Маяк. вариант

режиссёр Саша Кузнецов
©  Copyright: Саша Валера Кузнецов, 2012
E-mail: kuznecovsasha@mail.ru



               
                “М А Я К.партизан”


1.

Из темноты и тишины маленького просмотрового зала СИНЕклуба возникает свечение экрана, синефантомы тенями мелькают, будто вновь колышется покрывало Майи, плывут титры.

Маяковский и Фрида: вирированная фотография 1926-го года, сделанная её мужем Ривейрой.

Маяковский и Фрида с пистолетом в руке, стоят у облупленной стены патио, где цветет кактус. Её распахнутая рубаха, слегка обнажает смуглую грудь.

Покрывало экрана во внутреннем дворе превращается на глазах членов левого СИНЕклуба смотрящих эти кадры в небольшом просмотровом зале - в знамя голубого шёлка - огромное, полностью прикрывающее тела, шевелящиеся в агонии любви - под знаменем с лейблом "Трудовые резервы" - как раз на чьей-то жопе облепляя, пошевеливаются революционные знаки - молот с серпом.

ГОЛОС МАЯКа:

"Ночь. Лежу на чужой жене.
Потолок прилипает к жопе.
Клепаю кадры родной стране
Назло буржуазной Европе… "


2.
Простыня экрана ширмой через комнату. Изображение со старой КИНОплёнки в стиле советского "учебного кино". Дымно.

КИНОхроника – десятые годы двадцатого века. Футуристы в России.
(стилистика документального вертовского кинематографа)

ДИКТОР: «рог футуризма» зовёт в путь, далекий от борьбы за создание «революционного искусства. Великая ломка, начатая нами во всех областях красоты во имя искусства будущего – искусства футуристов, - не остановится, да и не может остановиться...


3. Титр:


                Г И Л Е Я


Бегущая строка:(Название предложено поэтом Бенедиктом Лившицем, позаимствовано из «Истории» Геродота, где Гилеей (Hylaea) он называет часть Скифии за устьем Днепра.


4. ГОЛОС ДИКТОРА "УЧЕБНОГО ФИЛЬМА"-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ НА МЕСТНОСТИ
Здесь в Таврической губернии находилось имение Чернянка, где прошло детство и юность братьев Бурлюков. В 2011 году усилиями энтузиастов найден дом в селе Чернянка, где происходило рождение группы, ранее считавшийся не сохранившимся.
Вожаком группы был Велемир Хлебников, организатором Давид Бурлюк. По их инициативе в 1910 году вышел первый сборник будетлян - «Садок судей 1». В группу входили В. Маяковский, Каменский, А. Кручёных, Е. Гуро.


5.
ВИДЕО-КОЛЛАЖ - Сборник группы «Гилея»

ДИКТОР
Среди поэтических групп начала XX в. «Гилея» была самой «левой» и наиболее громкой из всех футуристических групп. Имела своё издательство «ЕУЫ», «гилейцы» принимали участие в многочисленных тогда литературных диспутах, пропагандируя левое искусство. Группа выпустила альманахи: «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей 2», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна» (все в 1913 году), «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас»---


6. 80-е ГОДЫ 20 ВЕКА
Члены клуба СИНЕфил реконструируют собрание в студии на последнем этаже - внизу огни города и три светофора на сложном перекрёстке -сцену шуточного создания ПАРТИИ АВАНГАРДНО-РЕВОЛЮЦИОННОЙ НАПРАВЛЕНИЯ АНАРХО-СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ (ПАРНАС)


ГОЛОС за кадром-ДИКТОР "учебного фильма"
Николай Гумилёв писал: «Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью. Только будущее покажет, „германцы“ ли это, или… гунны, от которых не останется и следа».


7.
КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ
«Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Мишени».

В марте 1913 года группа «Гилея» вошла в объединение художников «Союз молодёжи», но название «Гилея» использовалось футуристами. «Гилея» вместе с «Союзом молодёжи» организовали театр «Будетлянин», где поставили трагедию «Владимир Маяковский» с автором в главной роли (художники П. Филонов и О. Розанова)

8.
СПЕКТАКЛЬ - РЕКОНСТРУКЦИЯ
«Владимир Маяковский» с автором (МАЯК) в главной роли (художники Лев Николаев и Виктор Скалкин)

Деятельности будетлян во многом помогал меценат Л. И. Жевержеев; после того, как он перестал давать деньги на издания и спектакли - объединение распалось.

