Обучение войск

Боевая подготовка ЗРВ – основа их боевой готовности. Это хорошо испытал на себе, когда служил в войсках. Именно хорошая собственная подготовка и подготовка боевого расчёта позволила мне в 1965 году, на полигоне Ашулук, на отлично выполнить стрельбы.
 
В силу своего характера мне всегда нравилось проводить занятия. Не смущала  меня любая аудитория. Это были сослуживцы отдела, управления, боевые расчёты ЗРВ, инструктора полигонов, слушатели курсов, участники ракетно-стрелковых конференций армий ПВО, участники высшего командного состава ЗРВ.

Разработав и хорошо опробовав на практике свои методики, чувствуя их практическую значимость, старался довести их до слушателей. Особенно много времени уделял боевым расчётам ЗРС С-300П, участвующих на учениях, испытаниях, отправляющихся на боевые стрельбы. Учил их тому, как им:
- оценить помеховую обстановку (измерить уровень помехи, действующую на РЭС);
- оценить свои возможности по обстрелу целей в создавшейся помеховой обстановке.
- создать нужную помеховую обстановку для тренировки боевого расчёта.

Проще говоря, учил их не бояться помех, даже тогда когда экраны индикаторов полностью засвечены помехой.

Таких занятий  и выступлений провёл бессчетное количество раз:
- во 2 ЦНИИ с боевыми расчётами Московского округа ПВО. Они накануне отъезда на полигон прибывали в институт  для тренировки на разработанном институтом экспериментально-моделирующем комплексе (ЭМК) «Тверца».
- на полигонах Балхаш и Ашулук при подготовке расчётов привлекаемых на учения;
- в дивизионах Ярославского корпуса ПВО, на базе которого проводилось учение «Арктика-86»;
- в учебных центрах Костерёво и Гатчине с боевыми расчётами, проходящими переподготовку;
-на испытаниях системы обороны Москвы С-50, при проведении её испытаний в условиях помех;
- на ежегодных ракетно-стрелковых конференциях в Московском округе ПВО, в Ленинградской армии ПВО, в Архангельской армии ПВО;
на ежегодных ракетно-стрелковых конференциях высшего командного состава ЗРВ.

Запомнилось масса приятных для воспоминания эпизодов.
 
На учении «Арктика -86» проводил занятия в зрбр, в которой в 1968 году, будучи слушателем в МВИЗРУ, проходил стажировку.
 
Ракетно-стрелковая конференция в Архангельской армии ПВО проходила в заполярном круге, в Оленегорске. В этих краях был впервые. Помимо пленарного выступления предложил провести свои занятия в дивизионах. Одно из занятий было проведено в Североморске. Проезжали через Мурманск, мимо усталых подлодок, прижавшихся к берегу.

Всегда тепло меня встречали в Ленинградской армии ПВО. В эти годы в ней служил сын Сергей. Он после отличного окончания МВИЗРУ служил на ЗРС С-300П. Многие об этом знали, так как на ракетно-стрелковой конференции присутствовал командир рижской зрбр, бывший командир Серёжиного зрдн Андросов Александр Матвеевич. Он, учась заочно в Калининской академии, бывал у нас в гостях.
 
Помню, в зрдн, расположенном около г.Клин, мы прибыли для проведения занятий в час ночи. Нас ожидали полковники РЭБ, накрытый стол и боевой расчёт. После двухчасовых занятий состоялся приятный дружественный ужин.
 
В ноябре 1986 года, по просьбе офицера отдела боевой подготовки ЗРВ полковника Полякова А.И. с удовольствием провел восьмичасовые занятия с инструкторским составом полигонов в 4ЦОКК ЗРВ ПВО в Костерёво и в 11УЦ ПВО в Гатчине.
 
Возле Гатчины, расположенной в 70 км от Ленинграда, находится 11УЦ ПВО. В нём велась переподготовка боевых расчётов ЗРВ. Сюда 14 декабря, всё того же, напряжённого 1986 года распоряжением главного штаба ЗРВ меня направили для проведения занятий по помехам и всем тем, что с ними связано. Путь в УЦ не лёгкий. В 18-45 из Калинина поездом «Аврора» выехал в Ленинград, куда прибыл в 23 часа. Перебравшись с Московского на Балтийский вокзал, в 23-40 электричкой выехал в Гатчину. Через час был в Гатчине Балтийской. Из комнаты милиции позвонил дежурному по УЦ, попросил прислать за мной машину. На машине, прибывшей через час, был доставлен в УЦ. В 3 часа ночи был размещён в одноместном люксе гостиницы УЦ.

15-го готовился к занятиям, а 16-го провёл их в течение 4-х часов. На занятиях было около 150 офицеров УЦ, полигонов и войск. Многие из присутствующих офицеров были мне знакомы. Встретился с Серёжиным однополчанином Шемистом. С ним потом беседовали более двух часов. Встретился с Борей Киселёвым. Он, бывший инструктор с Балхашского полигона, перевёлся служить в отдел боевой подготовки Ленинградской армии ПВО. Борис предупредил, что меня собираются пригласить на ракетно-стрелковую конференцию по итогам года, которая будет проходить в феврале 1987 года.

Использовал командировки и в личных целях. В этот раз из центра меня довезли до Ленинграда на командирской Волге, устроили в гостинице Северо-западного пограничного округа. Здесь же организовал себе культурную программу. Посетил Петропавловскую крепость, Петродворц, посмотрел и послушал в театре имени Ленсовета рок-оперу «Юнона и авось», в театре драмы и комедии посмотрел какой-то спектакль.
 
Интересно получилось с рок-оперой «Юнона и авось». Я, конечно, не театрал. Не слежу за афишами, поэтому, пользуюсь услугами театральных билетерш. Тогда они были грамотными, доброжелательными и с удовольствием советовали таким командированным как я, куда лучше пойти. Подойдя к уличной театральной кассе, засомневался, куда мне пойти, на незнакомую мне рок-оперу или на выступление какого-то пародийного артиста? «Конечно, на рок-оперу!» – настойчиво предложила билетерша. До сегодняшнего дня «Юнона и авось» на слуху. Постоянно вспоминаю тот счастливый случай – «я там был».

19-го декабря в 15-50 «Авророй» отправился домой в Калинин. Наконец, окончился для меня наполненный бесконечными событиями 1986 год.


Рецензии