Глава 28

XVIII

По дороге бежал человек. Бежал со всех ног. Он пару раз споткнулся, но набранная скорость понесла его дальше, и он не упал, а лишь на ходу коснулся рукой земли.
За ним наблюдали.
Как и сказал Арамис, окна его дома позволяли видеть городские ворота и дорогу, так что при желании можно было много чего увидеть, не будучи увиденным. Правда, сейчас это не имело особого значения – бегущий человек как раз направлялся к дому герцога д’Аламеда.
Не имея возможности ни силой мысли, ни силой нетерпения ускорить бег своего слуги, Арамис был вынужден всего лишь смотреть в окно в ожидании пока посланец, наконец, доберется до цели и сообщит свои новости.
- Он очень спешит, сейчас будет здесь, – Атос отошел от окна и сел в кресло, жестом приглашая Арамиса последовать его примеру, словно не замечая вопросительного взгляда Арамиса и не поняв немого вопроса: «Вы этого ждали? Вы знаете?». 
- Почему он пеший? Это долго.
- Там какая-то суета у ворот, – Арамис тоже отошел от окна. – Похоже на драку. Возможно, верхом он не смог проехать и был вынужден оставить коня.
- Да, Ваша светлость! – запыхавшийся слуга появился в дверях одновременно кланяясь и отвечая на вопрос. – Несколько карет не смогли разъехаться, слуги передрались, да еще горожане присоединились. Я не мог выехать, пришлось спешиться.
Арамис нахмурился и слуга еще раз поспешно поклонился:
- Это неважно, простите. Он получил аудиенцию и после вышел довольно спокойным. Даже ответил на приветствия придворных. Ничего странного. Сел в карету. Я поехал следом. Но… из кареты он не вышел. Его вынесли без сознания!
Арамис издал негромкий возглас и обернулся к Атосу.
- Кольберу стало дурно? – уточнил граф де Ла Фер.
- Да, Ваше сиятельство. Похоже, что так! Слуги действовали быстро, и, думается, это постараются скрыть. Пожалуй, кроме меня и не видел никто – они подогнали карету к самым дверям и подъехали не с парадного входа. Его поддерживали под руки, так что если издалека – так и не понять, что он без сознания. Но я видел точно! У него и голова набок была, глаза закрыты и белый, что полотно. Ноги по земле волочились.
- Тебя видели?
Слуга виновато замялся:
- Да…  Иначе как было близко подойти? Я сделал вид, что случайный прохожий, спросил дорогу… Думаю, на меня не обратили внимания.
- Хорошо. Еще что-то?
Слуга пожал плечами:
- Нет.
- Может, слышал какие-нибудь разговоры?
- Нет, ничего. Отчего такое приключилось – вообще не понять. Никто ничего не говорил.
- Хорошо. Иди.
- Может мне вернуться туда – покараулить?
Арамис покачал головой:
- Нет. Больше не нужно.
Подождав, пока за слугой закрылась дверь, Арамис повернулся к Атосу и повторил слова слуги:
- «почему такое приключилось…»
- Вы ждете ответа от меня?
- Да.
- Очевидно, причиной его разговор с королем.
- Это ясно и так. Но что Луи ему сказал?
Атос неопределенно пожал плечами.
- Господин граф! Вам не кажется, что сейчас самое время рассказать, что Вам известно?
- Возможно, Кольбер снова обратится к Вам и тогда расскажет сам.
- Вы в это не верите.
- Если честно, мне это кажется сомнительным. Я на его месте не обратился бы. Я бы рассчитывал на себя.
- Но что мог сказать ему король? Его отправляют в отставку? Хотят арестовать? Сослать? Чем он успел провиниться? Он только что дал королю два миллиона, и это благодарность? …Атос, где Вы взяли два миллионa?
Граф де Ла Фер рассмеялся:
- Туше, мой дорогой!
Арамис остался серьезен:
- Деньги единственно могут быть причиной. Только они! Кольбер не имеет отношения к дипломатии, войскам или личным делам короля. Он не подосланный шпион или тайный посланник. Ничего такого. Когда король спросил с него те миллионы, ему тоже стало дурно. Сейчас он вовсе потерял сознание. Сколько же король запросил в этот раз? И почему уверен, что Кольбер имеет эти средства? Атос?