БЕГУЩАЯ СТРОКА внизу экрана:

"название существующего с 1989 года издательства «Гилея» взято в честь литературной группы"

9.
ВЕДУЩИЙ клубы СИНЕфил выходит перед экраном и на фоне мерцающих кадров говорит:

«Пощёчина общественному вкусу» — первый поэтический сборник кубофутуристов (петербургская поэтическая группа «Гилея»), вышедший 18 декабря 1912 года. Наиболее известен, благодаря сопровождавшему его,  одноимённому манифесту.
=======================

Часть 2

=================

1
МОСКВА-Комната Маяковского
Актер, играющий Владимира Владимировича (далее просто МАЯК, 37 лет), получает конверт из рук посыльного в лётном шлеме.

Достаёт из пакета фотографию густобровой женщины, явно мексиканки из индейцев племени майя.

Фрида – топлесс и с пистолетом в вытянутой руке---

ФОТО - переход - на видео---

---Фрида направляет пистолет прямо на него и на нас с вами.

Маяк идёт по современным ночным улицам...

---на фоне изображения плывут, снизу вверх, буквы - текст манифеста «Пощёчина общественному вкусу». И голос диктора вторит написанному (будто читает с экрана в момент зарождения смыслов).


ДИКТОР (продолжает). Сборник «Пощёчина общественному вкусу» наиболее известен, благодаря сопровождавшему его, одноимённому манифесту.

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми, всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке.

Такую награду даёт судьба портным.

С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря  в  е г о  о б ъ ё м е  произвольными и производными словами (Слово-новшество).

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока ещё и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то всё же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
========================================================

АВТОР - продюсеру: Но наша история о любви. Любви вне времени и пространства. Этот сюжет понравился бы Маяковскому, он захотел бы прожить его до конца, молодой и свободный от идеологии. Любовь к путешествиям привела его в Мексику. Один великий мудрец говорил, что надо много путешествовать, тогда душа устаёт гнаться за измученным телом, прячется и следит за ним, из укромного места…

Так поэт подружился в Нью-Йорке с художником Диего Риверой, будущим мужем прекрасной, гениальной художницы, переворачивающей мир на своих полотнах, вместе с красками и светом моря. Теперь она на тропе войны. В Мексике революция и она всегда с пистолетом.

В 1912-ом году Футуристы издают сборник.


5
Фотографии картин Кандинского.


6
МОСКВА. Хроника Начла двадцатого века с 1908 до 1917 г.г.

ЧАСТЬ 2
======================================
ПЕТЕРБУРГ-МОСКВА. Хроника, снятая  до 1917 года.

Актерские голоса за кадром, читающие текст Бурлюка из сборника:

МАЯК.  Почему?

ПЕРВЫЙ. Никто оттуда не выходил

ВТОРОЙ. Никто?

ПЕРВЫЙ. Никто.

ВТОРОЙ. Ни один?

ПЕРВЫЙ. Нет.

ВТОРОЙ.  Да. А как я проходил мимо, один всё-таки там стоял.

ПЕРЫЙ. Перед дверью?

ХРОНИКА (революционных событий, в отдельно взятой СТРАНЕ с начала до конца века 20-го...)

ГОЛОС Маяковского.  Обновленная жизнь требует новой общественности и нового проповедничества.

Наша раскраска — первая речь, нашедшая неведомые истины. И пожары, учиненные ею, говорят, что прислужники земли не теряют надежды спасти старые гнезда, собрали все силы на защиту ворот, столпились, зная, что с первым забитым мячом мы — победители.

Ход искусства и любовь к жизни руководили нами. Верность ремеслу поощряет нас, борющихся. Стойкость немногих дает силы, которых нельзя одолеть.
Мы связали искусство с жизнью.


9
МЕКСИКА
Комната Фриды с полотнами вдоль стен, прислонённых тут и там кое-как.

Она лежит на широкой низкой кровати без ножек, накрытом лиловым покрывалом. Задирает длинную ситцевую мексиканской расцветки юбку – под ней гипс до самого горла, - грудная клетка загипсована и забинтована.

И она рисует по белой ткани бинтов - кистями, цветными масляными красками.


10
Картины футуристов.  Маяк бродит под окнами длинного здания, где по фасаду, вдоль многометровой стены из дикого камня – окна, окна и окна.

