Священномученик Аверкий Кедров

Священномученик Аверкий (Кедров), архиепископ Волынский.

День памяти:
14/27.11 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик архиепископ Аверкий (Кедров Поликарп Петрович) родился 2 марта 1879 года в городе Яранске Вятской губернии в семье священника.
Его родные братья – схиархиепископ Пахомий (Кедров Петр Петрович), епископ Михаил (Кедров Михаил Петрович) Вроцлавский в Польше и протоиерей Александр Кедров. Владыка Аверкий позже вспоминал, как они в детстве помогали отцу-священнику «петь, читать и храм прибирать».

Закончил Яранское духовное училище.
В 1900-м – Вятскую Духовную семинарию.

В 1904 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.
Обязанности инспектора академии исполнял тогда выдающийся подвижник, будущий духовник Государя Николая II Александровича и всей его Семьи архимандрит Феофан (Быстров), будущий святитель Феофан Новый Затворник.

С 4 ноября 1904 года до 1910 года Поликарп Петрович служил преподавателем Священного Писания в Литовской Духовной семинарии, город Вильно (ныне Вильнюс).
В этот период совершил поездки на Афон и в Иерусалим.

2 июля 1910 года архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) был пострижен в монашество с наречением имени Аверкий.
4 июля 1910 года рукоположен во иеродиакона.
5 июля – во иеромонаха.

С 8 августа 1911 года – ректор Волынской Духовной семинарии в городе Житомире Волынской губернии.

21 августа 1911 года возведен в сан архимандрита.

29 июня 1915 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, с пребыванием на правах настоятеля в Богоявленском монастыре Житомира.
Хиротонию свершили архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский), епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) и епископ Новгород-Северский Пахомий (Кедров) – старший брат владыки Аверкия.
Владыка Аверкий был председателем Волынского епархиального училищного совета, почетным председателем Житомирского губернского отдела Союза Русского Народа.

Во время Первой мировой войны принимал активное участие в помощи пострадавшим солдатам и их семьям, неоднократно выезжал на фронт в действующую армию с подарками и проявил там много мужества.

Был награжден орденом святого Владимира 3-й степени с мечами.

В 1917-18 годах – член Священного Собора Российской Православной Церкви.

После отъезда в эмиграцию архиепископа Евлогия (Георгиевского) и ареста епископа Фаддея (Успенского) владыка Аверкий был назначен епископом Волынским и Житомирским.
В 1921-22 годах – епископ Волынский и Житомирский. После закрытия Волынской Духовной семинарии организовал пастырские курсы в Житомире.

В июле 1922 года он был арестован по постановлению Волынского губернского ревтрибунала в городе Житомире и заточен в Дом предварительного заключения.
Обвинение при аресте: "распространение и хранение Послания патриарха Тихона".
До суда был освобожден под имущественное поручительство членов Свято-Николаевского братства.
15 ноября осужден по статье 72 УК УССР за "хранение и распространение среди населения контрреволюционной литературы".
Приговор: 2 года лишения свободы без строгой изоляции.
Постановлением Верховного трибунала при ВЦИК УССР от 19.12.1922 года срок наказания был сокращен на одну треть с поражением в правах на 5 лет после освобождения.

Находясь в заключении, перенес сыпной тиф, осложненный катаральной пневмонией.

После освобождения 12 марта 1923 года активно занялся проблемами епархии.
Служил в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в соборе бывшего Житомирского Богоявленского монастыря.
О его смирении осталось воспоминание одного из прихожан: "Захожу в Житомире в церковь, вижу: какой-то монашек подметает в храме. Оказалось, это епископ Аверкий в подряснике, в скуфейке трудится".
Епископ Аверкий любил служить всенощные службы ночью. Так, например, в праздники Трех святителей, святой великомученицы Варвары, святого Саввы Освященного служба начиналась в полночь, "Слава в вышних Богу" пелось на рассвете, потом начиналась литургия.

