Неомарксизм и его перспективы

Говорить о перспективах неомарксизма нельзя без разговора о Маркузе. Чем же он так интересен с точки зрения науки? Маркузе родился в Германской империи и не избежал службы в армии и участия в боевых действиях, при этом стал участником Ноябрьской революции 1918 г. Был членом СДПГ (социал-демократической партии Германии) однако разочаровался в ее идеях и вышел из неё.  По его мнению, партия перестала отражать революционные идеалы, а по сути предала революцию, так как установила тесные контакты с реакционной военщиной. Однако примечательно то, что в будущем он не потерял контакты с рабочим движением и поддерживал их.

В дальнейшем на формирование его взглядов оказали воздействие такие течения как: фрейдизм и марксизм, когда в начале 30-годов прошлого века были опубликовали труды Маркса, так называемые «франкфуртцы» провели параллели с идеями небезызвестного Фрейда м находят в них нечто общее. Герберт был ученым, получил звание доктор литературы и был очень образованным человеком.

Когда в Германии сменилась власть, он по понятным причинам покинул страну, отметим, что большинство работников института так же выезжают за пределы Германии и оказываются в результате в США, где Маркузе создает школу социальных наук, которая действует и сейчас. Основа цель его исследований- это изучение того, как общество влияет на сознание и способно ли это воздействие деформировать личность.

После разгрома и безоговорочной капитуляции гитлеровцев служит в одном из милитаристских американских ведомств, к работе его привлекала американская разведка, там он были в роли эксперта занимаясь проблемой ликвидации нацизма (денацификации)

Когда началось противостояние между США и СССР Герберт ушёл из разведки. За время работы на оборонное ведомство США он изучил огромное количество разного рода документов, на основании которых написал труд, посвященный марксизму в Советском союзе, где выступил с критикой.

Взгляды и наследие

У марксистов коммунизм-бесклассовое общество. Герберт пишет весьма примечательный труд под названием «одномерный человек», где отрицает привычную значимую роль рабочего движения, так как в эпоху всеобщего потребления это становится невозможным. Во многом его идеи были смелые, но был ли он неправ?

Для Маркузе больше авторитетов нет. Все люди стали своего рода марионетками, которыми управляют, личности более не способны действовать по собственному разумению. Одной из его необычных идей состоит в том, что Общество стало бесклассовым, но вовсе не стало коммунистическим. Вместо него возникла неототалитарная система, внедряющая через СМИ в сознание ложные потребности и культ потребления.

Он считал, что если через средства коммуникации постоянно передавать одно и тоже то, человек зомбируется просто напросто, этакий 100 % эффект пропаганды, когда сотни человек идут покупать один и тот же стиральный порошок и выстраиваться в очередь за чем нибудь. Да и магазины работают таким образом, что, выходя из них люди, ка правило, покупают множество ненужных им сейчас вещей. Многие стали говорить, что деньги- это свобода, сейчас можно говорить, что деньги- это инструмент обмена результата труда на вещь не более не менее. Потребности современного человека с ростом промышленного производства нас только выросли, что часть жизни уходит только на то, что бы купить набор бытовой техники, без которой еще лет сто назад люди просто так жили.

Причем у него есть сторонники, которые, например, как животрепещуще описывают давки за очередными техническими новинками и таких примеров масса, сколько в интернете каналов, где в прямом эфире поедают новинки, да и сама реклама постоянно стимулирует спрос на все.

Смысл его идей в том, что на данном этапе развития человечества большинство СМИ работают именно на систему потребления (реклама), а все, что не вписывается в культ потребления цензурируется путем разного рода законов. Революционная роль, по его мнению, перешла к маргиналам: инвалидам, разорившимся предпринимателям и бунтующим многодетным матерям, студентам, интеллигентам и представителям авангардного искусства. Все, что они могут сделать — это абсолютный отказ, и полное неприятие культа потребления. Но много ли таких людей-нет. Пропагандируются ли сейчас кем-нибудь идеи отказа от всеобщего потребления- нет. Причем с ростом интернета растет и само потребление, это слишком связано друг от друга, то, что ты не можешь купить в своей стране ты можешь заказать через сайты в других странах.

Можно ли сейчас говорить, что глобализация и культ потребления связаны? Это вопрос мы адресуем вам.

Продолжим, взгляды Маркузе получили широкое распространение среди бунтующих леваков 60-х. Пример-восстание студентов во Франции весной 1968 года. Это, с одной стороны. с другой —движение хиппи. Здесь думаю, что многие сильно удивятся, ведь мало кто об этом знает, но это факт, хиппи тоже своего рода последователи.

