Жар - птица в руках

Непривычную для неё снежную зиму и скудное питание эта сказочная птица перенесла успешно. Не замёрзла даже в самые морозы, не капризничала и не привередничала с предлагаемой едой и стойко выдержала одиночество, коротая долгие дни и ночи в маленьком сарайчике с тусклым оконцем.
Наверное, одиночество для неё было самым трудным испытанием в повороте её судьбы. Ведь павлины, чья родина - зелёные холмы Индии и Цейлона, птицы компанейские, живут немногодетными семействами, наведываясь на рисовые поля. Наш павлин попал в незнакомую ему среду обитания в качестве подарка.
По осени умудрился вылететь из закрытого сарайчика: разбил острым, загнутым вниз полупрозрачным клювом оконце своей темницы и три дня - упивался волей, важно вышагивая по саду. Далеко никуда не улетел. Наверное, рад был оставшимся на садовых деревьях и кустарниках фруктам и ягодам.
Неторопливо, очень долго прицеливался,прежде чем клюнуть с куста малинку -  словно разглядывал лакомство . Изящно, несмотря на свои размеры,планировал через заборы в соседние сады, залетал на крыши, где сушились яблоки, абрикосы, вишня. Соседи не рады были такому гостю, ловили его " на месте преступления ", передавали" нам. Хорошо, что ни у кого не поднялась рука наказать " воришку " -  выговаривали нам : " Держите свою курицу на привязи!" ... Да не собака же  эта сказочная птица, чтобы на привязи её держать!
Впрочем, попробовала исполнить совет обиженных соседей: мягкой (чтобы не поранить ногу) и  длинной ( чтобы не очень ограничивать вышагивания Павлиши) верёвкой "стреножила" его и прогуливала по саду. Павлиша не возражал, не рвался с привязи, гулял с удовольствием. Привык даже, не трепыхался, когда я, словно котёнка, брала это сокровище на руки и разговаривала с ним.
До чего же сказочное зрелище - павлин в саду! Дух захватывает! Ослепительно синяя шея заканчивается маленькой головкой с тремя короткими перышками, перья хвостовые - умопомрачительно красивы и многоцветны, их " глазки" каскадом спадают с павлиньей спины, по бокам хвоста целый поток струящихся, горящих, словно они сделаны из огня, перьевых занавесок ". Царская птица!  Жар - птица! Оказывается, её легко можно содержать и разводить в нашем климате, как разводят и содержат во
дворах кур, индюшек...Забот не больше. А радости,особенно детям, ни с чем
не сравнишь.
У себя на родине птица эта пользуется необыкновенным почётом, обижать её вряд ли кто решится. Ну,а во дворцах шахов и султанов средневекового Востока она была непременной принадлежностью. Четыре тысячелетия назад павлины, завезённые из Индии, жили в садах Вавилонии и царствах - государствах  Древнего Междуречья. В Грецию её завезли воины Александра Македонского. Оттуда они попали в Рим. Римляне разводили их в обширных птичниках. Упоминаются павлины и в средневековых хрониках
Западной Европы.
Как - то  Павлиша ещё раз вылетел из своего сарая. Наша собака, увидев такую диковинку, погналась было за ним, да не тут - то было! Диковинка ловко увёртывалась от собачьих прыжков, останавливалась, распустив свой хвост и трепеща им. Собака вмиг стопорила, не смея приблизиться к этому сверкающему каскаду. Подразнив так преследовательницу, павлин взмывал на дерево. Это его любимое место, он и ночевать там любил.
Хоть и красив был Павлиша на воле, приходилось возвращать его в стены, оставить без присмотра боялись: вдруг улетит куда со двора, вдруг позарится кто на сказочную птицу - где ещё тогда такую найдёшь?
В сумерки Павлиша садился на крышу низкого сарая, сложив хвост и опустив его вдоль сарайной стены, а я , тихо- тихо подползая к ней и приподнявшись, хватала его за хвост. Если удавалось - усаживала павлина на шесток в сарае. Ночуй, завтра опять будешь гулять в саду. Если не удавалось, в руках порой оставалось перо Жар -птицы. Ну, прямо ожившая русская сказка! Павлин, перелетев на другое место на крыше сарая, " давал" мне возможность повторить попытку.
Павлиша почти никогда не подавал голоса, и мы так и не разобрались, какой он у него. Зато любил, когда мы, подражая разным птичьим голосам , " разговаривали " с ним , в то время, как он с удовольствием клевал из чашки хлебные крошки, варёную картофельную кожуру и вишнёвые косточки. Причём, делал это как - то осторожно : вроде сейчас клюнет, но нет, поколышится  над крошкой, отведёт свою царственную головку, потом резко, с подбросом, так, что корм веером летит из чашки, хва
тает порцию корма. Отойдёт, покрутится по сараю и снова принимается клевать. У себя на родине павлины очищают местность от ядовитых кобр, так что подкормить павлина в наших условиях можно и сырым мясом.
Зимой вода в сараюшке замерзала, и мы переживали, что Павлиша мучается от жажды. Угостили его снегом. С каким удовольствием клевал он его! Сидит на шесте у окошечка, дремлет, видит, наверное, свои павлиньи сны, павлиниху свою. На замёрзшем стекле маленькое, размороженное его дыханьем пятнышко.
С наступлением весны у нас отлегло от сердца : перезимовал Павлиша,не заболел. Ещё бы пару ему, мечтали мы! Паву! Да где взять?
Павлин тоскует с сознанием собственной неотразимости, достойно. Ждёт, красуясь, приближения кур с почтительным вниманием. Свадебный танец - приглашение, которого удостаиваются Павы, царственно великолепен. Про это мы читали. А увидим, может, в следующем сезоне, когда подселим к нему курочек. Ведь курочки всё-таки похожи на Пав.






 "


Рецензии