Молясь за тех и за других

Петербург красивый город. Белые колонны дворцов, прямые проспекты, тонкие шпили Петропавловки и Адмиралтейства. И на этом фоне как то совсем по-домашнему, по-родственному  смотрятся пряничные  купола храма «Спаса на крови» до боли напоминающие храм Василия Блаженного.
Таким  внешним видом  собор обязан Александру 3-му. Дело в том, что, когда городские власти через несколько дней после убийства Александра 2-го  обратились к нему с предложением построить на месте убийства отца  храм, он согласился, но поставил условия: Храм должен быть в старорусском стиле и место убийства должно быть внутри храма. Оба условия были выполнены. Для этого пришлось даже закопать часть канала, рядом с которым произошло убийство.
Храм строили долго с 1883 по 1907 год. Это потому, что все  иконы в нем не нарисованы, а сделаны из мозаики.  Учли отрицательный опыт Исаакиевского собора. В нем росписи, из-за гнилого Петербургского климата, начали портиться еще до освящения храма. А создание мозаики - это очень трудоемкий процесс.
Когда я бывал в Питере в советское время, храм был закрыт, и никакого музея в нем не было. И я думал, что это делалось из идеологических соображений.
Ведь храм построен на месте гибели Александра 2-го, убитого бомбой народовольца Гриневского. С тех пор в официальной русской прессе Александра 2-го иначе как царем мучеником и не называли. В Петропавловской крепости- усыпальнице дома Романовых его надгробие, в отличие от остальных розового почти красного цвета – цвета крови.
Нас же учили, что мученики – это его убийцы: Софья Перовская, Желябов, Михайлов, Рысаков,  Кибальчич. Последний, схваченный жандармами, находясь в камере, изобрел летательный аппарат для межзвездных перелетов.  И это не удивительно. Они же – титаны духа.
Но, оказывается, храм начали реставрировать еще в 1970 году, то есть за двадцать лет до падения советской власти, просто реставрация, как и строительство, шло очень долго, и закончилось  лишь в 1997 году.
То есть сторонники убийц все – таки решили восстановить памятник убитому. Хотя храму не раз грозило уничтожение. В 1941 году его хотели взорвать, подобно храму Христа спасителя, во время немецких бомбежек  в него попала бомба, и только чудом не взорвалась. За свою историю он был складом, моргом (в блокаду), но, в конце концов,  все-таки стал музеем. А сейчас поговаривают, что его передадут Русской Православной церкви, также как Исаакиевский собор, хотя  они даже в дореволюционные времена ей не принадлежали, а были собственностью царской семьи.
Сейчас вокруг храма много надписей о деяниях Александра- 2-го освободителя. И крестьян он освободил и судебную реформу провел и безвинно пострадал. Одно слово мученик. А про народовольцев теперь  либо молчат, либо изображают кровавыми маньяками 
 И где,  правда? Кто мученики царь или повешенные?
А я думаю, что и те и те. Каждый  отстаивал свою правду.
Как тут не вспомнить Максимилиана Волошина

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.


Рецензии
Очень красивый храм.

"А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других".

Нам остаётся только это.

Хорошо Вы написали, Сергей!

Светлана Данилина   28.11.2017 01:42     Заявить о нарушении