Дальше больше. Может ли что-то объединять дворника и министра, рабочего и банкира? Еще лет сто назад, можно было с уверенностью сказать что нет, а развивая и адаптируя теорию Маркузо можно- это страсть к новым гаджетам, этаким электронным новинкам. Могут ли быть противоречия между людьми которых обуревает одна страсть- нет. Этакий вещизм, человек обретает себя не в идеи, а в овладении вещью, обрести вещь становится главным стимулом и труда.

Прав ли он был в чем-то? Думаю, что да. Рабочие, то есть рабочий класс отсутствует. нет больше такого авангарда революционного рабочего движения. Времена меняются. Как быть с понятием «диктатура пролетариата»? Примечательно то, что сейчас, на наш взгляд, этому вопросу никто не уделяет должного внимания, более того в партийной прессе многих коммунистических движения современности данные вопросы пока не раскрываются.

Осознаёт ли современное левое движение, что культ потребления и страшнее и опасней любой диктатуры, потому что человек не способен осознать кто его враг. При диктатуре легче, все понятно, есть диктатор, а тут эфемерный пузырь, того, что вроде все можно, а врага как такового нет, зато есть доступный кредит на ВСЕ.

Здесь можно рассуждать и далее, что консолидировать обществе, которое по сути стало равно в своих возможностях, ибо есть кредит, равно как избыток на рынке всего, невозможно. Нельзя объединить людей, которые довольны всем.

Вот так свободный рынок и кредит плюс пропаганда культа потребления способно разрушить любую коммунистическую идею и оторвать от нее большинство сторонников. То есть общество становится однородным и без оппозиции, так как исчезает факт противоречия и движущей силы более нет. Накопительство и решение бытовых мещанских интересов-стало трендом жизни. Ведь в условиях доступности всего и роста потребления с согласия всех членов общества делает критику самого потребления бессмысленной, и революционная роль более не принадлежит ни одному из классов. Возможен ли выход из потребительства? Думаю, да, но пути универсального нет. для начала надо осознать свою зависимость от всего, и от потока той информации которая обрушивается на тебя посредством поисковых систем, как говорил Маркузе: отказ, именно Великий отказ от многого из того, что сейчас составляет бытие человека. Можно, сказать и так: не труда ради вещи, а труд как самодисциплина, не вещизм, а отказ от бессмысленной погони на всем. Ну а если вы начнете предлагать какие-то альтернативы то с большей долей вероятности на вас посмотрят, как чудака, и никто всерьез не воспримет.

Основные тезисы Маркузе:

-Человек стал унифицированным, бесклассовым

-Люди жертвы всеобщего потребления и не способны критически мыслить

Решение проблемы по Маркузе:

всеобъемлющий отказ от культа потребления и поиск гармонии для развития личности.

Суть критики классических марксистов:

выступил с неожиданными мыслями, по поводу отрицания на данном этапе развития человечества, роли рабочего движения из-за унификации последнего и потерявшего свою силу в мире всеобщего потребительства. Выступал за создание нового левого движения, ратовал за прямую демократию и свободу.

Считал, что на данном этапе пролетарское движение органично вписалось в общество и более никаким двигателем ничего быть не может.более того более не существует плюрализма мнений, все слилось в консенсусе всеобщего потребления. Эволюция и скачки, и трансформация постиндустриального общества, в котором нет разногласий попросту невозможна и лишена смысла. По его мнению, свободным может стать любой, так как общество бесклассово.

Ну а как было сказано ранее, настоящим воплощением философии Маркузе могут быть только те, кто оказался самому обществу особо не нужен- именно они, не вписавшись ни во что, и есть главная движущая сила современной левой идеи. Раньше пролетариату было нечего терять, кроме своих цепей, равно как и этим тоже, ну а остальным кто органично вписался? Им разумеется по Маркузе есть что терять, да они и не способны на критическую философию, так как все свободное время проводят в погоне за новыми постами, должностями, чтобы получить как можно больше средств которые можно обменять, например, на новый гаджет. Если раньше слово деклассированный элемент носило, как принято было считать ранее, негативный оттенок, то по теории Маркузе деклассированные — это главные двигатели нового левого движения

Если есть какие-нибудь мысли по этому поводу-пишите.

От редакции: задуман ряд философских статей, кому интересно регистрируйтесь на форуме сайта и пишите нам.


Рецензии
Содержательное изложение. И вектор неомарксизма вполне отчётливо просматривается. Хотя не менее старательно игнорируется потребительским лобби. Есть над чем поразмышлять. Вопросов много. Хотя на главный из них ответ просматривается: пузырь потребительства должен вот-вот лопнуть.

Алексей Мельников Калуга   03.12.2017 21:25     Заявить о нарушении
Попытался более детально изложить материал в статье опубликованной у меня "Одномерный человек"

Марк Темников   08.12.2017 09:37   Заявить о нарушении
Посмотрите у меня "одномерный человек"

Марк Темников   08.12.2017 09:38   Заявить о нарушении