Полярные белые волки

АВТОР АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ, ПОСВЯЩАЕТСЯ ЕКАТЕРИНЕ ИГНАТЬЕВНЕ МАЛЫШЕВОЙ               
 
 ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ               


ПОЛЯРНЫЕ БЕЛЫЕ ВОЛКИ



Встретилась мне в большом Красноярске настоящая северная жительница-якутка и поведала две были про белых полярных волков.
       Среди волков есть белые короли. Украшают они своими снежными шубами бескрайние просторы полярной тундры. Нет им равных ни в размерах, ни в искусстве охоты.

В нагорьях Якутии есть суровые места удивительной красоты. Там чистейшие озера разлиты в огромных каменных чашах, каменные берега которых венчаются острыми скалами. Еще называются такие долины каменными цирками.

Недалеко от такого цирка остановились горные разведчики. После обеда, один из них, заядлый охотник, отпросился посмотреть окрестности. Он взял карабин и пояс с патронами, обещал скоро возвратиться,  но пропал.

 Особенно люди забеспокоились, когда услышали выстрелы его карабина, но он не пришел с добычей. Накануне ночью в дали слышали волчий вой.

До наступления темноты оставалась пара часов и его решили найти по следам. Собрались и отправились его искать несколько вооруженных следопытов.

Спустя час следы пропавшего в белом глубоком снеге привели друзей к пологому берегу застывшего озера. След поднимался по склону, на верху которого среди валунов и скал открылась небольшая плешина, поляна, в середине виделась высокая одинокая сосна.

Когда погоня поднялась по склону и подошла к сосне, весь снег был истоптан следами больших волков. А широкая лыжня охотника обрывалась среди волчьих следов у сосны.

Оглядевшись, и не найдя продолжения следов человека, все подумали, что охотника разорвали и съели волки. Но крови не было, и тут все впали в недоумение.

Вдруг в тишине сверху послышался сиплый шепот с просьбой о помощи.  Все посмотрели вверх и увидели пропавшего друга высоко на сосне. Он сидел на первых ветвях и сорванным до сиплого шепота голосом звал на помощь.

Оказалось, когда он поднялся по берегу озера на вершину склона и пошел к старой одинокой сосне, то пережил ужас.
Вдруг со всех сторон из-за скал и валунов на него вышли огромные полярные волки. В ужасе он, не помня себя, в тяжелых унтах залез на голый ствол сосны до первых веток.

Оттуда он попытался напугать волков выстрелами, но крупные старые волки даже не вздрогнули. Оказывается, они просто обнюхивали запахи нового человека. Их привело простое любопытство, а не голод.

Стаи таких волков жируют на больших переходах тысячных стад северных оленей. Там творятся настоящие волчьи пиры. У этих белоснежных волков на брюхе и боках бывает жир в палец толщиной. Обнюхав охотника, любопытные хозяева тундры растворились в белоснежных нагорьях.

А человек от волнения еще долго звал друзей на помощь, пока не потерял голос.


Полярные волки очень осторожны и скрытны. Стаи белых волков маленькие, из одной семьи волков.
В год у полярной волчицы рождается  только два волчонка. А в голодные годы самка вообще не родит, чтобы не погубить потомство случайным голодом.
Белые волки не ловят зайцев.  Пушистый снежный заяц такой быстрый, что хищник должен отдать все силы, чтобы с трудом догнать его в заснеженной тундре.

Среди волчат всегда есть один, наиболее решительный. Из такого волчонка и вырастает вожак. Даже такая мелочь, как готовность первым подойти к пище может решить, кто выживет в той суровой земле. Первый волчонок еще и защищает от другого брата свой кусок зайчатины и прячет его в ямке. Заяц настолько редкая добыча, что волчонок очень дорожит ей и бережет даже остатки.

Поевший мяса волчонок уже не приходит к матери за молоком и матери с трудом после многих уговоров удается вернуть его к соскам. Волчонок старается даже разгрызть свою косточку, хотя еще и не может.
Волк тоже может покормить волчат, если уведет их от матери. Он отрыгивает назад часть своей пищи и белые пушистые волчата быстро съедают небольшие кусочки разжеванной зайчатины.
Волчица не решается оставить волчат и не уходит на далекую охоту. Поэтому пищи становиться совсем мало, так как мать может изредка охотиться только на молодых неопытных зайцев.
Отец волчат бывает очень старым для волка, достигает двенадцати лет возраста.
В марте мороз в этих местах еще случается до пятидесяти степеней.