Он движется вдоль стены, отражаясь в стеклах здания.
ЗА ПЫЛЬНЫМИ ОКНАМИ РАБОТАЮТ ШТАМПОВОЧНЫЕ МАШИНЫ

ЧАСТЬ 3
==============================

ХРОНИКА до 1930-го года – Нью-Йорк.

ГОЛОСА (продолжают за кадром)  --- Первый и Второй голоса сливаются, сходятся и вновь расходятся, но различимы не так ясно, как в начале:

ВТОРОЙ.  Перед дверью. Стоит и руки расставил.

ПЕРВЫЙ.  Да! Это потому, что он не хочет никого впустить.

ВТОРОЙ.  Никто туда не входил?

ПЕРВЫЙ.  Никто.

ВТОРОЙ.  Тот, который руки расставил, тот там был?

ДУЭТ. Внутри? Внутри…

ХОР АНГЕЛОВ (нараспев)  Да, да, внутри.

ПЕРВЫЙ.  Не знаю. Он руки расставил только затем, чтоб никто туда не вошел.

ВТОРОЙ.  Его туда поставили, чтоб никто туда внутрь не вошел? Того, который расставил руки?

ПЕРВЫЙ.  Нет. Он пришел сам, стал и руки расставил.

ВТОРОЙ.  И никто, никто, никто оттуда не выходил?

ХОР (поют, словно ангелы) Никто, никто. НИКТО – НИКТО – НИКТО…


12
ХРОНИКА. Мексика 20-х г.г.

ГОЛОС Маяка (читает стихотворение Маяковского)

                О, как эта жизнь читалась взасос!
                Идешь.
                Наступаешь на ноги.
                В руках
Превращается
  ранец в лассо,
                а клячи пролеток -
  мустанги.
Взаправду
                игрушечный
                рос магазин,
                ревел
 пароходный гудок.
                Сейчас же
                сбегу
                в страну мокассин -
                лишь сбондю
                рубль и бульдог.
                А сегодня -
                это не умора.
                Сколько миль воды
                винтом нарыто, -
                и встает
                живьем
                страна Фенимора
                Купера
                и Майн-Рида.
                Рев сирен,
                кончается вода.
                Мы прикручены
                к земле
о локоть локоть.

Фотография множества висящих бородками вниз, ключей разной форма и размеров.

ТИТР:
Завершено строительство узкоколейной ж/д, соединившей
г.Санта-Крус – Бравос заливом Вознесения,
построенной пленными индейцами
майя и политическимизаключенными.

13
сцены реконструкции, имитирующие хронику-Начало Мексиканской революции 1910-1915 гг.

ДИКТОР (повторяет за кадром текст титров).  Завершено строительство узкоколейной железной дороги, соединившей города Санта-Крус и Браво с заливом Вознесения, построенной пленными индейцами майя и политическим заключёнными. Начало Мексиканской революции тысяча девятьсот десятого – тысяча девятьсот пятнадцатого годов.

ЧАСТЬ 4
=============================================

1
ХРОНИКА – Мексика 1920-х г.г.

ТИТР:
Санта-Крус-Браво. Отряд революционного ген. С.Риверы (50 чел) без боя занял город.
Встреча ген. С.Риверы с Великим отцом свободных майя Кауичем в джунглях Юкатана, где индейцы майя в течении 14 лет вели партизанскую войну.

Фотографии повстанцев – революционеров майя.

ТИТР:

Чан-Санта-Крус. Индейцы майя-крусобы после 15 лет борьбы победно возвратились
в свою столицу. Больше никогда ни одна другая армия не нападала на их территорию.

2
Маяк входит в комнату Фриды. Перебирает полотна, расставленные вдоль стен комнаты.

ГОЛОС - стихотворение Маяковского то появляется, то исчезает, как бы мерцая словами и ритмом, - голосом актёра за кадром.

ГОЛОС МАЯКА. Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно
Увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
Огни обручали браслетами ноги.
Толпа пестрошерстая быстрая кошка
Плыла, изгибаясь, дверями влекома
Каждый хотел протащить хоть немножко
Громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы
В глаза им улыбку протиснул, пугая
Ударами в жесть, хохотали арапы,
Над лбом расцветивши крыло попугая.

Он разглядывает картины, протирает полотна, снимает с них слой пыли –
---кадр за кадром.

Полотна футуристов с их яркими красками и угловатым, кубистическим ритмом, переходят в неоновый шум ночных улиц Петербурга и Москвы сегодняшнего дня. На фоне ночной, фантастической игры рекламных огней, света фонарей улиц и машин,---

---футуристическая жизнь большого города с участием актёра в роли Маяковского.