К ноябрю 1924 года проживал в Москве, где присоединился к братству епископов-исповедников Свято-Даниилова монастыря.
12 апреля 1925 года принял участие в погребении святого патриарха Тихона.
Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В 1926 году возведен в сан архиепископа – архиепископ Волынский и Житомирский.
Митрополит Мануил (Лемешевский) так характеризовал его: «Был человеком исключительно добрым, приветливым, глубоковерующим, как архиерей – доступным, общительным и этим стяжал общую и самую искреннюю любовь житомирян. Жизнь вел чистую и трезвую. Любил часто служить».
Возле его домика в Житомире был небольшой садик, в нем росли вишни, цвели цветы. Дети из церковных семей (их звали «юное братство») приходили поливать эти цветы. Усердные труды их вознаграждались – Архиепископ через окно раздавал им конфеты. Рассказывал детям о природе далеких краев, о нравах и обычаях населения, рассказывал и о своем путешествии по Святой Земле.
В будничные службы любил он стоять на клиросе, принимал участие в чтении и пении. Службу совершал истово, торжественно... Владыка Аверкий много делал для украшения и благолепия храма: восстановил роспись, установил для почитания частицу мощей святого Иова Почаевского (в раке). С правой стороны в нише храма была Голгофа. На время Пасхалии крест в ней заменялся Воскресшим Спасителем с белым знаменем, с изображением красного креста на нем.
Особым украшением храма был детский хор мальчиков в возрасте до десяти лет, не более. В канун именин Владыки организовывался крестный ход детей, которые несли маленькие хоругви, крестики и иконки, украшенные живыми цветами. Сам Владыка шел в крестном ходе, дети провожали его до входа в храм и пели церковные песнопения.

19 октября 1926 года он был арестован в Житомире.
Обвинение при аресте: "распространение среди верующих г. Житомира провокационных слухов с контрреволюционной целью".
Через три дня отправлен в секретный отдел ОГПУ в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму.
7 января 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден по статье 58-13 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки.

12 февраля 1927 года через Каракалпакский окружной отдел ГПУ направлен в ссылку в Ходжейлинский район Каракалпакии, Узбекистан.
Пробыл в ссылке в песках почти два года.
17 февраля 1928 года было принято решение о его досрочном освобождении, но дошло оно только через восемь месяцев.
По освобождении 24 октября было разрешено свободное проживание по СССР.

С конца 1928 года архиепископ Аверкий – управляющий Волынской епархией.

Владыка Аверкий был твердым противником Декларации митрополита Сергия (Страгородского). Совместно со своим братом владыкой Пахомием (Кедровым) составил послание, в котором прозвучала критика политики митрополита Сергия.
Читаем выдержки из этого послания: «Митр. Сергий является полным рабом, послушным орудием в руках известных нам... советских учреждений и утратил вполне свой морально-церковный авторитет... Словом, такого унижения и оплевания Святая Церковь еще не переживала.
Святая Церковь может быть подвергнута внешним бедствиям: гонениям и стеснениям, но отказаться от своей духовной свободы и достоинства не может, напротив, в бедствиях она еще более внутренне просветляется и непрестанно обновляется (2 Кор. 4, 16-17). Таков закон духовной жизни и отдельного христианина, и всей Церкви Христовой, почему узы и скорби мы понимаем как милость Божию, ибо увенчивает за них Господь верных Своих рабов (2 Кор. 4, 17). Но на унижение Святой Церкви, на попрание ее внутренней свободы Церковь никогда не согласиться. Нельзя свободу Церкви и ее достоинство предавать на попрание, «чтобы не быть гонимым за крест Христов» (Гал. 6, 12) – по слову Апостола.
Легализация, которую стараются проводить митр. Сергий и его Синод, является совершенно неприемлемой и невозможной, потому что она... противна природе Церкви, противна разуму, ибо стремится соединить несовместимое... В церковном отношении она преступна, ибо продает свободу внутренней жизни Церкви и кощунственно унижает ее святость и достоинство...
Новая церковная политика митр. Сергия вызывает великое смущение и соблазн в церковном народе и вообще у большинства верующих, от иерархов до мирян.
Сердце доброго пастыря, естественно, сжимается от нестерпимой скорби при виде этой потрясающей картины великого церковного разорения, наполовину произведенного рукою Предстоятеля Церкви. Не нужно нам таких реформ церковных. Лучше мы все вновь и вновь пойдем в узы и изгнание, лишь бы сохранить души вверенного нам народа Божия. Ибо все дадим великий ответ за погибель чад своих...
Если же временный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя будет упорствовать в своей затее и не освободит своего поста, то мы уйдем от него всею Церковью. Если же митр. Сергий преслушает голос Церкви, будет упорствовать в своей политике и претендовать на власть Первоиерарха, тогда он, конечно окажется церковным бесчинником и отщепенцем».