И если прежняя самка погибла, волк весной находит новую одинокую подругу в бескрайних просторах Арктики. Новая семья становиться вместе и новой стаей.
Волчий вой разноситься на многие километры в бескрайних снежных полях и хорошо помогает волкам связываться между собой.
Травоядным оленям, зайцам и куропаткам в Арктике непросто. С трудом они вынуждены постоянно выкапывать свою травяную пищу и мох ягель из-под  твердого снежного покрова – наста.

Один маленький зверек кормится под снегом легко. Полярный суслик – лемминг роет свои норки под настом. Волк может услышать лемминга, бегущего под снегом, наподобие как мышкует лиса. Но волку одного  лемминга хватает только на один зубок, для выживания.
 
Здесь лишь сильнейшие волки передают потомкам свою породу и кровь.
На краю тундры начинается бескрайнее полярное море, где в самом голодном месяце марте лед уже сломался и льдины качаются между забитыми шугой большими полыньями.
В отчаянии голодная волчица  выходит на тонкий лед, чтобы напасть на лежбище тюленя. Но ластоногий толстяк тюлень легко может уйти от бегущего к нему хищника в морскую воду. Часто волчица проваливается, и шкура ее намокает в ледяной воде.
Иногда среди редких льдин соскользнувший в ледяную воду намокший волк сковывается судорогой и может просто утонуть. Смерть волчицы на охоте не редкость в маленьких родственных стаях.


На охоту за оленями волки выходят всей стаей.
Старые волки сидят в засаде и берегут силы для последнего решающего броска. Начинает охоту молодая сильная волчица, за ней подтягивается стая.

Опытный старый волчище завершает травлю.
Наконец стае удается отбить от стада молодого олененка, загнать и окружить его. Голодная стая рвет тушку олененка так, что ничего на этом месте  от двухпудовой тушки не остается.

Каждый волк старается съесть как можно больше, не столько питаясь, сколько  унося мясо в набитом желудке. Мать волчица даже берет оленьи лытки с собой в логово, чтобы поддержать волчат. Щенки там еще долго будут играть с этими косточками, лизать их и потихоньку обгладывать. Мать, вернувшись в логово, просто отрыгивает мягкое мясо для волчат и они с жадностью его поедают.

Но всех тайн бескрайней тундры никто не может узнать.
В завершении расскажем еще одну быль.

Однажды в Якутии, среди каменных цирков и озер проходили несколько охотников. Они поднялись по склону, и вышли на кромку каменной чаши-долины. Между скал им открылось заснеженное большое озеро.

Вдруг идущий впереди подал знак - всем остановится и спрятаться. Все пристально всматривались  в белую равнину и, наконец, поняли, что дальше идти нельзя.

На поверхности озера замерли две больших стаи волков.

С одной стороны озера расселись полумесяцем десятки белых волков. Притом один большой волк вышел на середину.

 С другой стороны той равнины пришли, и сели полукольцом стаи серых волков и также их вожак подошел на середину круга.
 к белому вожаку.

Так продолжалось долгое время. Волки общались на своем языке бесшумно и понимали мысли друг у друга.

В то время послышался далекий гул от топота копыт многотысячных оленьих стад, идущих переходом на новые пастбища.

Вдруг обе стаи разом сорвались с места и, соединившись, ринулись на звук идущих оленьих стад.
Охотники поняли, что видели волчий совет перед большой охотой, для которой одной стаи мало и все стаи собираются, и решают охотиться вместе.
 
Нет в тундре более грозной силы, чем стая больших полярных волков.
Словно белые короли украшают те звери снежными шубами бескрайние просторы тундры. Нет им равных ни в размерах, ни в искусстве охоты.

Вздрогнет даже бывалый следопыт, когда услышит от впереди идущего голос:»Белые волки!»


Рецензии