Общее дело

(По мотивам рассказов Светланы Вьюгиной)

Действующие лица

Папа
Мама
Вова, ходит в садик в старшую группу
Старший сын Коля, ученик пятого класса
Дед
Бабушка Света
Её сестра Вера
Друг Вовы – Ваня
Сосед по даче


Музыкальное вступление
Занавес

СЦЕНА
За столом беседуют бабушка Света и бабушка Вера

     Бабушка Света.   – Однажды,  когда я училась в пятом классе, Валерку Шиляева, одноклассника, исключили  из пионеров ясным апрельским днём. Я помню, как он стоял у школьной доски и, опустив голову, шмыгал носом. Наша пионервожатая Анна Антоновна, она у нас ещё и историю преподавала и занятие в танцевальном кружке вела,  подошла и сорвала с Валерки галстук. Очень спокойно и буднично. Мы все, одноклассники-пятиклассники, замерли от неожиданности.
     Бабушка Вера.   – Из-за чего?
     Бабушка Света.   – Праздновал Пасху.
     Бабушка Вера.   – Да, было время, когда у нас запрещали верить в Бога. Уничтожали всё, что связывало  с церковью. Хранили в Храмах зерно, скот, рушили иконы, живопись, историю родной земли, которая создавалась веками. Сколько погибло церковнослужащих. И всё это благодаря политике.  “Церковь – опиум для народа”,  “Разрушим всё до основания”. А зачем? Сейчас снова воссоздаём. С перестройкой нарушили школьную систему: забросили пионерию и комсомол.
     Бабушка Света.   – Да что там говорить,  многое потеряли...   
     Бабушка Света.   - Но я продолжу. “В то время, пока мы собирали металлом,  Шиляев праздновал Пасху и объедался куличами и крашеными яйцами…” ; говорила вожатая. – “Какая дикость! В наше время… ”. “Ты в церковь ходил на Пасху?” – спросила Анна Антоновна у Шиляева. – “Нет”, ответил он. – “А почему на сбор металлома не пришёл?” “Мама не пустила…” и вдруг Анна Антоновна, жёстко,  незнакомо усмехнувшись, спросила: “А может, кто-то со мной не согласен? Может, кто-то хочет встать рядом с Шиляевым?” Вот уж чего не хотелось в тот момент, так это вставать рядом с Шиляевым. Но я всё-таки подняла руку. “Что ты?” ; недовольно буркнула любимая учительница – пионервожатая. “И зачем сразу галстук снимать? Он же не Родину предал. Просто маму послушался. Может, он в Бога верит и не хочет в Пасху собирать металлом?” – сказала я.
     Неуклюже вышло. Валерка заплакал. Анна Антоновна разозлилась. И поволокла нас двоих к директору школы, добрейшему Дмитрию Пантелеевичу. Он отправил Анну Антоновну  проводить урок. Шиляева тоже отправил в класс, мол, ты своё уже получил. А вот меня призадержал. “Знаешь ли ты выражение, голубушка: «Услужливый дурак опаснее врага?»” ; еле сдерживая смех, спросил он. “Знаю, знаю…  ; вздохнула я. ; Мне мама частенько цитировала Крылова”.  “Ну, так и защищать надо умеючи, чтобы не усугубить положение товарища”. Директор посчитал, что он сыграл роль строгого директора и, легонько развернув  меня за плечи, отправил учиться.  После уроков меня позвали на заседание Совета пионерской дружины. Были раньше такие советы в школах, ты же знаешь? Со мной пошёл почти весь класс. Ребята маялись в коридоре, ожидая, чем всё дело закончится. Когда я вышла из пионерской комнаты, за окном стало совсем темно. Шиляев появился перед ребятами раньше,  уже с галстуком. Несколько самых терпеливых мальчишек и девчонок ожидали меня в коридоре. Валерки среди них не было.
     Бабушка Вера.   ;  Муж мой в то время, работал в школе. Нашего сына  Славу наши бабушки решили крестить в церкви. Они жили в Рязанской области, в селе Инякино. Муж в церковь не зашёл, постеснялся. Подошла к нему женщина и спросила: “Что вы стоите, не заходите?”.  “Я не хочу в этом участвовать, пусть старики сами крестят сына”, ; сказал он. “Покажите паспорт”, ; попросила женщина.  Муж предъявил. “Я их вышлю вашему начальству, чтобы вас наказали за то, что вы крестите сына”. Мужа эта её агрессия взвинтила, он со злостью выхватил у неё паспорт и ушёл от неё. 

