Предисловие к учениям

Будучи сотрудником 2 ЦНИИ, начиная с 1977 года по 1988 год, регулярно привлекался к организации и участию в проведении опытно-исследовательских учений Войск ПВО.
 
Опытно-исследовательские учения позволяли выявлять боевые возможности стоящего на вооружении ЗРО. Для меня, локаторщика, учения позволяли устанавливать реальные радиолокационные характеристики РЭС, особенно в сложной помеховой обстановке, определять недостатки, как техники, так и боевых документов. Часто учения проводились как двусторонние – Войска ПВО против ВВС.

Учения, как правило, проходили под непосредственным руководством Главнокомандующего Войсками ПВО.
 
За полгода до начала учений в институт из Главного штаба Войск ПВО приходила директива, обязывающая подготовить замысел учений. Он готовился силами самых квалифицированных сотрудников института, под руководством начальника института или его заместителя по НИР.

Замысел определял цель и задачи, привлекаемые силы и средства, место проведения учения. В замысел включались эксперименты с боевой стрельбой по опытной проверке боевых возможностей состоящих на вооружении зенитных ракетных систем и самолётов-перехватчиков.

Обязательным разделом учений было исследование радиолокационных характеристик и помехозащищённость зенитно-ракетных систем. Научно-методическое обеспечение учения так же возлагалось на институт.
 
Для проведения и анализа результатов запланированных экспериментов на учениях в основном из сотрудников института формировалась специальная исследовательская группа, возглавляемая начальником института или его заместителем по НИР.
 
Чаще всего руководителем исследовательской группы был заместитель начальника института по НИР доктор технических наук, генерал-майор Юрий Иванович Любимов.

Юрий Иванович лично определял состав исследовательской группы. Специалисты, оправдавшие его доверие, включались в исследовательскую группу постоянно. В их число попал и я. Работа рядом с Юрием Ивановичем была большой научной школой.
В основном исследовательская группа состояла из так называемых посредников. Они распределялись на технику ЗРВ, РТВ, ИА, командные пункты и пр.

В их задачу входило определение состояния техники, уровня подготовки боевых расчётов. Во время облётов и боевых стрельб они наблюдали за боевой работой и регистрировали её результаты. После окончания облёта или стрельбы посредники проводили небольшой разбор, указывали, при необходимости, боевому расчёту его ошибки, пути их устранения. Собранная информация, представленная в виде протокола, подписанного командиром боевого расчёта, использовалась для дальнейшего анализа исследовательской группой и написания отчёта по результатам учения.

Учение проходит в течение нескольких минут, но каждому опытно-исследовательскому учению предшествует достаточно длительный подготовительный этап. Во время него нужно проверить готовность развёрнутой группировки, её боевых расчётов к выполнению поставленных задач, определить возможности техники, найти оптимальные режимы её работы в различных условиях целевой и помеховой обстановки. На этом этапе проводятся запланированные исследовательские эксперименты, направленные на проверку всех элементов средств ПВО: РТВ, ЗРВ, ИА, АСУ, средств связи.

Уделяется внимание решению частных задач:
исследование надёжности эксплуатируемой техники;
исследование электромагнитной совместимости (ЭМС), развёрнутых на учении РЭС;
исследование эффективности воздействия средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ);
исследование эффективности воздействия боевых частей (БЧ) и пр.

За время многочисленных учений приходилось взаимодействовать с Кенсарином Шадриным, молоденьким Сергеем Беденко, которые занимались вопросами ЭМС. Только в условиях большого скопления РЭС, можно было выявить их взаимное помеховое влияние. Авиаторы, не выполнившие стрельбу, всегда ссылались на то, что на земле были включены РЭС, создавшие им помеху. Проверить это не представлялось возможным.

К месту, хочется сказать, что в начале 90-х годов вопрос ЭМС озолотил 2 ЦНИИ. В условиях появления сотовой связи, отдел ЭМС института был единственной лицензированной организацией, проверяющей ЭМС элементов мобильной связи, дающей разрешение на их установку и продажу.

