Как читать классику?

"A classic is something that everybody wants to have read and nobody wants to read." - Mark Twain.
Классики - это те, которых каждый хотел бы прочесть, но никто не хочет читать. - Марк Твен.

Однажды я возвращался домой после долгого рейса. Возвращался один, летел из Америки с пересадками, и на последнем уже этапе пути, кажется из Амстердама в Киев, сидел слева от прохода и откровенно скучая, разглядывал пассажиров.

Соседнее, через проход, место занимал молодой, лет тридцати, иностранец, увлеченно читающий какой-то фолиант. У меня с собой не было ни книги, ни газеты, и я позавидовал ему.

Что же он читает так увлечённо, - думал я, - на детектив не похоже, чересчур толста книга. Выждав момент, когда он оставил чтение, я поинтересовался фамилией автора. Английских и американских писателей я к тому времени знал и любил многих. Сосед показал переплёт: это была Библия!

Я спросил незнакомца:
- Да разве можно Библию вот так,пОходя,читать?
- А почему нет? Я ведь её знаю наизусть, просто перечитываю любимые места.

Я признался ему, что сумел прочесть только Новый завет, и тот без Посланий и Откровения Иоанна Богослова.
- А Ветхий Завет я вообще не могу читать, засыпаю на третьей странице. Ну что это такое: "Адам родил Сифа, Сиф родил Еноса, Енос родил...? Кого он там родил?

- Сосед засмеялся, - Вы так и читали с первой страницы?
- Ну а как же ещё читать? С середины что ли?
- Конечно! Библия, это ведь не одна книга, а много книг под одной обложкой. И начинать чтение Писания нужно с простейших частей его. Вот, например, с Книги Экклезиаста, или с Книги Притч Соломоновых. Потом уже можно и за другие части взяться, более сложные. Но лучше всего не самому Библию изучать, а под руководством наставника. Я вот как раз и лечу в Украину и Россию с просветительской миссией.

Ну, Библия Библией, я ведь с классиков начал. А классиков тоже нужно, мне кажется, по тому же принципу начинать читать. Вот, помнится, в последнем томе собрания сочинений Диккенса детектив есть, "Тайна Эдвина Друда", который старик писал перед самой смертью, да так и не окончил. Увлекательное чтение!

Ивана Гончарова я бы посоветовал читать, начиная с "Фрегата Паллады", Стефана Цвейга - с "Шахматной новеллы", Томаса Манна - с "Исповеди афериста Феликса Круля".

Ну, я-то не знаток классики, скорее, сам хотел бы получить от других советы подобного рода. Не возражаете, знатоки? Помогите дилетанту!


Рецензии
Добрый вечер, Михаил!

Прочитала Вашу миниатюру и вспомнила недавний разговор с 11-летним школьником.
- Как вы жили раньше без интернета, без гаджетов? - спросил меня современный подросток.
- Читали книги.
- Сами читали или вас заставляли?
- Наоборот, взрослые наказывали за чтение постоянное. Мы хотели читать всегда: на уроках, вместо выполнения домашних занятий, вместо сна, прогулок, обязанностей по дому. Нас зачастую наказывали за неумеренное и запойное чтение...
- Как же вы скучно жили, если главным развлечением было книжки читать! - сделал он неожиданный вывод.

А мне кажется, наоборот, в детстве и юности было очень интересно благодаря книгам. В основном, это были классики. Да и сейчас нас еще интересует, как лучше их читать...

Спасибо Вам за правильные вопросы и преданность классической литературе!

Елена Бетнер   23.10.2019 22:45     Заявить о нарушении
Я-то как раз классику мало читал. Меня больше современные авторы привлекали. Те, что а
в "Юности" печатались. Спасибо, Елена!

Михаил Бортников   24.10.2019 20:53   Заявить о нарушении
Классика нам нужна как воздух, её надо знать, но кроме этого нужно обязательно читать различную познавательную литературу, которая расширяет кругозор человека, а в настоящее время наша власть стремится у тому, чтобы он вообще отсутствовал. Итоговый плачевный результат, например, у нас всем виден невооруженным глазом и не только у нас.

Николай Павлов Юрьевский   06.10.2020 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.