Рейхстаг - Здесь были защитники Москвы!..

     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…».

     *  *  * 

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


         *  *  *

     Автограф (коллективная надпись):

     «Здесь были защитники Москвы: 1_С.КОРОЛЕВ, 2_ВИНЦЕНТОВ, 3_СОЛОД, 4_МАНИН, 5_МИХАЙЛОВ, 6_АБРАМОВИЧ, 7_МХАТРИШВИЛИ, 8_УДОВИЧЕНКО»*.
     *фамилии 9 и 10 не идентифицированы.

         *  *  *

     Место надписи:

     - Северный флигель, уровень Пленарного зала, южная стена, ниша C.

     Ort der Inschrift: Nordfl;gel, Plenarsaalebene, S;dwand, Nische C *.

     *Место надписи определено с помощью фото-каталога, созданного сотрудницей Бундестага Карин Феликс: «Здесь был» (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018).

                *  *  *

     Авторы – военнослужащие 17-го отдельного инженерно-аэродромного батальона (20-й район аэродромного базирования, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)*:
     *за исключением первой фамилии - автора надписи, который входил в состав группы, посетившей Рейхстаг.

- старший лейтенант КОРОЛЕВ Сергей Гаврилович, 1916 г.р., 14 ПАМ (подвижные железнодорожные авиационные мастерские №14, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), летчик, русский. Место рождения: х. Кринично-Лугский, Куйбышевского района Ростовской области, РСФСР. Призван в РККА в 1937 г., Таганрогский РВК, Ростовская область, РСФСР;

- младший лейтенант ВИНЦЕНТОВ Михаил Васильевич, 1919 г.р., 17-й ОИАБ, фельдшер, белорус. Место рождения: д. Братьковичи (ныне Костюковичского района Могилевской области), Белоруссия. Призван в РККА в 1939 г., Костюковичский РВК, Могилевская область, Белорусская ССР;

- младший лейтенант СОЛОД Григорий Максимович, 1914 г.р., 17-й ОИАБ, командир аэродромного взвода, украинец. Место рождения: с. Лука Мелешковская (ныне Винницкого района Винницкой области), Украина. Призван в РККА в 1941 г., Винницкий РВК, г. Винница, Украинская ССР;

- сержант МАНИН Федор Фомич, 1917 г.р., 17-й ОИАБ, командир отделения шоферов, русский. Место рождения: с. Павино (ныне Павинского района Костромской области), Россия. Призван в РККА в 1938 г., Павинский РВК, Вологодская область (ныне Костромская), РСФСР;

- майор МИХАЙЛОВ Иван Михайлович, 1907 г.р., 17-й ОИАБ, командир батальона, русский. Место рождения: д. Стармоусово (ныне Андреапольского района Тверской области), Россия. Призван в РККА в 1929 г., Октябрьский РВК, Калининская область (ныне Западнодвинский РВК, Тверская область), РСФСР;

-капитан АБРАМОВИЧ Абрам Федорович, 1914 г.р., 17-й ОИАБ, командир аэродромной роты, еврей. Место рождения: с. Львово (ныне Бериславского района Херсонской области), Украина. Призван в РККА в 1936 г., Днепропетровский РВК, г. Днепропетровск, Украинская ССР;

- старший лейтенант МХАТРИШВИЛИ Иван Гаврилович, 1912 г.р., 17-й ОИАБ, старший техник аэродромной роты, грузин. Место рождения: с. Шорапани (ныне в Зестафонском муниципалитете, края Имеретия), Грузия. Призван в РККА в 1941 г. из Латвийского НКВД;

- ефрейтор УДОВИЧЕНКО Иосиф Федорович, 1913 г.р., 17-й ОИАБ, командир отделения шоферов, украинец. Место рождения: с . Амвросиевка (ныне г. Амвросиевка Донецкой области) Украина. Призван в РККА в 1941 г., Дергачевский РВК, Харьковская область, Украинская ССР.

              *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. КОРОЛЕВ до поступления в мастерские совершил 27 боевых вылетов на самолетах ДБ 3ф и У-2.

     В качестве летчика на самолете мастерских по обеспечению связи и снабжению работает с апреля 1943 года.

     Мужественный, волевой, грамотный летчик. На работе безотказен, летает при любых метеоусловиях, отлично ориентируется.

     На протяжении своей службы в мастерских безотказно обеспечивает связь и снабжение. В напряженные периоды работы мастерских свершает по 3 – 4 вылета в день.

