Евр. 10, 25-26 О каком собрании речь?
В целом эти мысли, конечно, правильные. Но, как часто бывает, текст не об этом. А о чем – опять же, как и в большинстве других случаев, нам поможет понять контекст.
Послание адресовано к христианам-евреям, которые были выходцами из иудаизма и сейчас под давлением гонений колебались: не возвратиться ли обратно. Об этих гонениях было сказано раньше, о них же говорится во второй части этой главы, т.е. в ближайшем контексте. Поэтому Павел последовательно показывает этим колеблющимся и сомневающимся христианам превосходство Иисуса по сравнению со всеми ветхозаветными ценностями. И несколько раз за послание увещевает, отговаривая от отпадения от Иисуса.
Если так, то «не будем оставлять собрания своего» – это именно о христианском собрании в отличие от иудейского. «Получив познание истины» тогда – познав, что именно Иисус является Христом и мессией. «Произвольно грешим» тогда – отступаем от веры в Иисуса, возвращаясь к учению книжников. А «не остается более жертвы за грехи» – жертва Христа перестает действовать для тех, кто отступает от Него.
И несколько попутных мыслей. Да, слоган «спасаемся по одному» звучит красиво и в чем-то верен, но в корне и основании – все-таки неправилен. Спасаемся вместе, в составе Тела Христова, в собрании.
В древние времена три раза в году «весь мужеский пол» должен был являться пред лицо Бога («Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа» Исх.23:17; также см. Исх.34:23-24; Вт.16:16). Язычнику, который хотел бы поклониться Богу, надо было идти в Иерусалим и делать это в храме. Когда ты часть собрания – тогда на тебя распространяется благословение и спасение, посылаемое собранию.
В Пятикнижии заложены схемы и модели будущей христианской жизни. Когда ты часть Тела Христова, тогда над тобой есть главенство Христа, главы Тела. Тогда на тебя стекает помазание, пролитое на Голову. Тогда слаженная работа других частей тела доставляет благословения тебе, а ты делаешь что-то, что важно для остального Тела. Кстати, утешение, поощрение, обличение – это не только и не столько пресвитерская работа, это составные части нашего повседневного взаимного душепопечения: «не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга…»
«Вы храм» (1Кор.3:16; 2Кор.6:16), но не «ты храм». Мы храм именно как совокупность верующих.
И об альтернативах спасению по вере во Христа. Для получателей послания Евреям этой альтернативой был современный им иудаизм. У нас сегодня другие альтернативы. Причем это не только современные нам лжеучения (не буду их перечислять). Являясь членом церкви с более-менее правильной догматикой можно очень просто и незаметно подпасть под действие этого стиха: начни считать основанием своего спасения свой опыт и стаж христианской жизни, свои знания, свое добропорядочное поведение, перестань считать голгофскую жертву единственной причиной своего спасения – и «не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». Как я писал в заметке по Лук.15, есть добрые добрые дела, а есть отвратительные добрые дела.
25.11.2017
Свидетельство о публикации №217112501046