Ускользающие полотна

   Тот Летний сад, где статуи не спят,
   Где дремлет Вечность за чугунною решеткой...

Впервые я был сражён так сильно картиной в далёком 1970 году. Приехав в город на Неве из провинциального городка, гуляя по Невскому, Дворцовой площади поражался красотой и какой-то праздничной "умытостью" города. Сердце ликовало, пело, хотелось восторгаться и парить птицею над его мостами, Ростральными колоннами, Петропавловской крепостью, золотой иглой Адмиралтейства; прикоснуться к уздечкам вздыбленных коней Клодта на Аничковом мосту...

Очаровывала гранитная набережная Невы - незыблемая твердыня, помнившая Достоевского, Гоголя, Пушкина, поэтов Серебряного века...

И вот - Эрмитаж, архитектурный шедевр Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Само название очаровывало своей нездешней французскостью; воистину - "приют отшельника"! Бывшая зимняя резиденция русских царей величественно сияла сине-белым фасадом на брегах Невы, равнодушная к сущности и тщете людской, НАД и ВНЕ времени...

Осмотреть за день все залы музея - задача неблагодарная. Но ведь времени не так много в запасе, нужно ещё и в Кунсткамеру, и в Русский музей, и по городу, и в пригороды Ленинграда. Вот и бродил я по великолепным залам дворца целый день,
к концу совершенно ошалевший от обилия впечатлений. Интерьеры просто поражали: галерея старых мастеров, зал Тициана, лоджии Рафаэля, Малахитовый зал...

Ни разу в жизни не видевший ни одной картины в подлиннике, я просто терял голову. Полотна Караваджо, Боттичелли, Рубенса, Джорджоне, голландцев...К вечеру уже хотелось двигаться к выходу, на волю, на воздух. И вдруг...Две небольших картины притянули мой взор, ошарашили, приковали, как невидимой цепочкой. Не поняв, что же произошло, я взглянул на подписи под рамой: Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа", и "Мадонна Литта".

Что, как провинциальному школьнику привиделось и явилось в этих небольших полотнах, постучалось в сердце и душу из эпохи далёкого Возрождения? Великая и непостижимая сила искусства!..И может быть тогда же, в подготовленную к посеву душу, упало первое зерно поэзии, и начало прорастать ещё неведомое предчувствие стихосложения...

Лишь потом, гораздо позже, я прочту и запомню изумительно точные строки Николая Заболоцкого:

- Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно...

Потом было великолепное собрание мастеров в Русском музее, но всё же потрясение, открытие Леонардо осталось в моей душе навсегда, как первая любовь...

В 1985 году мне удалось посетить в составе туристической группы Дрезден. Редкая удача в те "совковые" времена! Я выбрал тур не колеблясь, в основном из-за Дрезденской картинной галереи; в душе жило предчувствие некоего потрясения, встречи с неведомо-прекрасным.

И когда группа вдруг начала обсуждать на полном серьёзе: идти в картинную галерею или - по магазинам, меня одолел ступор. Я был в изумлении, в шоке: как вообще это можно взвешивать? всё равно что паломнику подойти к дверям святой обители и ...повернуть в сторону, чтобы чем-нибудь набить брюхо...

Но слава богу, всё сложилось. И вот великолепное здание Дрезденской картинной галереи, мраморные ступени входа в истинный храм живописи и скульптуры! Я сам себе решил: сначала осмотрю всю экспозицию, и лишь затем, в конце - к ней, к вершине, божественной Сикстинской Мадонне Рафаэля!

А в залах галереи собраны настоящие шедевры: полотна Корреджо, Дюрера, Кранаха, Джорджоне. Глаз было не оторвать от чопорной "Шоколадницы" Жана Этьена Лиотара, от трогательного ""Портрета мальчика" Бернардино Пинтуриккио, потрясающей вечной темы предательства "Динарий кесаря" Тициана, волнующей сцены "Девушка, читающая письмо у окна" Яна Вермеера Дельфтского...

И вот наконец та главная картина, то полотно-событие, к чему стремилась вся сущность моя.

Она просматривалась в конце галереи сквозь анфиладу арок. Занавес зелёного бархата распахнут. Путь Мадонне указывают коленопреклонённые Святой папа Сикст Второй (перстом правой руки), и святая Варвара -= поворотом головы, опустив очи долу. Лики у всех прекрасны, одухотворены. Мадонна легко ступает-парит по облакам, в лице её вселенская тревога за сына - и - через него - за весь бренный мир. Младенец Христос с недетским выражением лица всматривается в будущее, предвидя все страдания и муки, ожидаемые в будущем. Но страха в его глазах нет, а лишь решимость и сожаление о грешных людях...

Два ангела внизу картины - по виду обычные малые дети; но сквозь их кажущуюся беспечность скользит понимание сути всего происходящего. И бесконечное сострадание...

Минут 40 я не отходил от картины. Приближался, удалялся, уходил то влево, то вправо, не отрывая взгляда от лика Мадонны и маленького Христа. Но где бы я не  стоял, эти двое смотрели мне сквозь глаза в душу, словно вопрошая: а что лично ТЫ сделал для спасения мира? Осчастливил ли хоть одно существо? Напоил ли страждущего от жажды? Протянул ли руку помощи гибнущему? Утешил ли несчастного? Одарил любовью ближнего? Нет ответа.

Одолевают: гордыня, тщеславие, равнодушие. Сильно любим мы себя, бережём свои сердце, тело, да и душу держим на замке.

Не рискуем...

А почему полотна ускользающие? Да потому, что каждая новая встреча с ними происходит по-новому; открываются невидимые грани, сокрытые до поры...
23.11.2017


Рецензии
Красивый рассказ об искренних чувствах созерцающего. Автор не использует напыщенных метафор, не утомляет читателя афоризмами и нарочитыми сравнениями,а ведёт нить повествования к открытию полотна гениального Рафаэля Санти. Так и должно быть, ведь во время описания перед читателем иначе засияла Сикстинская Мадонна гениального художника, так рано ушедшего, но так много оставившего после себя.

Ирина Обухова   14.12.2020 07:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Ира!

Анатолий Чайка 2   17.12.2020 22:30   Заявить о нарушении