Работа молодого специалиста в школе

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные проблемы и трудности, возникающие у молодых специалистов, пришедших на работу в класс коррекции, и методы решения этих проблем.
    В сентябре этого года я пришла на работу в 4 «Б» класс. В данном классе обучаются дети с задержкой в развитии.
    В целом, особых трудностей в работе с такими детьми у меня не возникло, но есть такие моменты, о которых в учебном заведении мы не говорили, и на эти моменты стоит обратить внимание.
    В классе обучается 9 человек (одна ученица на домашнем обучении), и лишь двое из них хорошо читают для своего возраста.
   Первая проблема, с которой я столкнулась, это проблема произношения слов и низкая техника чтения. Речь детей с задержкой психического развития немного заторможена, она отстает от возрастной нормы. Учащийся с заторможенностью развития с трудом может выстроить пересказ короткого произведения. Чаще могут выстроить только 1-2 предложения. Я заметила, что у учащихся есть задержка в речевом развитии, бедность словарного запаса. У детей часто отмечаются дефекты произношения, недостаточность звукобуквенного анализа и синтеза. Некоторые ученики неправильно произносят звуки, с трудом читают. Выразительно учащиеся читать не умеют, не соблюдают знаки препинания, читают всё с одной интонацией.   Чтобы решить эту проблему, я задаю дополнительные задания на дом ученикам, которые плохо читают, и у которых проблемы с произношением слов. Например, таким заданием может являться заучивание скороговорок, поговорок, или же чтение небольшого рассказа и его пересказ. В начале урока ученики всегда читают заготовленные мной стихотворения разными способами: ускоряя темп, замедляя темп, с вопросительной интонацией, чтение в полголоса и т.д. Для улучшения техники чтения, на уроке, мною используется метод многократного чтения. Он заключается в том, что сначала текст читается мной, и осмысляется учениками. После этого детям предлагается в течение минуты прочитать отрывок из этого текста. По истечению минуты каждый ребенок отмечает место, где он остановился. Затем следует повторное чтение этого отрывка. Ученик сравнивает результаты с первым чтением. Естественно, во второй раз учащиеся прочитают больше слов, чем в первый раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз.
    Вторая проблема– это плохая память. У школьников с задержкой психического развития отмечают особенности как произвольной, так и непроизвольной памяти, причем и долговременной, и кратковременной.
Из-за проблем с памятью, приходится по несколько раз объяснять правила, чтобы дети смогли их повторить, и многие дети забывают материал, который проходили на прошлом уроке. Лучше усваивается материал, если урок проводить в форме игры, викторины, и обязательно использовать наглядные пособия. Методы и приемы, которые я использую для развития памяти у учащихся: на уроке русского языка я использую прием запоминания слов. На откидной доске записаны 8-10 слов. Сначала я читаю их в слух, потом читают дети, объясняя орфограммы и смысл каждого слова. После этого доска закрывается и учащиеся записывают слова по памяти. Для развития памяти на уроках русского языка иногда я использую дидактическую игру «». Детям показывается изображение или какой-либо предмет, они его внимательно рассматривают. После этого предмет или изображение убираются, и дети записывают его описание себе в тетрадь. И еще одно упражнение, направленное на развитие памяти: в начале урока зачитываю 5–7 слов, не связанных по смыслу. Затем повторяю их, пропустив одно слово либо два слова. Детям следует восстановить цепочку слов по памяти.
    Для объяснения темы урока требуется больше времени. Учащиеся с ЗПР медленнее выполняют задания, быстрее утомляются. На уроке математики учащиеся обычно успевают сделать 2-3 задания. Есть такие ученики, которые до сих пор не могут выучить таблицу умножения. Каждому ученику, у которого возникают затруднения на уроке, я подхожу и объясняю материал.  Для учеников, которые учатся лучше, я готовлю индивидуальные задания.
    Многие ученики моего класса не способны сосредоточенно работать, у них наблюдается повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности, некоторые дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Есть такие ученики, которые постоянно отвлекаются на уроке. Приходится по несколько раз объяснять им задания. Для повышения работоспособности на уроке, можно, например, использовать метод стимулирования. Для этого можно на доске написать слова: «Мы самые умные! Самые активные! Самые дружные!» и т.п. Ученики читают эти слова хором, из-за этого у них повышается настроение, они начинают активнее работать.
    Еще одна проблема, с которой я столкнулась. Дети в моем классе учатся вместе с 3 класса. Одноклассники не очень дружные. Несколько раз происходили случаи, в которых учащиеся начинали издеваться над 1 учеником. Когда у одного ребенка возникают трудности на уроке, другие не стараются ему помочь, а наоборот, высмеивают ошибки. Чтобы решить эту проблему, я стала проводить уроки в форме командной игры, где каждый член команды должен помогать друг другу. Так же я провожу уроки-квесты, в которых дети объединяются в группы и вместе выполняют интересные задания. Такие уроки помогают не только сплотить коллектив, но и повышают познавательный интерес учащихся. Для решения данной проблемы я провожу классные часы, посвященные теме дружбы, товарищества.
    По моему мнению, самая главная проблема заключается в родителях учеников. Почти все учащиеся из многодетных семей. Родители уделяют мало времени своим детям. Уроки у них не проверяют, из-за чего некоторые дети иногда домашнее задание не выполняют. Так же родители не следят за режимом дня детей. Из-за этого некоторые ученики ложатся спать очень поздно, и в школу приходят уставшие, сонные, с ослабленным вниманием. Для решение данной проблемы нужно как можно чаще контактировать с родителями учеников, проводить родительские собрания.
    В ходе работы с такими детьми должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Учителю необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, чтобы понять, где его слабое место, и затем еще раз объяснить, показать и донести до ученика не понятый им материал. Также учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую утомление наступает быстро и, из-за этого материал будет усваиваться хуже.
    Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными умениями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах.









ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.http://mologoped.26206s013.edusite.ru/p4aa1.html
2.http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai//504682/
3. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466302


Рецензии