Маяк, с бритой до блеска головой с отражающимися на ней бликами фонарей.

Маяк, словно он - прохожий, двигающийся, как сомнамбула вдоль витрин, перемещающийся в пространстве ночного города - 

---здесь и там по залам кафе

---и ресторанов, проходящий незамеченным среди людей и пассажиров –

---трамвая,

---троллейбуса и –

---метрополитена.

В кадр врывается современная музыка из открытых машин, вставших у светофоров, мерцающих жОлтым и красным, отражающимся светом –
---на его лысом, гладком черепе.


ГОЛОС Маяка (за кадром). …Исступленному городу дуговых ламп, обрызганным телами улицам, жмущимся домам — мы принесли раскрашенное лицо - старт дан и дорожка ждет бегунов.

7
МЕКСИКА

ГОЛОС Маяка (продолжает).  Созидатели, мы пришли не разрушить строительство, но прославить и утвердить. Наша раскраска не вздорная выдумка, не возврат — неразрывно связана она со складом нашей жизни и нашего ремесла.

Ривера и Фрида с Маяком на фоне картин в галерее.

ТИТР:

  18 декабря 1912


ГОЛОС Маяка (продолжает).  Заревая песнь о человеке, как горнист перед боем призывает она к победам над землей, лицемерно притаившейся под колесами до часа отмщения, и спавшие орудия проснулись и плюют на врага.
Обновленная жизнь требует новой общественности и нового проповедничества...

9
МЕКСИКА

Фрида в инвалидной коляске на берегу океана.
Чьи-то руки катят её по пляжу вдоль волны, вымывающей песок.

ДИКТОР:
Мексика! Фрида ждёт возлюбленного и к ней приезжает наш поэт Маяковский! Знакомит их Диего Ривера, будущий муж Фриды. Она больна после аварии, но вокруг живут революционные полотна и люди друзья повстанца Риверы. Они понимают друг друга без слов.


12
Индейцы майя в хронике, реконструкциях с актерами и на фотографиях того времени.

По экрану плывут титры с множеством фамилий, имён создателей фильма, авторов фотографий и живописных полотен, а также участников производства. Маяк отвечает на вопросы Репортёра. (Репортёр здесь берёт на себя роль как бы ведущего телевизионной программы)

МАЯК. Это, в принципе, невозможно. Культура доколумбовского периода была для них предметом гордости. Диего и Фрида были глубокими патриотами своей настоящей национальной идентичности. В Мексике революция способствовала тому, что ее жители начали задумываться над «новой Мексикой», был поиск нового уровня национализма и «новой мексиканскости». Фантастика, как эти глубокие патриоты-искатели объединили идеи революции с национальным.

РЕОРТЁР. Почему это интересно для нас?

МАЯК. У нас проходят очень похожие процессы. 20 лет тому назад распалась большая империя, и союзные республики начали искать себя. Украина до сих пор ищет, что она для мира: борщ, вареники или Чернобыль? Мексика прошла это в свое время. Диего предложил Фриде надеть национальный наряд определенного штата. А Мексика — это Соединенные Мексиканские Штаты, между прочим. Если бы они жили у нас, то Диего бы сказал: «Милая, а не хочешь ли надеть гуцульский костюм?»

РЕПОРТЁР. Как вы сейчас, войдя в роль Маяковского, можете ответить на мои вопросы, будто Маяковский сейчас здесь, с нами?

МАЯК. Очень интересная ситуация… сегодня Владимир Владимирович ходил бы на Триумфальную и Болотную - каждое 31-е число, я думаю…

-----------------------------------------

Дальше идут помехи, экран сереет и мерцает, телепередача как бы подменяется хроникой сегодняшних событий на площадях и улицах.

Титр:
с ужасом отстранять от гордого чела своего
из банных веников   
сделанный Вами Венок грошовой славы

13

Шёлк знамени шевелится - зад приподнимается - покрывало сползает ---

АНГЕЛ №1. Я тебя люблю - прошептала она - осыпает поцелуями его голову)

АНГЕЛ №2. Наклонись же ко мне...

МАЯК. Приголубь меня

ФРИДА. что с тобой?

ХОР. Ах!..

ВЫСТРЕЛ!..

конец

kuznecovsasha@mail.ru


Рецензии