Потерянные во времени три судьбы купцов Поносовых

ПОТЕРЯННЫЕ ВО ВРЕМЕНИ: ТРИ СУДЬБЫ КУПЦОВ ПОНОСОВЫХ СЕЛА ИЛЬИНСКОГО
Я уже обращалась к истории купцов Поносовых из села Ильинского Пермской губернии.
Опубликовано в Пермском сборнике 2017
После публикации моей статьи в газете «Кузьминка», издаваемой поселковой библиотекой, прошло достаточно времени. Статья была основана на небольшом предположении, однако оказалось, что я вновь права – его (предположение) можно с легкостью подтвердить. Я уже и не думала, что вернусь когда-нибудь к этой теме. Однако события стали разворачиваться слишком стремительно.
Как я сообщала в выше упоминаемой мною статье, помимо известной династии врачей Тимофеевских среди потомков купцов Поносовых встречаются и представители рода, жившие в Уфе во второй половине XIX века. Мною была выявлена метрическая запись о рождении уфимского купца Василия Епифановича Поносова в 1836 году. Как я уже упоминала выше, мое предположение было подтверждено.
Благодаря усилиям и незаурядному энтузиазму Елены Венеаминовны Якимовой, потомка крестьянской линии многочисленной в Перми и окрестностях (включая Ильинский) фамилии Поносовых, мне удалось отыскать потомков Василия Епифановича. В Уфе эту линию давно искали. Благодаря краеведу Н.Н. Барсову, а потом и стараниям его знакомой Р.Г. Красновой была поднята на свет история Елены Александровны Поносовой-Молло. Елена Александровна была дочкой экономки Василия Епифановича – Веры Александровны Словохотовой, обедневшей уфимской  дворянкой. До сих пор не понятно,  как попал в Уфу пермский купец Поносов. Скорее всего он ввязался в какое-либо выгодное дело. В Уфе он считался крупным землевладельцем. После него, к примеру, оставалась усадьба неподалеку от железнодорожной станции Алкино. Брак с Еленой Александровной Словохотовой был недолог. Василий Епифанович скончался в 1900 году. По Уфе ходили слухи, что Елена Александровна отравила своего мужа. Благодаря этому браку на свет появилось двое детей Владимир и Василий. После смерти мужа Елена Александровна оставалась недолго безутешной вдовой. Ее повторный брак с Солоном Ильичем Молло подарил свету талантливых работников киноиндустрии. Ее внук Эндрю Молло, приезжавший в Уфу в 2010 году, получил премию Оскар, как художник по костюмам в киносаге «Звездные вйоны» режиссера Джоржда Лукаса.
Второй сын Василия Епифановича – Владимир Васильевич Поносов (1899-1975) стал известным археологом и специалистом по дальневосточным религиям. Проживал сначала в Китае, потом остался в Австралии. Детей не оставил. Гончаренко О.Г. в своей книге «Русский Харбин» о Поносове пишет следующее: «Их учитель, Владимир Васильевич Поносов, стал учредителем и членом президиума Клуба естествознания и географии. С 1929 по 1945 год он руководил Национальной организацией исследователей-пржевальцев, с 1932 года являясь работником музея, где заведовал отделом этнологии. За время музейной работы Поносов составил карточный каталог памятников археологии и истории Северной Маньчжурии с планами и кратким описанием, привел в порядок коллекцию предметов ламаистского культа, пополнял коллекции музея своими собственными археологическими находками. Под его руководством велись раскопки древних поселений в Байчэне и Дунцзичэне, и одновременно с этим был открыт целый ряд памятников эпохи неолита и палеометалла на озере Цзиньбоху. В середине 1930-х Поносовым были проведены исследования в районе ст. Сунгари и в районе Барги. В первой половине 1940-х он первым из исследователей археологии Маньчжурии обнаружил памятники культуры эпохи бронзы. В наши дни эти памятники объединены общим названием «культуры байцзинь-бао». Со временем и получением необходимых археологических и культурных навыков участниками раскопок поиски были перенесены из Северо-Восточного Китая в Монголию, выйдя затем на центральноазиатский простор и переместившись в Синьцзян. За долгие годы своей работы Владимир Васильевич собрал довольно большой материал по этнографии солонов и даур — народностей, проживавших в верховьях Амура и в долинах рек Аргунь и Зея. Так как к настоящему времени эти материалы еще не опубликованы, то исследователи не имеют возможности с ними работать.
После 1949 года Владимир Васильевич Поносов остался в Харбине, и в 1957 году китайские власти пригласили его во вновь созданный Музей провинции Хэйлунцзян для приведения коллекций в порядок и последующей передачи опыта и наработок китайским сотрудникам. Примерно в этот период совместно с китайцами Поносовым было проведено несколько полевых исследований, во время которых он консультировал начинающих китайских археологов по ведению археологических разведок и раскопок. Тогда же он и написал труд по истории археологического изучения Северной Маньчжурии, где обобщил опыт русских исследований, сделанных к середине XX века. Относительно недавно эта работа ученого была опубликована в Харбине на китайском языке. Когда условия жизни работы для русского ученого стали совершенно непереносимы из-за постоянной угрозы убийства хунвейбинами, Поносов покинул Китай в 1961 году и переехал в Австралию, где и скончался в 1975 году».
Брат Владимира Васильевича – Василий Васильевич (старший – Е.П.) родился в 1896 году. Его судьба выглядела гораздо печальнее. Хотя в личной жизни он был скорее более счастлив. Многочисленные публикации Рашиды Галиахмедовны Красновой позволяют проследить довольно подробно жизнь Василия Васильевича Поносова. Первым браком он был женат на красавице Зое Николаевне Барсовой, сестре уже упоминаемого мною Николая Николаевича Барсова, известного уфимского краеведа. Хорошим источником воспоминаний, позволивших уфимским краеведам заполнить пробелы между сухими датами, стала Тамара Ильинична Ситникова – побочная дочь второй жены Василия Васильевича. Зоя Николаевна скончалась от туберкулеза. Второй супругой Поносова стала Зоя Никитична Фукалова. В 1937 году Поносов был арестован, спустя некоторое время расстрелян. Это не могло не отразится на судьбе его сына Василия (1916-2002). Василий Васильевич (младший) вероятно сразу после ареста отца сменил фамилию. Началась война. Многие судьбы она потрепала и погубила. Эта семья не стала исключением. Во время Великой отечественной войны Василий Васильевич служил под фамилией Барсов. То доказывают военный билет сохранившийся у сыновей Василия Васильевича и данные сайтов Министерства обороны. Пока Молло считали Поносова-младшего умершим, он благополучно здравствовал и переписывался с Николаем Николаевичем Барсовым. В 1947 году из Австрии Евгению Молло (единоутробному брату Владимира и Василия Поносовых – Е.П.) пришло письмо с фотографией Василия Васильевича в военной форме. И Молло и Барсов переживали из-за прерванных родственных связей. Революция, война, гонения – это было основной причиной разрушения многих семей. Мое неожиданное появление в жизни семьи Барсовых возродило интерес к своим корням. Василий Васильевич Барсов прожил долгую, по моему мнению, счастливую жизнь. За время пребывания за границей он прижил двух сыновей. А по возвращению женился на молодой хорошей девушке. Она стала матерью его троих детей – Сергея, Александра и Надежды. Отрадно осознавать, что род купцов Поносовых продолжается и доныне по мужской линии.


Рецензии