     К бабушкам подошёл Коля
     Коля.  – Бабушки, извините меня, что бесцеремонно влезаю в беседу, случайно подслушал вас, готовил уроки. Мы иногда слушаем от дедушек и бабушек воспоминания о тех временах, в которых вы жили. Носили красные галстуки, значки октябрят, пионеров. Соревновались отрядами, смотрели фильмы о героях-пионерах, о тимуровцах, равнялись на них. Каждому отряду давался план  собрать столько-то макулатуры, столько-то ; металлома. Устраивали “Зарницу”. Интересно было жить. И зачем надо было всё рушить. Мы хотим у нас в школе возобновить это движение, но, с чего начать, не знаем. Мы готовы включиться в работу засучив рукава, нам бы только помочь, зажечь в наших сердцах искру. Как говорят: “Из искры возгорится пламя”. Может, выступите у нас в школе,  поделитесь своими секретами?

     СЦЕНА
     За столом сидят Вова и его друг Ваня

     Вова.    – Как-то раз к нам в гости приехал охотник дядя Боря. Он сбросил в прихожей свой огромный рюкзак, протянул папе хрустящий свёрток с сибирским гостинцем – рыбой нельмой, маме торжественно вручил зелёную кедровую ветку с шишками. Только мне почему-то ничего не привёз:   ни подарка, ни письма, ; просто попросил подержать его меховую чёрную шапку. Я шапку к груди прижал, а она вдруг как запищит! Мама с папой даже подпрыгнули от испуга, а я от неожиданности и шапку выронил. На меня как будто столбняк напал: я замер, к стенке прижался, а шапка продолжала вести себя как живая: пыхтела, пищала, крутилась на месте и вдруг развалилась на две половинки. А потом меньшая стала удирать от нас в комнату. В шапке сидел крохотный щенок!
     Ваня.   – Вот это да! Вот это сюрприз! И что вы стали с ним делать?
     Вова.    – Ловите его, ловите, ; дядя Боря замахал руками, попытался схватить щенка, но не смог. Мы столпились в крохотной прихожей, загородили проход, да ещё этот огромный рюкзак мешал.
     Ваня.   – И что дальше, поймали?
     Вова.   – Этот меховой колобок катился, катился и куда-то закатился. Наш гость вместе с мамой и папой создали группу поиска. Каждый хотел показать,  на что он способен. Папа предлагал подойти к поиску логически: “Раз щенок испугался шума,  надо сесть, успокоиться, пообедать, тогда он сам к нам выёдет”.
     Ваня.   – А охотник, что?
     Вова.   – А дядя Боря рассердился:  “Это не просто щенок, а дорогая породистая собака. Она может проглотить какую-нибудь пуговицу. И вообще  ; щенок не должен уходить от меня ни на шаг: я его дрессировать начал”. Тут все укоризненно посмотрели на меня. А я видел, куда спрятался щенок, но почему-то промолчал. Я всегда считал, что уж очень маленьких  дрессировать нельзя: в детстве надо веселиться до упаду, делать всякие глупости, например, есть мороженое зимой на улице. Пёсика я жалел: уж чем-чем, а глупостями заниматься ему не дадут. А дядя Боря как будто мысли мои прочитал: “Да не вредный я вовсе! Без выучки он в тайге замёрзнет или потеряется”.
     Ваня.   – И что же решили со щенком?
     Вова.   – Примирила всех мама. Она здраво рассудила, что щенок будет жить у нас несколько дней. “Найдётся. Некуда ему пропасть в городской-то квартире, а пуговицы у нас на полу не валяются”, ; заверила она.
     Ваня.   – А дальше что, нашли щенка?
     Вова.   – А дальше мы стали обедать. За столом дядя Боря рассказал, как он ходил на медведя, добывал соболя. Потом дядя Боря поехал по своим делам. Когда за ним захлопнулась входная дверь, щенок боком-боком вышел из-под моей кровати, налил маленькую лужу. Мы с папой рассмеялись, и я побежал в ванную за половой тряпкой. Но мама рассердилась:  “И не думайте, и не подлизывайтесь, нам только собаки не хватает! Попугай живёт на свободе! Хомяк все фиалки погрыз”.
     Ваня.   – А твой папа что?
     Вова.   – А папа пожал плечами и сел за компьютер.
     Ваня.   – Дядя Боря всё равно заберёт щенка, что ей волноваться.
     Вова.   – Да! Я в последний день получил разрешение погулять с пёсиком. А днём пришёл ветеринарный врач и стал купировать собаке уши. Бойцовой собаке большие уши ни к чему. Я уже почти смирился, что щенка увозят, мы обсуждали кличку для щенка. Папа предложил назвать собаку Диком. И всех эта кличка устроила. А тут всё переменилось.
     Ваня.   – Что переменилось?
     Вова.   – Сначала Дик сидел у меня за пазухой, а потом я его выпустил побегать по снегу. И тут Дик стал зарываться в снег. Я понял: он рыл норы. Какая же это сторожевая собака? Это норный пёс!
               