- Вы меня путаете с королем?
- Я почти уверен, что уж Вы-то лучше смогли бы ответить Его величеству и вряд ли стали бы падать в обморок.
Граф хмыкнул.
- Это верно.
- Насчет денег?
Атос снова рассмеялся:
- Хорошо, и насчет денег тоже.
- Так сколько там было? Три? Четыре?
- Восемь.
- Вот как? Д’Артаньян, оказывается, был прав! Два миллиона и Мазарини – пф! А это уже больше на него похоже. Тайник был не один?
Атос улыбнулся:
- Сундук показался Вам недостаточно вместительным? Да, там было только два.
- Вы нам не все показали?
- Посланец Кольбера искал то, что было в лесу. Я это отдал.
- Остальное было в другом месте? А если  это не деньги Мазарини?
Атос покачал головой:
- Его. Но не уверен, что Кольбер знал о них тоже.
- Потому Вы и колебались? Теперь я понимаю!
- Ответ мог дать сам Мазарини, все остальные же…
- Могли действовать из личной корысти?
Атос кивнул:
- Я не подозреваю Кольбера, но…
- И без Кольбера нашлись желающие, – с досадой закончил Арамис. – Но все же, как Вы можете быть уверены?
- Что это деньги кардинала? В сундуке была записка с указанием, где лежит остальное, на случай если этих двух миллионов будет недостаточно.
- Вот как? И  Вы…
- Да…
- Теперь мне понятно!
- Правда, их там уже не было, – спокойно продолжил Атос. Арамис выдохнул.
- Собственно, деньги Вам дал не я, а виконт де Бражелон. Он держал их у герцога де Мазарини. Здесь, неподалеку.
- Атос, если бы я Вас не знал… Право слово…
- Дорогой мой, Вы же не думаете, что я нарочно морочу Вам голову? Возможно, я излишне углубился в детали… Словом, кардинал держал тут некоторую сумму, но в силу обстоятельств не смог, а, возможно, не успел, организовать нечто наподобие хранилища в оранжерее в Рюэе. Это не так просто и совсем не скоро.
- Но для чего-то он держал тут восемь миллионов?
- Не совсем так. Полагаю, сначала были те два, что я вам показал. Кардинал рассчитывал пустить их в ход и потому держал под рукой. Рауль мог бы рассказать Вам больше – он как раз был тогда здесь, в войсках.
- После оказалось, что двух миллионов недостаточно?
- Военные действия продолжались, но и дипломаты трудились вовсю.
- Шпионов тоже, наверное, хватало?
- Война дело затратное, как Вам известно. Затратное для всех. Что касается следующей суммы, полагаю, кардинал не собирался долго хранить это все по лесам. Это удобно, если планируешь двигаться дальше, а обустраивать хранилища в подвалах стоит лишь в том случае, если это твой дом, и ты там остаешься.
- Как в Рюэе.
- Да.
- Но он не забрал деньги.
- Мы слишком долго стояли тут на одном месте.
- Да, я помню. Грандиозные планы с обеих сторон и никаких значительных результатов в итоге. А что Бражелон? Это Вы сказали ему, где искать?
Атос покачал головой.
- Нет.
- А! Его фортификационные работы, арсенал и прочее?
- Вы угадали. Он нашел деньги в Куси. В самом замке. Том, старом, где уже давно никто не живет. Рауль очень обстоятелен, когда дело касается серьезных вопросов. Он более чем скрупулезно исследовал местность, прежде чем решил, что и где будет строиться и размещаться. Да и старых карт в наших архивах хватает.
- С подземными ходами? – невольно усмехнулся Арамис.
- Не без этого, – не стал спорить Атос. – Правду говоря, все эти старые постройки довольно однотипны и примитивны. Знаешь одну – знаешь все. Да Вы и сами без труда обнаружили наш подземный ход, хотя услышали о нем первый раз в жизни.
Арамис кивнул. Он несколько секунд молчал, обдумывая то, что услышал от Атоса и вдруг вскинул голову:
- Подождите… Вы сказали, что денег там уже не было? Разве о Рауле была речь?
Атос улыбнулся:
- Не совсем о Рауле… Хотя о нем. Вышло довольно забавно. Он искал то, что нашел я, в то время как я искал то, что нашел он.
- Вы ничего друг другу не говорили?
Атос пожал плечами:
- Не могу сказать, что виконт болтлив.
Арамис тихо рассмеялся:
- Да, господин граф, он, безусловно, Ваш сын! Но откуда он знал? А, понимаю! Мазарини оставил такое же руководство!
- Совершенно верно. Кардинал не посвящал в свои денежные дела посторонних, да и близких тоже, как я понимаю. Исключительно тех, без кого не мог в этом деле обойтись. Он оставил эти записки зная, что чужие глаза их не увидят, но ситуация может сложиться так, что не будет времени и возможности для личных бесед. Рауль как-то сопровождал нашего друга в поездке в Лан. Он ничего не захотел рассказать, опасаясь подвести д’Артаньяна, но кое-что гасконец после прояснил сам. Кардинал умер, но его здешние связи остались королю в наследство.
- Проще говоря, это люди, которые еще могут быть очень полезны…
- И которым, в таких случаях, щедро платят.
- Так что эти деньги пришлись бы кстати, все верно. Лан, Вы  сказали?
- Возможно, Вы даже знаете, к кому мог ездить гасконец?
- Возможно. Но сейчас это неважно. А Мазарини? Я имею в виду – герцог де Мазарини? Он тут при чем?
- Ни при чем. Не скажу, что Рауль с ним дружен, у них скорее некое взаимное уважение делового характера. И когда виконт спросил надежного и охраняемого места для неких ценных вещей, Мазарини таковое предоставил. Возле себя и под охраной королевских войск.
Арамис рассмеялся:
- То есть эти деньги и так были у короля?
- Он об этом не знал. Как и Мазарини. Он полагал, что делает личное одолжение виконту.
- Значит, король ждет от Кольбера еще шесть миллионов? Есть от чего упасть в обморок. Любопытно, сколько времени он ему дал?
-  И как скоро он пришлет за Вами?
- Я теперь склоняюсь к Вашей точке зрения – он не станет этого делать. Ему придется продать себя, полностью отдаться под чью-то власть. Он не пойдет на это. Скорее согласится на отставку, опалу, даже тюрьму вместо того, чтобы подставить себя под возможный шантаж. Любопытно, что он предпримет?
- Вам его не жаль?
- Господин граф, Вы можете его спасти! – Арамис улыбнулся.
- Скорее виконт. Но и у него осталось лишь четыре кардинальских миллиона, а король ждет шесть. Похоже, от отлично информирован.
- Думаю, Мазарини все же позаботился об этом.
- Тогда чего выжидал Луи?
- Атос, как-то Вы меня убеждали, что я недооцениваю короля. А не так давно д’Артаньян уверял нас, что мы ошибочно судим о Луи. Откуда же мне знать, отчего король ждал? Возможно, теперь Кольбер ему надоел? А это отличный повод. Это будет тем проще, что уже был пример – Фуке. Кольбер может повторить его судьбу.
- Предлагаете оставить все, как есть?
- Вы этого не хотите, иначе не приехали бы сюда.
- Я приехал из-за Вас.
Арамис едва заметно улыбнулся.
Атос кивнул:
- Давайте уже покончим с этим делом. Я отдаю Вам четыре миллиона, но еще два Вам придется найти самому.
- И я знаю где!



Художник - Стелла Мосонжник.

Иллюстрация размещена с ее разрешения.


Рецензии
Диалог друзей - тот редкий случай, когда Атоса хочется убить, щадя нервы Арамиса )). Конечно, продолжения этого детектива мы все ждем с нетерпением, Мари.

Диана Евгеньевна Корсунская   11.12.2017 13:09     Заявить о нарушении
Граф это умеет :) я бы на месте дАрта уже как минимум дважды его убила - во время разговора в Амьене о проигранном алмазе и лошадях и когда они шли на Сен-Жерве:"... Как вам известно, мы будем там завтракать..."

Ксеркс   11.12.2017 14:20   Заявить о нарушении