В 1928-29 годах архиепископа Аверкия довольно часто вызывали на допросы, в связи с чем служение литургии задерживалось порой на час и более. Во время допросов Владыка напоминал работникам органов, что по церковному уставу литургия должна начинаться не позже 12 часов дня и что его ждет собравшийся в соборе народ. Наконец, в 12-ом часу архиепископа выпускали, и он должен был спешить, чтобы успеть начать службу в положенный срок.
В эти же годы решался вопрос о становлении Церкви на Украине, о возможности выделения ее из Русской Православной Церкви в отдельную. Архиепископ Аверкий предостерегал от возможного церковного разделения. Многим запомнилось, как он однажды, опираясь на посох, произнес по этому поводу: "Осторожно надо!.." Он любил повторять это слово "осторожно", когда решались трудные церковные вопросы.

15 февраля 1930 года был арестован в городе Житомире.
Сразу после ареста отправлен в Москву и помещен в Бутырскую тюрьму, где находился во время следствия.
Обвинен в том, что был ознакомлен с письмом бывшего секретаря Иерусалимского Патриаршего подворья в Москве А.И. Дросси Константинопольскому Патриарху Фотию II, в котором описывалось бедственное положение Русской Православной Церкви в СССР.
4 апреля Коллегией ОГПУ СССР (судебной) был осужден по статье 58-5 УК РСФСР по групповому "делу Дросси Андрея Ивановича, г. Москва, 1930 г." в том, что "обсуждал совместно с Фотопулосом текст документа-фальшивки, предназначавшийся для а/с кампании за границей".
Приговор: 3 года высылки в Северный край через ПП ОГПУ.

В 1930-31 годах – в ссылке в городе Архангельске.

23 января 1931 года арестован Архангельским ОГПУ вместе с двадцать одним человеком – епископами, священниками и несколькими православными мирянами, которых обвинили в том, что они создали к/р группировку, вели а/с агитацию, а также оказывали материальную помощь ссыльному духовенству.
2 декабря 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден по обвинению в "участии в контрреволюционной группировке среди местного и ссыльного духовенства в г. Архангельске".
Приговор: ссылка в Северный край.

В 1932-33 годах – в ссылке в городе Тотьме Северного края.
В 1933 году арестован в Тотьме.

В 1934-37 годах находился в ссылке в Бирске, в Башкирии.

25 июля 1937 года арестован в Бирске.
Против Владыки было выдвинуто множество обвинений.
10 ноября 1937 года тройкой при УНКВД Башкирской АССР был осужден по статьям 58-6, 58-11 УК РСФСР за "создание и руководство к/р повстанческой организацией".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

27 ноября 1937 года расстрелян в Уфе.

В 1981 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 416, 834, 922, 957.
2. Дойков Ю.В. По ком звонит колокол// Волна. Архангельск, 1994. 29 марта.
3. Архиепископ Аверкий (Кедров)// Вестник РХД. 1985. N 145 (III). С. 235-240.
4. Вятские епархиальные ведомости. 1910. № 31.
5. Волынские епархиальные ведомости. 1915. № 27-28.
6. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 1. С.23-24.
7. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 60.
8. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 92.
9.Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384 с. С. 114-115.
10. Тимиряев Е.Р. Александров И.В. Утешай в скорбях и испытаниях// Православная Житормирщина. 2000. Октябрь. Газета в папке mo07.
11. Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 1: А-Алексий Студит. М.: "Православная энциклопедия", 2000. С. 129.
12. Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн. 2. Киров (Вятка), 2004. 64 с. С. 4-6.
13. Вестник РХД, № 145, 1985.
14. http://zarubezhje.narod.ru/mp/m_111.htm (сайт "Религиозные деятели русского зарубежья").
15. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Том_Лист Л. 74.
2. Архив БЦКМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 10.
3. Список канонических архиереев, проживающих в России. 1924 г.
4. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-33647.


Рецензии