     Вова остановился, подумал и продолжил дальше.
     Вова.   – Когда я вернулся с улицы, ветеринарный врач уже сидел у нас дома. Он стал осматривать щенка, тянуть его за лапы, заглядывать в пасть, а потом растерянно развёл руками: “Собака не будет большой, она потеряла породу. Вот смотрите, смотрите, у неё и шишек роста на лапах нет”.  С этими словами ветеринар удалился. Что тут поднялось! На дядю Борю было жалко смотреть. После этого приговора наш гость потерял интерес к дрессировке Дика, охладел к нему. На прощанье протянул мне документы на собаку. Мы с ним все попрощались, и он уехал.

СЦЕНА
За столом сидят мама и её мама (бабушка Света)

     Бабушка Света.   – Однажды моя сестра Вера привезла к нам на зиму своего кота. Она жила в ту пору в селе Николо-Урюпино. Село это привольно раскинулось сразу за Московской кольцевой дорогой. Сейчас здесь построено много красивых каменных домов-коттеджей, а тогда хоть и светилась – переливалась огнями Москва, но вокруг деревянных домов росли изумрудные травки-гусиная лапка и сныть, майскими ночами распевали соловьи, утром голосили петухи. Держала Вера и корову Зозулю. И никогда она от своих  кота и коровы  не уезжала. 
     Но вот как-то собралась всё-таки навестить приболевшую двоюродную сестру. Та жила на другом конце Подмосковья,  в Серпухове. А на кого корову и кота оставить? За коровой она соседей попросила присмотреть, а кота оставить не решилась. За ним пригляд нужен,  иначе он уйдёт. Коты, они – шатуны. Вот и привезла сестра кота к  нам. Наказывала беречь пуще своего глаза. Потому что кот не просто сибирский – любимый. А “сибирский” – это порода такая: шерсть у сибирских котов  богатая, пушистая, хоть на снегу в такой шубке ночуй – не замёрзнешь. Не знаю, как другие коты и кошки сибирской породы смотрятся, но кот сестры был красавцем, таких поискать – не найдёшь! Глаза зелёные,  малахитовые;  шёрстка – дымчато – серого цвета. Голос  низкий, грудной. А вот кличку – Валенок – сестра дала не только за дымчатую густую шёрстку, но и за ленивую неторопливость. Бывало, лежит себе полёживает в кресле  день-деньской и сны свои любимые смотрит. То про клубок шерстяной, ; он из рук уснувшей Веры как-то выпал и покатился, а кот играл с ним, по полу его катал – наиграться не мог. То про соседскую кошку – красавицу Майку, с ней кот Валенок по деревьям лазал. Кот мяукал редко, но уж голос подаст – не забудешь. Мяукал с переливами, громко, будто на духовом инструменте играл. И всегда после песни ему молока наливали, как за работу. Всех мышей в коровнике переловил.
     Мама.   – Летом вы меня отправляли к бабушке Вере на парное молоко, здоровье поправлять. У бабушки корова  Зозуля  норовистая, неспокойная. Ох, характерная была! Ох, проказница!.. Не раз и не два подойник с молоком как бы ненароком, как бы нечаянно ногой опрокидывала, бывало,  хвостом бабушку стегала, вроде как от слепней отмахивалась.
     Но молока Зозуля давала много. Хватало всем:  и деткам, и взрослым, и соседям. И все шалости Зозуле прощались, потому что корова не просто корова, а рекордсменка! Даже в районной газете про Зозулю писали: мол, живёт в селе Николо – Урюпино корова – рекордсменка Зозуля. Все соседские ребятишки собирались на концерт, который устраивал Валенок возле Зозули  в момент её дойки. Бабушка обмывает Зозуле тёплой водой вымя, ласково вытирает соски;  первые белые струйки молока тренькают , бьют в подойник – и тут вступает в общий хор привычных звуков – кудахтанье кур, лай дворовых собак, жужжание пчёл,  мурлыканье Валенка. Сибирский котик такие песни, такие рулады, такие переливы выводит – музыкант, чистый музыкант! Как говорят учёные,  под мелодичную музыку коровы молока дают больше.
     Бабушка Света.  ; Своё временное переселение в город кот пережил с большим неудовольствием. Вяло бродил по комнате, застеленной ковром. Скучал по парному молоку: не хотел пить магазинное, порошковое. Гонял по стеклу жужжащую муху. В один из дней приехал  Слава, сын Веры  и привёз бидон с молоком. Валенок сразу почувствовал знакомый запах зозулинского молока и принялся громко мурлыкать.
     - “Ну как в городе живёшь, музыкант? Голосище-то – чистый бас. Красавец, умница, лекарь, когда лежишь у меня на коленях, боль проходит”,; сказал Слава.
      И тут он телеграмму из деревни получил: приболевшая соседка умоляла побыть няней у коровы Зозули. Слава стал собираться. А кот это почувствовал и тихо-тихо ночью залез к нему в  вещмешок, чтобы сбежать в деревню. Как только оказался у себя дома, сразу к своей мисочке. А там, конечно, его ожидало Зозулино молоко.

