Vivat, концертино!

      «Встречают по одёжке», - вспомнилось мне, когда поднялся занавес филармонической сцены, - первое, что мы увидели, придя на юбилейный концерт «Концертино», - это новые костюмы солистов камерного оркестра. (Все – в элегантном, красно-чёрном, «испанистом»). Оказалось, это подарок облгосадминистрации к 45-летию оркестра, созданного в далёком 1972 году знаменитым Юрием Павловичем Хилобоковым. Эстафету подхватила его дочь Наталья Юрьевна, Заслуженный деятель искусств Украины, возглавляющая «Концертино» уже 11 лет. Оркестр начал с хрестоматийного – «Маленькой ночной серенады» Моцарта, именно этой пьесой началось его первое публичное выступление. После «Серенады» прошла торжественная часть – награждение грамотами артистов филармонии (солистов камерного), пожелание им успехов и вдохновения в дальнейшей работе.
       Первое отделение концерта началось, как и предполагалось,  с музыки Барокко, так любимой Натальей Юрьевной. Но в этот раз обошлось без Вивальди - чтобы расшевелить публику исполнилась уморительно весёлая пьеса Жана Ремо «Курица», после которой перешли к серьёзным формам. Прозвучал концерт для флейты и камерного оркестра Андре Жоливе. Этого французского композитора  ХХ века называли «Гогеном в музыке» - за пристрастие к экзотическим культурам (Африка, Полинезия).  Жоливе много экспериментировал – какие только инструменты не солировали в его многочисленных концертах! Даже волны Мартено (это такой электромузыкальный инструмент (изобретение начала ХХ века), «извлекающий плавные , вроде неземные звуки».  Но на концерте, играя на флейте, неземные звуки для нас извлекал Роман Иевский, ещё недавно студент нашего музучилища, теперь – лауреат многих конкурсов, в т.ч. международных; студент Львовской консерватории. (Мы всегда с нетерпением ожидаем его возвращения в родной город, ибо: «По-ангельски флейта поёт - сопраново, празднично, чисто…). Браво, Рома!
       Затем оркестр исполнял пьесы современников - известных украинских композиторов – Александра Гоноболина (Херсон), Николая Стецюна (Харьков) и Ганны Гаврилець (лауреат Шевченковской премии, Киев), при этом солировали сёстры Рахманины – Дарья и Алевтина. А их отец – Андрей Рахманин, солист Киевского камерного ансамбля Национальной филармонии, исполнил вместе с «Концертино» всеми обожаемого, и тоже давно ожидаемого  Астора Пьяццоллу, короля и реформатора аргентинского танго (пьеса «Весна»:

Танцует май под Астора Пьяццоллу,
В нем  - ласки зной и молнии излом.
Зажжёт звезду заря над суходолом,
И ливнем хлещет соловьиный гром!

Танцует ночь под Астора Пьяццоллу,
Ритм танго так волнующе остёр.
В нем слышен твой,  Любовь, манящий голос,
Зовущий вновь взойти на твой костёр.

 Но я несколько забежала наперёд.  Ведь перед Пьяццоллой  звучал моцартовский концерт для фортепиано с оркестром № 21, до мажор, 2-я часть (солист – лауреат международных конкурсов Сергей Григоренко (Львов), тоже наш выпускник. Моцарт – лучезарный Бог музыки!.. И весь зал устремился, «на зов волшебной флейты звонкой», туда, где «голос Моцарта беспечный сонатой солнечной звучит»,
 
Где, веселясь, в потоках света,
Свежи, блистательно легки,
Летят аккорды менуэта,
Рождая новые стихи!
 
(Я вспоминаю, как мой отец, уже 80-летний, плакал, слушая по радио Моцарта: «Таня, ну как такое может сочинить человек?» - Я тоже не представляю, папа!).

          В нашем концерте оказался сюрприз для публики – две пьесы  современного итальянского композитора («Мама» и «Зима»). Маэстро не только сотрудничает с «Концертино», но сам приехал в Кропивницкий поздравить оркестр с юбилеем.
Затем несколько уставшему зрителю предложили лёгкую, развлекательную музыку. После «Польки» гениального Альфреда Шнитке (никто не мог усидеть на месте!), настал черёд Лероя Андерсена, «американского композитора оригинальных и очаровательных миниатюр», с которыми нас давно знакомит Наталья Хилобокова.
Кстати, с Натальей Хилобоковой, просто Наташей, мы знакомы давно: практически ровесники, учились в одной школе. Как я была благодарна ей, когда она полвека спустя  на презентацию моего «Прощального звездопада» привела весь камерный оркестр музучилища, сорвав тем репетицию оркестра симфонического  - играли Моцарта и Альбинони!). Но вернёмся к пьесам Андерсена. Прозвучал его «Вальсирующий кот» и, наверное, каждый из нас представил танцующим добродушного «Велюрового кота» Андрея Липатова, а кто-то -   булгаковского Бегемота. (Здесь я всё-таки позволю себе отступление и напомню читателю о большой любви Натальи Хилобоковой к  «братьям нашим меньшим» - кошкам. Отношение к этим изящным загадочным существам – одно из ярких проявлений её большого сердца, доброго и  любящего; и я восхищаюсь Наташей).
         После второй пьесы Андерсена «Plink, plank, plunk”, (в которой хлопки музыкантов - в ладоши - работали, как рифмы в стихе – отбивая метр и веселя публику), с бокалом вина на сцену вышел наш любимый баритон Александр Безай в образе князя Орловского из «Летучей мыши» Штрауса:

Эту чашу пью за дружбу нашу!
За огонь во взорах, за сердечный порох!
Эту чашу пью за дружбу нашу,
За веселье до утра!

Но «веселья до утра» не получилось, концерт упорно близился к концу. Саша Безай исполнил ещё одну арию – «Снова туда, где море огней…» и тем поверг меня в воспоминания 60-летней давности о том, как старший брат привёл меня в Дом офицеров на премьеру нового музыкального фильма «Мистер Икс» с Георгом Отсом в главной роли - моё первое знакомство (1958) с Имре Кальманом – любовь forever!
          А вот и финал концерта – завораживающий вальс Петра Ильича Чайковского – адажио из «Щелкунчика». И он же на «бис». В воздухе филармонии запахло рождественской сказкой Гофмана, мандаринами и новогодней ёлкой.

Что прожит год – не сожалейте.
Оставив в прошлом груз невзгод,
Как в новый мир, доверясь флейте,
Смелей входите в Новый год!

Спасибо,  «Концертино»,  за праздник! Если ваш концерт считать отчётом о 45-летней деятельности камерного оркестра, то он удался на славу. Ещё немного – всего 5-летка – и мы снова соберёмся – отметить 50-летие любимого оркестра. Желательно, в том же составе!

                Татьяна Березняк


Рецензии