     Выполняя задание командования, совершил ряд исключительно трудных длительных полетов при сплошном тумане и полном отсутствии видимости.

     При перебазировании, летая по установлению связи с частями и штабом 4 ВА, поставленные задания выполнял точно. При выполнении заданий не имел ни одного случая потери ориентировки и возвращения с задания, не выполнив такового.

     Своей безотказной и скромной работой летчика связи обеспечивал оперативность работы мастерских и содействовал их производственным успехам, направленных на укрепление боевой мощи истребительных полков. Тем самым внес свой вклад в дело скорейшего разгрома немецко-фашистских захватчиков.

     За честную и безотказную отдачу своих сил в деле обеспечения условий скорейшего разгрома врага достоин награждения орденом Красной Звезды.

     Начальник 14 подвижных ж/д авиационных мастерских 4 ВА подполковник ХАЛПАХЧИ. 26 января 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6679, л. 34.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. ВИНЦЕНТОВ за время прохождения службы в 17-м отдельном инженерно-аэродромном батальоне, с ноября 1941 г., показал себя образцовым в дисциплине, и безукоризненным в выполнении своих обязанностей.

     Во время летнего наступления 1944 г., обслуживая одну из передовых команд батальона, к которой были приданы два подразделения из других частей, тов. Винцентов проявил исключительную заботу о бойцах.

     В тяжелых условиях работы подразделения, по дождем, и под обстрелом противника сумел организовать работу так, что подразделение не знало нужды в медицинской помощи, не имело эпидемических заболеваний и педикулеза.

     При столкновении передовой команды с немецкой группировкой под Минском, тов. Винцентов под огнем противника оказывал медицинскую помощь раненым своей команды и других подразделений. Благодаря правильной и своевременной медицинской помощи, лечение раненых прошло без осложнений.

     В период зимне-весеннего наступления в 1945 г. также проявил большую заботу и настойчивость в улучшении санитарного обслуживания своего подразделения. Неослабно осуществлял санитарный надзор над пищевым блоком, непрерывно вел санитарную разведку в населенных пунктах, благодаря чему за время наступательных операций подразделение не имело ни одного случая эпидемических заболеваний и пищевых отравлений личного состава.

     Наряду с выполнением своих прямых обязанностей, тов. Винцентов оказывал большую помощь командиру подразделения в мобилизации гражданского населения на строительство аэродрома. На ряде объектов лично им обеспечивался выход на работу до 150 граждан. Этим самым тов. Винцентов во многом способствовал своевременному выполнению боевых заданий, стоящих перед подразделением по строительству оперативных аэродромов.

     Мл. лейтенант медицинской службы  Винцентов достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды.

     Командир 17 ОИАБ майор МИХАЙЛОВ. 17 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 311.

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…ВИНЦЕНТОВ Михаил Васильевич. Год рождения: 1919. Место рождения: Белорусская ССР, Могилевская область, Костюковичский район, с. Братьковичи».

ЦАМО РФ. Юбилейная картотека награждений, шкаф 7, ящик 16, номер документа 75.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. СОЛОД прибыл в батальон в декабре месяце 1944 г. из Московского Краснознаменного военно-инженерного училища.

     За время прохождения службы в батальоне показал себя дисциплинированным, грамотным и культурным офицером. Исключительно добросовестно и преданно выполняет свои служебные обязанности.

     В период наступательных операций Красной Армии в 1945 г., работая командиром аэродромного взвода, тов. Солод отлично справлялся со всеми порученными ему заданиями.

     На строительстве ВПП и специальных сооружений на аэродромах «Тужин», «Унецк», «Навра», «Ланкен», «Хиндинбург», и других объектах, взвод тов. Солода выполнял производственные задания на 130-150 %.

     Личный состав взвода образцово несет гарнизонную и внутреннюю службу, имеет хорошие показатели в учебно-боевой подготовке, хорошо сохраняет боевое оружие, технику и средства химической защиты. Всего этого тов. Солод добился благодаря повседневной и кропотливой работе с каждым подчиненным в отдельности.

     За хорошие показатели в работе, и личную дисциплинированность на протяжении короткого периода времени, тов. Солод имеет ряд поощрений.

     Принимает активное участие в общественно-политической жизни подразделения.

     Мл. лейтенант Солод достоин правительственно награды – ордена Красной Звезды.