СЦЕНА
Возле дома на скамейке сидят папа Вовы, дед и сосед по даче

      Папа Вовы.   – У нас в лесу возле дачи появился дятел. Его звонкий и резкий стук слышен на весь лес. Это он применяет свою систему, тактику – разведка боем. Постучит, постучит по стволу, потом прильёт к нему ухом и слушает, шевелится кто-нибудь или нет. Если тихо, летит к другому дереву. В это время жучки-паучки ещё спят, и дятел этим пользуется. Застаёт их врасплох, будит их, стучит своим сильным  клювом о ствол дерева, пока они ещё в себя не пришли, заставляя их шевелиться, беспокоиться за свою шкуру, за свою жизнь. Эти жучки-паучки уже знают, чем этот стук им грозит.
     Дед.   – И как у этой птицы от её собственного пулемётного выстукивания не встряхиваются мозги, не отлетает  голова.
     Папа Вовы.   – У дятла очень тонкий слух. Санитар леса, врач и одновременно хирург. Специалист по уничтожению вредителей деревьев применяет при этом свои, разработанные им “научные” приёмы. Если в дерево нахально вселяются непрошеные гости-точильщики, захватывают его, высасывают питательные вещества, это дерево каким-то скрытым сигналом начинает просить о помощи. Неотложка приходит быстро. Тут же происходит обследование больного, находится причина заболевания. Если требуется лекарство, выписывает его. Но в большинстве случаев врач пациенту говорит: “Лекарство вам не нужно, здесь необходимо хирургическое вмешательство. Будем долбить вашу кору без наркоза, делать будем быстро, пока не образовалась раковая опухоль, покопаемся в вашем теле, потерпите”. 
     Папа Вовы, продолжая.   - Согласно лесному законодательству, жёстким требованиям, ликвидация вредителей проходит в рамках дозволенности, с соблюдением этикета. А дятел закон соблюдает: вежлив, исполнителен,  пациенту не грубит, но строг к нарушителям закона. Он решает и квартирные вопросы. Выдалбливает дупла в стволах деревьев, чем помогает другим птицам, которые не могут сами построить себе гнездо, чтобы они селились в них.
Сосед по даче.  – Интересно получается, дятел, не задумываясь, бесплатно, без корысти и безвозмездно строит жильё своим собратьям. А эти  вселяющиеся считают это как должное.   
     Дед.   – Почему-то в последнее время пчёлы охладели к нашим огурцам в теплицах. Как советуют садоводы, чтобы привлечь опылителей, нужно разложить тухлую рыбу. Я купил карася, мясо съели, а внутренность разложил по теплицам. Через некоторое время решил проверить теплицы. Не успел открыть дверь, как на меня набросились навозные мухи. Они, видимо, стали задыхаться от скверного запаха и налетели на меня, чтобы я их скорее выпустил, им не нужно такое кушанье.
