Чёрный коттедж. Роберт Фрост

Однажды днём одним пригожим,
Когда мы мимо проходили у места одного
Увидеть нам случилось чудеснейший пейзаж,
Мелькнувший среди заброшенных кустов вишнёвых:
Домишко сельский,
Упрятанный в разросшейся траве, там, за дорогой
О нём мы говорили -
Фасад - простая дверь меж окон двух
А ливень чёрным бархатом его окрасил.
Священник ну и я остановились - взглянуть поближе
Он руки протянул и листья, обрамлявшие картину ту, раздвинул
- Прелестно,- молвил он - Зайдём. Никто не будет против.
И по тропинке едва видневшейся в траве
Приблизились к окну - от непогоды ветхому
К стеклу мы прислонились лбами
- Вы видите? - он сказал - Как при хозяйке всё,
Когда к ней смерть пожаловала вдруг.
А дети, я считаю, не продадут ни дом, ни вещи,
И слухи ходят будто даже приедут скоро, да лето проведут
Вот здесь, вот в этом месте, где выросли они, мальчишки.
Но в этот год не приезжали
Так далеко они живут, что трудно будет слово им сдержать,
На Западе один.
И уж, конечно, всё это их дождётся так как было.
И на стене, мелками нарисованный портрет,
Как копии с дагерротипов старых
Висел. Под ним диван с ворсистою обивкой.
- А это их отец, как раз, когда на фронт он уходил
Она всегда, когда о той войне речь заходила
То рано или поздно к портрету подходила
И, поклонившись, на колени опускалась с тахтою этой рядом
Хоть я и сомневаюсь - ведь столько лет прошло
Как эти мёртвые черты могли ей сердце трогать так.
Он пал при Геттисбурге, иль Фредериксбург* то был
Мне следовало знать бы это точно, да, разница конечно есть:
Ведь Фредериксбург совсем не Геттисбург.
Но я всё удивляюсь: каким заброшенным
Мне этот дом всегда казался
Не только с той поры, когда её не стало, но и раньше
Хотя не думаю, что дело только в том,
Что из него три души упорхнули
Отец сначала и сыновья потом
И одна осталась.
(Мамаша вслед за ними не спешила
И по достоинству ценила пренебрежение то
Которому сама их обучила
Хоть стоило ей это и немало)
Нет, я хочу сказать, что целый мир проходит просто мимо
Как мы сегодня например
И всё это мне неким знаком кажется сейчас
Как далеко (пол века как никак) нас это завело.
А может мы присядем, ведь вы же не спешите?
Ступеньки эти редко видят визитёра
У досок покоробленных и гвозди вон торчат
И некому прибить назад.
Старушка эта имела свой особый взгляд на вещи
Поговорить она любила. Читала Гаррисона с Вайттиером**,
Порассказать могла о каждом.
Не долго вы бы ждали мнение её о том
За что в гражданскую ту воевали
Не только чтобы сохранить единство Штатов
Не только чтоб освободить рабов
Хотя и это тоже
Таких причин ей мало было чтоб всем и поперёк
Открыто, честно свою не объявить
В которой было что-то от морального закона
О том, что люди изначально
Свободные и равные создания
И надо было слышать причудливые эти фразы
Далёких столь от взглядов мира сегодняшнего дня.
А сложная загадка Джефферсона***. Что он имел ввиду?
Конечно, так легко решить, что это просто ложь
А может нет. Ведь парня этого я слышал сам.
Но, пустяки, Валлийцу**** ясно всё давно
Там где для нас проблемой будет тыщу лет
И поколение каждое свою предложит версию.
И было бесполезно ей говорить о том,
Что Юг и Запад думает о ней, её спокойной вере
Искусством слышать и не слышать разом
Вот чем она владела тонко
Ту мудрость мира, что каждый день нова.
Ведь белые - единственная раса,  какую она знала хорошо,
А чёрных видела едва-едва,
А жёлтых и совсем не знала.
Но как одна рука из одного того же материала
Могла создать столь непохожие создания?
И как она считала: война вот это разрешила.
И что прикажете вы делать с таким вот человеком
Но вот что странно - такая вот невинность идёт своим путём
И не был удивлён бы я совсем
Если б такая сила в мире нашем стала главной.
А знаете ли вы, что был же как-то случай,
Тем младшим членам церкви, чтобы угодить
Точней - нечленам, а просто приглашённым
О ком нам всем сегодня думать надо
Я чуть не изменил Исповедание своё хоть и чуть-чуть совсем?
Не то чтобы она когда меня просила
Не делать так
Нет, далеко так всё не заходило
Но мысль сама о том, что вот во время проповеди нашей
Она сидит и дремлет
И только шляпка подрагивает мерно
Была мне нестерпима.
И вот, пожалуй, я мог бы разбудить и напугать её
Таким: "сошедши в Гадес*****"
Слова такие нашей либеральной молодёжи
Языческими казались даже.
Вы знаете наверно, что повсеместные нападки
Ранимость их терзают.
И всё же если врут они порой нам,
То почему и нам язычеством их не подразнить?
Поэтому всё честно. Но только
Осталась её шляпка в церкви на скамье,
И фраза та не значила так много для неё
Представьте: тот эпизод Священного Писания
Пропущен ею был совсем
Как малое дитя не знает слов "Спокойной ночи"
И спать идёт, томясь обидой.
Что до меня? Я счастлив просто, что
Во многом ей благодаря Канон я не нарушил.
Но, боже мой - заканчивается вера
Лишь только потому, что истинной её считают мало
И всё же будьте ей верны подольше
И нет сомнений, правдивой вновь её превознесут
Дела такие вот. Ведь изменений большинство
Какие все мы видим в жизни
Из-за того, что те, то эти убеждения
На время входят в моду.
И всякий раз, как здесь сижу, то сожалею
Что не могу я быть монархом
Какой-нибудь страны в пустыне
Где я бы посвятил себя тем Истинам,
Которые мы вновь и вновь бы возвращали к жизни.
Итак пустыня эта была бы
Стеною гор окружена - лучистый снег на склонах
И никому бы в голову и не пришло
Желать и думать даже войной пойти
И силой изменить законы наши.
Оазисы то тут, то там, где человек бы жил, но главно
Песчаных дюн ленивый натиск постоянный
Задерживал бы жёсткий тамариск.
Песчинки стали бы сахарным песком в слезе
Ребёнка, рождённого в пустыне,
Самум замедлил бы караваны наши среди пространств огромных.

Здесь пчёлы за стеной наверно -
Он стукнул по обшивке чем-то,
С жужжанием тут же злобным,
С чёрно-жёлтыми брюшками, возникли в щелях пчёлы.
Мы поднялись - пора идти нам было.
Закат блистал на окнах.




* города вблизи которых состоялись ключевые сражения Гражданской Войны между Севером и Югом.
** видные общественные деятели и писатели эпохи аболиционизма.
*** Томас Джефферсон - американский презедент, автор изречения: «Люди рождаются свободными и равными созданиями».
**** уроженец Новой Англии - места где происходит действие поэмы.
***** царство мёртвых в древнегреческой мифологии.


Рецензии
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.