     Командир 17 ОИАБ майор МИХАЙЛОВ. 15 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 188.

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…СОЛОД Григорий Максимович. Год рождения: 1914. Место рождения: Украинская ССР, Винницкая область, Винницкий район, с. Лука Мелешковская».

ЦАМО РФ. Юбилейная картотека награждений, шкаф 56, ящик 34, номер документа 83.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. МАНИН на протяжении шестилетней службы в батальоне, работая шофером, а затем командиром отделения шоферов, является образцом в вождении и сбережении автомашины.

     За период Великой Отечественной войны закрепленная за ним автомашина безотказно и без аварий прошла 115.000 километров.

     Благодаря повседневному и тщательному уходу за материальной частью, добился 13.500 км межремонтного пробега.

     Лично сам производит самые сложные ремонты. Пробег автомашины без среднего и капитального заводского ремонта составил 68.000 км.

     За время летнего наступления Красной Армии в 1944 г., участвуя в бою по ликвидации немецкой группировки в районе аэродрома «Мачулищи» (под Минском), показал себя смелым и находчивым воином. Лично убил двух солдат противника, и принял активное участие в пленении 26 немецких солдат.

     За время летнего наступления на своей автомашине прошел свыше 12.000 км и сэкономил 72 кг горючего.

     В период наступательных операций Красной Армии в 1945 г., находясь в составе оперативной группы батальона, тов. Манин образцово справился со всеми даваемыми ему поручениями. Днем и ночью направлялся в ответственные рейсы, всегда возвращался обратно в установленные сроки.

     За время наступательных операций в текущем году подобрал на поле боя и доставил в часть две автомашины, одну из которых восстановил сам, без посторонней помощи.

     Имея большой опыт в автомобильном деле, передает его молодым водителям. Повседневно проводит воспитательную работу с подчиненными, добиваясь от них высокой дисциплины, бережного отношения к машинам и экономного расходования горюче-смазочных материалов.

     Исключительно дисциплинированный , инициативный и трудолюбивый младший командир.
 
     Сержант МАНИН Ф.Ф. достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды.

     Командир 17 ОИАБ майор МИХАЙЛОВ. 11 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 71.


                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…МАНИН Федор Фомич. Год рождения: 1917. Место рождения: Костромская область, Павинский район, с. Павино».

ЦАМО РФ. Юбилейная картотека награждений, шкаф 36, ящик 23, номер документа 74.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. МИХАЙЛОВ ведет производственную деятельность в 18-м районе аэродромного базирования с мая месяца 1942 г.

     Первой его работой было строительство закрытых ДЗУ на аэродроме Татьяново и Медынь. Произведенный подрыв авиабомб возле ДЗУ показал, что принципиально этим строительством цель достигнута, и качество работ выполнено на «хорошо».

     Вторым крупным объектом аэродромного строительства 17 ОИАБ была грунтово-гравийная ВПП на аэродроме Инютино. ВПП комиссией по приемке строительства принята на «отлично». При строительстве выполнено свыше 18.000 кубических метров земляных работ, завезено 20.000 кубических метров гравия, уложено 4.800 погонных метров дренажа.

     Наиболее крупным строительством осеннего периода является строительство аэродрома Адуево и подъездных путей к деревне Адуево и аэродрому. Вся эта работа выполнена в течение 36 календарных дней. За это время уложено 6.925 кубических метров щебня и песка, уложено закрытого дренажа 400 погонных метров.

     Проведенное строительство крупных объектов является результатом организаторского навыка по технологическому процессу всей работы.

     Несмотря на ряд серьезных затруднений с материалом, и особенно с рабочей силой, все эти основные объекты укладывались в установленные сроки.

     Лично тов. Михайлов – требовательный командир. Несмотря на то, что тов. Михайлов не имеет высшего технического образования, он все же сумел руководить такими серьезными объектами строительства.

     Тов. Михайлов много работает над собой и в настоящее время полностью соответствует должности командира инженерного батальона, способен им руководить.

     Вполне заслуживает правительственной награды – ордена Красной Звезды.
 
     Начальник 18-го района аэродромного базирования подполковник ДЕМИН. 27 февраля 1943 г.»

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682526, д. 384, л. 311.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…В период зимне-весенней наступательной операции войск 2-го Белорусского фронта на участке от Пултуска до Штеттина, и связанных с ней действий боевой авиации, на 17 ОИАБ была возложена задача по подготовке полевых аэродромов в границах 20-го района аэродромного базирования, и восстановлению аэродромов противника в условиях зимы и весенней распутицы.
 