     Сосед по даче.  – Я тоже с такой проблемой столкнулся. Пчёл стало мало, наливаешь сахарного сиропу,  чтобы привлечь мух для опыления.
     Папа Вовы.   – Вы вроде торгуете?
     Сосед по даче.  – Приходится. Пенсию свою рассматриваешь в микроскоп. Летом сад выручает. Торгую огурцами, укропом, ягодами, яблоками  до самой осени. Как-то, торговал я облепихой, подпрыгивая, уверенно приблизился ко мне воробей.
     - Чем тебя угостить,  дружище?  – спросил я его.  ; На вот ягодку, попробуй - понравится – дам ещё. 
     Пернатый брезговать не стал, тут же схватил, сплющил и сразу выплюнул. Он так неестественно сморщился, сделал один глаз навыкат и изобразил такую кислую улыбку, что я не удержался от смеха:
     - Что, брат, не по вкусу? 
     Подлетела к нему вся воробьиная компания. И, узнав от соплеменника, что ягода несъедобна, что поживиться нечем, улетела.
     - Чем могу, ; сказал я им вдогонку.
     Но этим не закончилось. Воробей оказался настырней, чем все остальные, даже наглее. Он прыгнул к соседке в стакан с клубникой, пока она по каким-то причинам отвернулась, и, расположившись в нём, приступил к трапезе. Никто на него не обращал внимания, всем было не до него: нужно ловить покупателей, привлекать своим товаром. А воробей тем временем стоял на ягодах с грязными лапами. Только что прошёл дождь, и вся эта “публика” намесила грязь. Конечно, воробей не догадался, а может, и не хотел об этом думать: прежде чем запрыгнуть в стакан, нужно было помыть ноги, но, увы…
     Папа Вовы.  – Скоро будет месяц, как мы на даче. Быстро время идёт.
     Дед.   – Не успеешь моргнуть.

     Появляются Вова, Коля и Дик

     Коля.   – Вова, если уж ты решил заниматься дрессировкой, поблажку себе не делай, не ленись. С Диком нужно заниматься не от случая к случаю, а каждый день, каждую минуту, чтобы собака привыкала к дисциплине.
     Папа.   – Коля, что-то я не вижу, чтобы ты рисовал, обещал за лето подготовить картину для выставки.
     Коля.   – Работа продвигается, успею, ещё два месяца: июль и август.

     Дед обращается к внуку

     Дед.   – Вова, не забывай рвать травы для кроликов и чистить им клетки, ведь кролики  любят чистоту. Ты маме помогаешь?
     Вова.   – Что ты, дед, следить за цыплята и утята моя прямая обязанность: чтобы коршун не утащил и кошка не съела. А в теплицы я нос не сую, там нужно знать, что делать. Мама меня туда не пускает.
     Дед.   - Вот так каждый год у каждого своя работа летом на даче. Успевай поворачиваться: вырастить  и собрать урожай, выкормить молодняк:  цыплят, утят и кроликов.  Приготовить на зиму соленья, да и грибов бы не помешало. 

Звучит музыка

Занавес


Рецензии