, поэтому в каждом герое картины есть какая-то твоя черточка, что-то имеющее к тебе отношение, символизирующее некое твое внутреннее качество».

Взгляд на профессию

«Если ты режиссер, необходимо отринуть всякий страх. Лучше всего, наверно, — уметь поддерживать здоровое равновесие, чтобы не впасть в эгоцентризм, но сохранять при этом уверенность в себе, если уж ты взялся за это дело. Кроме того, я считаю, что неизвестное помогает: чем больше занимаешься режиссурой, тем сильнее пугаешься, потому что новые впечатления сыпятся на тебя кучей и ты все хуже ориентируешься в происходящем. С наибольшей теплотой я вспоминаю теперь съемки своего первого художественного фильма: никогда после не чувствовал себя столь уверенно и безбоязненно». Вместе с успехом пришли и неудачи, подавляли молодого режиссёра разгромные рецензии: «Никогда не забуду одну из них, где говорилось: «Все замечательно: великолепные костюмы, отличная операторская работа, потрясающий сценарий, все актеры играют превосходно, ужасно только одно — режиссура». Но надо было подниматься и идти вперёд.
 
Кумиром Бёртона был и остаётся Федерико Феллини. Если Тим у кого и учился, так у него. Его восхищало умение итальянского режиссёра пробуждать в зрителях чувства, это умение он называл магией кино.

К подбору актёров Тим Бёртон подходит ответственно. Актёр для него – всё. Особенно он ценит выразительность актёрских глаз. «Смешно, но многих настолько одурманивает киноиндустрия, что они становятся ее частью и не испытывают больше от съемок ни малейшей радости. Вот почему так здорово иметь дело с людьми — как бы сентиментально это ни звучало, — которые хотят сделать хорошую работу, которых волнует результат, которые восприимчивы к искусству. Кому-то может показаться, что эти вещи не очень-то и важны, но для меня именно что очень», – эти слова режиссёра заставляют по-новому взглянуть на его фильмы. За часто шокирующей консервативных зрителей формой скрывается искреннее, настоящее, трогающее душу содержание.

«Его фильмы не спутаешь с другими, или как сформировался стиль режиссёра»

«У меня есть собственные идеи: например, темный цвет надо разбавлять красками и светом. «Битлджус», в моем понимании, — густое месиво тьмы и цвета; я хотел смягчить обильные темные тона, сделать их немного более красочными. Никогда не размышляю о подобных вещах — просто их делаю. Скажем, этот персонаж будет хорошо смотреться с синеватой кожей — такое у меня ощущение». Нельзя сказать, что Тим Бёртон идёт всегда интуитивным путём, с детства будучи художником он мыслит образами, но за образами этими скрывается рациональное объяснение.
 
В 1988 году Тим Бёртон снимает фильм «Битлджус», его отличает ряд визуальных особенностей, которые можно обнаружить во многих работах Бёртона: игрушечный город, персонажи в полосатой черно-белой одежде, кладбищенский фон. Такой своеобразный образ своего детства режиссёр стремится отобразить практически в каждом из своих фильмов.

Когда Бёртону задают вопросы о его творчестве, он практически всегда говорит «мы думали», «мы хотели». Своё собственное «я» он выражает через актёров, создание фильма для него – это повод найти общий язык с людьми, то, что режиссёру не удаётся в жизни, он сублимирует в своём творчестве.

Бёртон говорит, что часто устаёт от голливудского общества, полного сплетен и языков, которые стремятся навешать на тебя ярлыки. Для вдохновения он стремится выезжать за пределы Лос-Анджелеса. «Это открывает новые горизонты», – считает режиссёр.

Многие исследователи творчества Бёртона считают, что его женщины оказывали сильнейшее влияние на творчество режиссёра. Велико было и влияние бывшей танцовщицы стриптиза Лизы Мэри, художницы, а впоследствии и актрисы, с которой режиссёр долгое время встречался, обручился в начале 1992 и прожил вместе вплоть до 2001 года. Одним из известных фильмов этого периода является фильм «Сонная лощина».