     Всего за этот период 17 ОИАБ под руководством майора тов. МИХАЙЛОВА было построено 36 оперативных аэродромов, 34 командных пунктов, 24 землянки для летного состава, и других сооружений. На 24 аэродромах работала боевая авиация.

     Подразделения тов. Михайлова организованы, имеют богатый опыт по строительству и восстановлению аэродромов и способны выполнять любые задачи, поставленные командованием.
 
     Особенно больших успехов батальон добился в деле перебазирования с тяжелой техникой к местам работ. Все это делает батальон, несмотря на тяжелую технику, подвижным и способным приступить к работе сразу же по получению задания от командования. Благодаря умелому руководству, правильной организации труда и рациональному использованию техники, задачи, поставленные перед 17 ОИАБ, были выполнены.
 
     За успешное выполнение заданий командования по подготовке аэродромной сети в период зимне-весенней операции 1945 г., за умелое руководство и мужество, проявленное при этом, командир 17 ОИАБ тов. Михайлов достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени.
 
     Начальник ОАС 20 РАБ инженер-майор АФАНАСЬЕВ. 18 апреля 1945 г.»

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 40.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. АБРАМОВИЧ в батальоне с мая 1938 г. С начала Отечественной войны тов. Абрамович работал политруком роты, впоследствии заместителем командира роты по политчасти.
 
     В 1942 г. на строительстве взлетно-посадочной полосы «Ермолино», одним из крупных строительств, которое батальон строил за период Отечественной войны, подразделение, где политруком был тов. Абрамович, заняло первое место в батальоне. Средняя производительность труда составила 150 % по подразделению в целом. Это результат большой работы, проводимой тов. Абрамовичем с личным составом, о хорошей организации труда.

     После упразднения должности заместителя командира роты по политической части, тов. Абрамович назначен командиром роты.

     За период его командования в роте значительно повысилась дисциплина и производительность труда.
 
     Благодаря личной инициативе, умелой организации работ и большой проводимой воспитательной работе, ротой тов. Абрамовича только за период летнего наступления 1944 г. построено 12 летных полей в самые сжатые сроки и с хорошим качеством.

     Кроме того, в течение 1944 г. ротой построена 21 землянка, и ряд других сооружений. В настоящее время в трудных условиях и при замерзшем грунте тов. Абрамович успешно справился с подготовкой аэродрома «Тужин».

     Кроме основной своей работы, как командира роты, тов. Абрамович  проводит большую партийно-политическую работу в батальоне, является членом партийного бюро и первым заместителем парторга батальона.

     Дисциплинированный, волевой и культурный офицер. Пользуется деловым авторитетом среди всего личного состава батальона.

     За успешное строительство аэродромов в период Отечественной войны и хорошее воспитание подчиненных в духе преданности нашей Родине и ненависти к врагу, тов. Абрамович достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды.

     Командир 17 ОИАБ майор МИХАЙЛОВ. 31 декабря 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 4844, л. 257.

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…АБРАМОВИЧ Абрам Федорович. Год рождения: 1914. Место рождения: Украинская ССР, Херсонская область, Калининдорфский район, колония Львово».

ЦАМО РФ. Юбилейная картотека награждений, шкаф 1, ящик 6, номер документа 79.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. МХАТРИШВИЛИ в батальоне с сентября 1941 года. На протяжении всего периода Отечественной войны, работая старшим техником аэродромной роты, тов. Мхатришвили отдает все силы и способности на обеспечение успешного строительства аэродромов и специальных сооружений.
 
     В период летнего наступления Красной Армии в 1944 г., будучи старшим техником передовой команды батальона, тов. Мхатришвили руководил строительством 14 аэродромов и более 100 сооружений, которые при сдаче в эксплуатацию получили хорошие и отличные оценки.
 
     Не считаясь с трудностями и усталостью, в напряженные моменты тов. Мхатришвили сам работал с лопатой, увлекая бойцов на досрочное выполнение заданий и высокую производительность труда, которая в среднем составляла 130 – 150 %.
 
     В период зимнего наступления Красной Армии в 1945 г., в неблагоприятных и трудных условиях, благодаря правильной организации работ, настойчивости и личной инициативе, ротой тов. Мхатришвили самостоятельно, и с другими подразделениями, построено 10 оперативных аэродромов.
 