Интересно и трудоёмко проходило исследование эффективности воздействия БЧ. Во время стрельбы записывались координаты падения мишени, её номер. Далее ребята, как правило, это были Юрий Федотов, ведущий во 2 ЦНИИ научное сопровождение этого вопроса, и вездесущий Илья Блинов. На вертолёте они вылетали к месту падения мишени. За десятилетия существования полигона мишеней нападало столько, что найти нужную мишень было не просто. Илья, чуть не выпадая из двери вертолёта, опытным глазом определял свежий след от упавшей, еще не покрытой слоем пыли мишени. Далее вертолёт садился, у мишени проверялся номер, проводилось её фотографирование, подсчитывалось в обшивке количество дырок от поражающих элементов БЧ, определялся подход ракеты к мишени (снизу, сверху, слева, справа). При необходимости и возможности вырезалась необходимая для дальнейшего анализа часть обшивки мишени.

Сегодня (2016 год), когда голландцами ведётся вялая установка истины по поводу сбития над Украиной Боинга, вспоминаешь покойного Юрия Удотова и здравствующего Илью Блинова. Они бы в течение дня установили бы, откуда ракета подошла к Боингу, какой ракете принадлежат поражающие элементы.
 
Но вернёмся к анализу организации учения, применительно к работе исследовательской группы 2 ЦНИИ.

Тренировка боевых расчётов проводится при облётах РЭС ЗРК и РТВ самолётами, а также при стрельбе ЗРК по мишеням, летящих на предельно малых высотах. На каждом дивизионе кроме боевого расчёта находятся инструктор от полигона, посредник от нашей научно исследовательской группы, представители войсковых штабов различных уровней и промышленности.
 
Накануне облёта, стрельбы, руководитель подготовки учения обязательно проводит совещание, на котором ставится задача боевым расчётам, даются рекомендации и пояснения по особенностям боевой работы.

Каждый облёт и стрельба тщательно анализируется на разборе, оцениваются результаты боевой работы, выявляются причины ошибок и промахов, вырабатываются необходимые предложения, ставятся задачи на следующий облёт или стрельбу.
 
Перед учением обязательно проводится его генеральная репетиция, на которой проверяется готовность к его проведению. Генеральная репетиция практически на 100% соответствует замыслу учения. После неё так же проводится тщательный разбор, делается вывод о готовности к проведению учения, ставится задача на учение. Руководитель подготовки учения докладывает Главнокомандующему Войсками ПВО о готовности проведения учения.

Главком прибывает на учение со своей достаточно многочисленной свитой. Перед учениями, на совещании, Главкому докладываются результаты подготовительного этапа и замысел учения. Среди докладчиков и Юрий Иванович Любимов, который может ответить на любой вопрос.

Доклад осуществляется с соответствующими иллюстрациями, представляющие собой достаточно большие плакаты, нарисованные девочками из нашей группы по эскизам, подготовленными нами. На них анализ противника, замысел учения, развёрнутая группировка, результаты, полученные на подготовительном этапе. Всего 15-20 плакатов 120х180 см, нарисованные перьями, тушью, затенённые различными цветами.

Накануне учения из Москвы прилетают связисты, которые на время пребывания Главкома организуют правительственную связь.

Во время учения Главком, его свита, руководство подготовки учения и полигона размещаются на так называемой смотровой площадке, размещённой в центре полигона.

Во время скоротечной стрельбы осуществляется комментарий происходящего. Так как ракетный обстрел целей (мишеней) осуществляется на значительной дальности, то имеются оптические приборы позволяющие приблизить наблюдаемое, более точно оценить результаты стрельбы.
 
По окончании стрельбы, которая длится еденицы-десятки минут, здесь же на смотровой площадке проводится краткий разбор результатов учения. Основные итоги учения проводятся после сбора и анализа информации, поступающей от нас, посредников, и других источников.
 
Мишени летят на позиции ЗРВ. В случаях не поражения целей предусмотрена их самоликвидация. За время моего присутствия на многочисленных учениях аварийных ситуаций не возникало.

По возвращении с полигона пишется отчёт, в котором проводится тщательный анализ подготовительного этапа учений и самих учений, определяются наши возможности по отражению удара противника, предлагаются направления совершенствования нашего зенитного ракетного вооружения и уточнения боевых документов.


Рецензии