Три сестры. Гл. 55. Проблема отражения

                Глава 55

                Проблема отражения

                Наше время. Бытие.
               
               Пить, так пить! Вода и Дух. Старушка – философ.

           В ресторане музыка приглушенно играла какую-то цыганскую мелодию.
Малевский почувствовал себя тоскливо и неуютно. Ему претила перспектива быть в обществе со странно одетой женщиной пожилого возраста, выпивать и говорить, о чем бы то ни было.
В конце концов, он накатил себе полстакана водки и залпом выпил.
-Слаб человек, - усмехнулась Зинаида, - все-таки решил напиться!
-Мамочка, - вяло ворочая хмельным языком, потянул философ, - я столько не выпью, чтоб с тобой в одной компании получать удовольствие. Ну ты и вырядилась! Ну и шляпка, ну и платье!
           Выпучив глаза, Фе-фе подробнейшим образом стал исследовать одеяние своей визави. Шляпка с луной на голове, монашеская длинная ряса, на коленях какая-то раскрытая книга, а в левой руке золотой и серебрянный ключик на цепочке.
И тут он увидел, как шляпка превратилась в тиару, от которой пошел лунный свет.
-Ну, началось, - промычал скорее про себя Федор, - лунный свет попер в душу.
-Да..., да..., - задумчиво начала Зинаида, - луна управляет человеком, его прошлым, настоящим и будущим. Через нее Огонь и Ветер становятся Наукой и Книгой, или высшая премудрость строит свой дом.
-Я читал, что для того, чтобы узнать будущее надо в полнолуние повернуться затылком к луне и в зеркало перед собой посмотреть на нее, и тогда луный свет, преломленный через зеркало, все предскажет. Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи...
-Ты прав, Федор, - вначале солнце посылает свой свет на поверхность луны, и отразившись, он падает на зеркало, а уже от зеркала...новое отражение и.…в глаза души...
-Не знаю о душе, но вначале идут законы физики: отражение, поляризация, дифракция, интерференция, вобщем читайте учебник Перышкина, раздел оптики!
        Тепло разливалось по телу Фе-фе и в голову ударяли приятные школьные воспоминания. Но, старушка настойчиво и упрямо продолжала сбивать его воспоминания, напрягая мозги и не давая расслабиться.
-Вот здесь-то и стоит большая загвоздка, здесь-то вся человеческая физика рушится. Мы толком не знаем, что такое отражение, да и вообще не знаем, что отражаем... потому что, Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
-Иоанн знал, о чем говорить, - в Фе-фе заговорил профессиональный философ, - но осознать это невозможно, событие фиксируется, но не осознается, не осознается само по себе..., впрочем, в Евангелие о воде много говорится. Вода - идеальное зеркало для дыхания Духа.
-Приятно иметь дело с философом, - улыбнулась Зинаида, - ты прав, обновленное сознание рождается от Воды и Духа.  После того как Вода вновь станет Девственной, а Дух вновь станет Божественным дыханием..., - старушка задумалась, и добавила, -, впрочем, так уже было, до Грехопадения, когда дыхание Божества отражалось в девственной Природе.
-Когда есть зеркало, есть и отражение, но..., - Фе-фе многозначительно поднял палец, - зеркало-то может быть кривым!
-Кривых зеркал на этой земле не сосчитать! - подтвердила Зинаида.
-Тогда непонятно, как чистеньким быть, не держать в себе зла? Какой уж тут возврат к состоянию до Грехопадения...
-Ты не понимаешь, что человек всегда в себе ощущает двойственность, два раздельных и враждующих принципа, две основы, которые между собой не связаны и в итоге, человек осознает в себе два единства – с тем различием, что одно из них подлинное, а другое мнимое... В этом корень зла!
-Достоевщина! - воскликнул Малевский, - типичная достоевщина, Иван и черт, Алеша Карамазов и растерзанный собаками ребенок, Раскольников и Наполеон... В зубах навязло! Маленький человечек, озлобленный человечек с записками из подполья и великие планы всем дать счастье.  Двойственность в противоречии, двойственность как худшее порождение от единицы...
-А что? Есть какие–то другие соображения? - насмешливо спросила Зинаида.
           Малевский чувствовал, что старушка его подначивает, ему уже не хотелось пить и пьяное благодушество, как рукой сняло. Он осозновал, что неведомая сила заставляет его думать с утроенной быстротой. Неведомая рука шуровала внутри его черепа, разгребала ворох понятий, и казалось, что его мозги кипели, чесались и плавились.
-Так повелось, что когда начинают философствовать писатели и даже профессиональные философы, то часто скатываются на борьбу противоположностей, на белое и черное, янь и инь, и т.д. Однако такое толкование раздвоенности не единственно возможное. Вы все говорите, что существует противоположная двойственность и всем все ясно. День и ночь, плохой человек и хороший, верх и низ... Но разве не существует правомерной двойственности? Раздвоенность, которая бы не терзала, не умаляла свою противоположность, не строила целую гамму переходов и полутеней, непроходимой глыбы серого вещества, а просто бы обогащала единство, была его количественным приращением? Почему все время мы исходим из двух центров раздельности и враждебности? Вот мои два глаза вас видят в полном единстве с вашим дурацким чепцом, книгой и ключами.  И я не циклоп, как видите! И вообще в существе человека одно зрение, одна голова, одно сердце, даже член у мужиков один!
-Одна нога и одна рука, - проиронизировала Зинаида.
-Одна точка опоры и одна точка захвата, - резко сказал Фе-фе.
-А если обеих ног и рук нет? На что опираться и что захватывать? - едко спросила Зинаида.
-Опираться на жопу, а захватывать зубами, - разъярился Малевский.
-Не грубите при даме, - жеманно прочирикала Зинаида.
          Федор понял, что надо снова выпить водки.


Рецензии