     Помимо руководства строительством аэродромов тов. Мхатришвили уделяет большое внимание вопросам сбережения техники, правильной ее эксплуатации и экономного расходования ГСМ. Автотракторный парк подразделения в период наступательных операций работает четко и бесперебойно, обеспечивая быстрое перебазирование роты на новые объекты и своевременное выполнение заданий по строительству аэродромов.
 
     За обеспечение успешного строительства аэродромов и специальных сооружений в период Отечественной войны, старший техник-лейтенант тов. Мхатришвили достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды.
 
     Командир 17 ОИАБ майор МИХАЙЛОВ. 10 марта 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6234, л. 27.

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…МХАТРИШВИЛИ Иван Гаврилович. Год рождения: 1912. Место рождения: Грузинская ССР, г. Шорапани».

ЦАМО РФ. Юбилейная картотека награждений, шкаф 40, ящик 21, номер документа 73. 

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. УДОВИЧЕНКО, работая шофером в батальоне с начала Отечественной войны, на всем ее протяжении показывает образец вождения и сбережения автомашины, которая безаварийно прошла 97.000 километров, не подвергаясь заводскому ремонту. Межремонтный пробег автомашины составил 12.800 километров.

     В период летнего наступления Красной Армии в 1944 г., находясь в составе передовой команды, тов. Удовиченко на своей машине обеспечивал своевременную доставку грузов в подразделение, а также имел хорошие показатели в работе на строительстве аэродромов.

     Дневные задания выполнял на 120 – 180 %. Когда передовая команда удалялась от баз снабжения на 150 – 180 километров, тов. Удовиченко круглыми сутками находился в дальних и утомительных рейсах, доставляя в срок ГСМ на объекты строительства.

     Благодаря тщательной подготовке машины к работе в зимних условиях, тов. Удовиченко с первого дня наступательных операций Красной Армии в текущем году, находясь в составе аэродромной роты, образцово справляется со всеми порученными ему заданиями.

     Остальной автотранспорт его отделения работает так же четко и безотказно. За период наступательных операций закрепленная за тов. Удовиченко автомашина ЗИС-5 прошла свыше 10.000 километров.

     Самостоятельно производит самые сложные ремонты. Проявляет инициативу в подборе трофейных запасных частей, за счет которых обеспечиваются своевременные ремонты автомобильного транспорта подразделения.

     Имея многолетний опыт в работе, повседневно передает его своим подчиненным. Настойчиво добивается экономии ГСМ и увеличения межремонтного пробега автомашин своего отделения.

     За образцовое сбережение автомашины, высокие показатели по перевозкам грузов, и в работе на строительстве аэродромов, ефрейтор тов. Удовиченко достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды.
     Командир 17 ОИАБ майор МИХАЙЛОВ. 11 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 210.

                *  *  *
 
     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 2 (в Рейхстаге, Ниша C) найдено в интернете. Установление его подлинного авторства не представляется возможным.
     Фото 1, 3, 4, 6, 7, 8  – КОРОЛЕВ С.Г., ВИНЦЕНТОВ М.В., СОЛОД Г.М., МИХАЙЛОВ И.М., АБРАМОВИЧ И.Ф., МХАТРИШВИЛИ И.Г. скопированы с учетно-послужных карточек (УПК), хранящихся в ЦАМО РФ.
     Фото 5 - МАНИН Ф.Ф. предоставлено Павинским краеведческим музеем (с. Павино, Павинский район, Костромская область, РФ).
     Идентификация надписи и художественная обработка снимков произведены автором статьи.


     2017 - 2021 гг.

     Для ознакомления с данными о других воинах Красной Армии, фамилии которых сохранены на стенах Рейхстага, и идентифицированы, необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949  .

     В 2020 г. в украинском издательстве «Харьков на ладонях» была издана моя книга «Автографы на стенах Рейхстага», куда вошли биографии первых 212* идентифицированных мною авторов сохраненных в Рейхстаге автографов Победы (см. первую статью - «О книге «Автографы на стенах Рейхстага» по ссылке: http://proza.ru/2020/02/23/1988 ).

     *После дальнейших исследований стали известны биографические данные еще более 70 авторов надписей. Фамилия КОРОЛЕВА Сергея Гавриловича была идентифицирована после издания книги.


Рецензии