«Никогда не доводилось раньше снимать настоящий фильм ужасов, что весьма забавно, ведь фильмы этого жанра — мои любимые. В сценарии были образы, за воплощение которых я бы с радостью взялся: ветряная мельница, Дерево Мертвых». Эта работа была интересна режиссёру своей сказочной, мистической символикой и близостью к фольклору. В эту картину Тим Бёртон попытался вложить весь свой зрительский опыт, ведь фильмов такого жанра он видел немало.

Для режиссёра была важна атмосфера, поэтому особое внимание он уделил созданию декораций: «Мы приехали в Англию, рассчитывая найти идеально устраивающий нас маленький городок, — вспоминает продюсер Адам Шредер, — но его все же пришлось строить». При съемках «Сонной Лощины» использовались элементы техники, характерной для покадровой мультипликации, например декорации с ложной перспективой, — Бёртон и Хайнрихс сумели создать некий ограниченный рамками съемочной площадки мир, совершенно не похожий на то, к чему привыкли нынешние зрители.

Сказать, что режиссёр был удовлетворён результатом работы – ничего не сказать. Бёртон впервые ощутил всю полноту удовольствия от работы с актёрами, с декорациями, со сценарием. Он находил уже конкретные вещи, которые позже сформировали его стиль. Тим Бёртон начинает сотрудничество с талантливым оператором Эммануэлем Любецки, ранее снимавшим картину «Знакомьтесь, Джо Блэк». Всё ближе становится Бёртон со «своими актёрами»: «ты чувствуешь, как должна быть сыграна сцена, они же делают ее по-своему, а в результате оказывается, что это именно то, чего ты хотел. Такое очень стимулирует, создает положительный импульс».

Прекрасный дуэт

Самым продуктивным для современного кинематографа стал известный всем творческий союз актрисы Хелены Бонэм Картер и режиссёра Тима Бёртона. Всё началось с «Планеты обезьян».

Режиссёр понимал всю ответственность, когда брался за фильм, в основе которого был классический сюжет. Тогда он ещё не знал, что и его картине суждено стать классикой. Точная компьютерная графика, фундаментальные декорации и невероятная игра актёров, подражающих повадкам животных (особенно правдоподобна в своей игре была Хелена) – все эти находки сделали картину грандиозной.

После этого успеха авторитет Тима Бёртона в Голливуде стал непоколебимым. Режиссёр встал на ноги, он наконец-то нашёл людей, с которым ему удалось совершить немало интересных открытий.
 
Хелена Бонэм Картер в интервью говорила о том, что у них с Тимом были особые отношения, они никогда не говорили дома о работе, а на работе не позволяли их личным отношениям мешать процессу творчества.

Актёрский дуэт Хелены и Джонни Деппа стал привычным для фильмов Бёртона. В дальнейшем творческом пути режиссёр уверенно использует все, обретённые им навыки.

Тим Бёртон тяжело переживает смерть своих родителей. Но в фильме «Чарли и шоколадная фабрика» раскрывает проблемы своего детства, в частности, непонимания и агрессивного отношения к нему отца.

Вскоре после рождения дочери он снимает фильм «Алиса в стране чудес». Прочтение режиссёром этой истории далеко от классического представления, что делает эту картину особенной.

В 2014 году пути Хелены и Бёртона разошлись, но и режиссёр, и актриса продолжают совершать новые открытия в области киноиндустрии.

Взгляд на мир

Не каждый человек может похвастаться такой богатой биографией, как Тим Бёртон. Именно большое количество работ, неустанное усердие, умение получать удовольствие от процесса, и, конечно, смелость в выражении своего взгляда на окружающий мир отличают этого режиссёра от других. Его картины, зачастую основанные на чёрном юморе и макабрических элементах, не шокируют зрителя, а заинтересовывают. Потому что под неподражаемой формой скрыто истинное, непустое содержание. Тим Бёртон говорит со зрителем о том, что его волнует, но говорит он на своём особом языке. И невозможность понять этот язык до конца, постигнуть смысл, разобраться побуждает снова и снова возвращаться к произведениям настоящего мастера.


Рецензии